Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:58, дипломная работа
Главной целью проекта является анализ состояния мотивации на конкретном предприятии (в конкретном цехе) и разработка направлений ее совершенствования.
Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:
1) дана теоретическая характеристика сущности и видам мотивации;
2) проанализировано ее состояние в ОАО «УМПО» (цех «3в 2») и выявлены недостатки;
3) по результатам анализа предложены направления, в которых целесообразно действовать цеху, чтобы усилить мотивацию.
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.
Самым первым и наиболее распространенным приемом мотивации к труду был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.
Вследствие
изменения содержания труда в
условиях научно-технического прогресса,
широкой автоматизации и
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко - организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что важны не только материальные стимулы, но и такие нематериальные мотивы, как самоуважение, признание со стороны окружающих, моральное удовлетворение работой, гордость своей фирмой и др.
Актуальность проекта обусловлена совершенствованием механизмов управления механизмов мотивации. Исходя из вышесказанного, мы выделяем ряд причин:
1) исчерпали себя старые административные методы управления персоналом, и это заставляет многих руководителей новые приемы и методы работы с людьми;
2) рыночная экономика потребовала от предприятий поиска новых резервов, и пришлось обратить внимание на эффективное использование не только материальных, но и «человеческих ресурсов»;
3) потребовалась возможность отбора и необходимость в поиске квалифицированных кадров. Существенно улучшилось научная и методическая база работы с персоналом, опубликовано много научных работ, которые позволяют поднять эффективность работы с персоналом на новый уровень.
Главной целью проекта является анализ состояния мотивации на конкретном предприятии (в конкретном цехе) и разработка направлений ее совершенствования.
Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:
1)
дана теоретическая
2) проанализировано ее состояние в ОАО «УМПО» (цех «3в 2») и выявлены недостатки;
3)
по результатам анализа
Предметом исследования в данном проекте является мотивация, как побуждение работника эффективно работать на организацию для того, чтобы удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Объектом исследования является ОАО «УМПО» в частности цех «3в 2».
Исходной
информацией для выполнения дипломного
проекта явились: нормативно – правовые
акты, специальная литература по теме
исследования, бухгалтерская отчетность
цеха «3в 2» ОАО «УМПО» за 2005 -2007 гг.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МОТИВАЦИИ
Изучая историю менеджмента можно выявить эволюцию систем мотивации с начала ХХ в. по настоящее время. Процесс эволюции можно разделить на восемь этапов.
На
первом этапе, начиная с учения Тейлора,
система мотивации изучает
На втором этапе человек труда познается как существо социальное, групповое, способное нормально существовать только в условиях социального коллектива. Труд человека покупается, а система стимулирования и размеры оплаты труда определяются работодателем.
На
третьем этапе система
На
четвертом этапе система
На пятом этапе формируется и осуществляется новая философия мотивации, суть которой сводится к развитую самомотивации как явлению, вытекающему из иерархии потребностей человека.
На шестом этапе апробируется новая концепция мотивации, которая указывает работнику пути достижения своих целей, исходя из иерархии потребностей и психологической теории мотивации.
На
седьмом этапе система
На
восьмом этапе в основу системы
мотивации закладываются
Принципы управления кадровым потенциалом, который успешно применяются в ряде зарубежных стран (США, Японии, Германии):
-
глубокие убеждения всех
-
политика полной занятость (
- неуклонное обогащение трудовой деятельности;
- личные стимулы к трудовой деятельности;
- не специализированная карьера, т.е. привлечение работника к одной или нескольким различным видам деятельности на протяжении всей карьеры.
Эффективность применения конкретной модели мотивации и управлении персоналом, развитие новых форм организации их труда, планирование социальной карьеры, оценка деятельности, подбор и расстановка кадров во многом зависят и будут зависеть от специалистов кадровой службы предприятия, которые на протяжении длительного времени выполняли функции статистов в приеме и увольнении работников, отрабатывая свой должностной оклад и необходимое рабочее время, выполняя заявки структурных подразделений.
В фирмах США и Японии успешно применяются следующие принципы:
- участие в принятии решений на всех уровнях управления;
-
выращивание корпоративной
-
максимальное делегирование
-
выработка новых подходов
К сожалению, отдельные ученые – экономисты, политологи, социологи и др. – эффективность систем мотивации пытаются отождествить с идеологией и соответствующим экономическим строем (социализм, коммунизм, капитализм), убеждая окружающий мир или население отдельно взятой страны в преимуществе того или иного политического строя [11, с.42].
На деле любая политическая система имеет право на свое существование, если она отвечает интересам своего народа, жизненный уровень трудящихся данного государства неуклонно из года в год повышается, удовлетворяется вся гамма социальных потребностей.
Механизм стимулирования призван обеспечить интеграцию интересов руководителей предприятий и его работников путем разработки разнообразных форм материального, морального и социального вознаграждения. Особое место в этих системах должны занять социально – психологические методы мотивации и разрабатываемые для этих целей социально – психологические и организационные программы [22, с.105].
В настоящее время разработано и апробируется в практической деятельности большое количество мотивационных моделей, авторы которых хорошо известны специалистам, исследующих данную проблему (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, Л. Портер, Э. Мэйо, М. Грегор, Ф. Тейлор и т.д.), которые объективно доказали необходимость применения той или иной модели как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Вместе с тем любая предложенная мотивационная модель имеет не только положительные моменты мотивационного воздействия на человека и результаты его труда, но и немало предлагаемых мотивационных факторов, которые не оказывают существенного воздействия на поведение личности в процессе трудовой деятельности. И это в полнее естественное явление, так как, в сущности, не может быть идеальной модели, отвечающей всем параметрам и потребностям человека [13, с.352].
Опыт зарубежных стран в области мотивации труда.
В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда [12, с. 88].
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными [12, с. 87].
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.
Одной
из форм мотивации, нашедшей широкое
применение в практике зарубежных и
отечественных предприятий
Работа, которая выполняется только дома за компьютером называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда [12, с. 91].
Один
из действенных методов мотивации -
создание самоуправляемых групп. В качестве
примера можно сослаться на опыт американской
фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы
в управлении общего учета и отчетности,
входящим в один из 5 центров управления
финансовой деятельностью. Группы самостоятельно
решают вопросы планирования работ, приема
на работу новых сотрудников, проведения
совещаний, координации с другими отделами.
Члены групп поочередно участвуют в совещаниях
менеджеров компаний.
Информация о работе Способы оптимизации управления организацией