Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 23:25, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является процесс разработки теоретически обоснованной и соответствующей современным требованиям стратегии развития компании, взаимоувязанной с приоритетными стратегическими направлениями развития экономики страны.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития компании;
- изучить теоретические основы формирования и совершенствования стратегия развития компаний;
- провести анализ рынка услуг, предоставляемых компаниями Казахстана;
- провести анализ деятельности, стратегии развития и рыночно-конкурентной среды ТОО «KazComNet»;
- на основе проведенного анализа разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ТОО «KazComNet»;
- провести анализ основных концепций разработки и управления реализацией стратегии компании и дать оценку их применимости в условиях казахстанской экономики;
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………..…………………………..… 3
СПИСОК ТАБЛИЦ ……………………………………………………………... 4
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ …………………………………………………… 5
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 6
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
1.1. Основные теории стратегического развития компании 13
1.2. Методы стратегического анализа 18
1.3. Разработка стратегии и методов повышения конкурентоспособности компании 35
2 ГЛАВА. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНСКИХ КОМПАНИЯХ
2.1 Анализ текущей ситуации использования стратегии в развитии казахстанских предприятий 41
2.2 Анализ практики разработки стратегии в ТОО «KazComNet» 53
2.2.1 Краткая характеристика компании 53
2.2.2. Принципы разработки корпоративной стратегииТОО «KazComNet» 64
2.2.3. Приоритеты в маркетинговой деятельности ТОО «KazComNet» 68
3 ГЛАВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ
3.1. Рекомендуемые модели разработки стратегии развития компании 79
3.2.Рекомендации дальнейшего разработки стратегии в ТОО «KazComNet» 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
Следует также подчеркнуть, что казахстанская бухгалтерско-аналитическая школа имеет свои традиции в части прогнози рования, долгосрочного планиро
Среди казахстанских ученых, исследующих аналитический инструментарий стратегического управления, следует отметить работы А.А. Алимбаева, Р.А. Алшанова, Я.А. Аубакирова, С. Аханова, С.Ш. Ауельбаева, У.Б. Баймуратова, С.Х. Берешева, В.Ю. Додонова, Г. Н. Дугаловой, Р.З.Жалелевой, Е.Б. Жатканбаева, А.Б. Зейнельгабдина,
Вопросы стратегического планирования также освежащются в раобтах таких российских ученых, как М.И. Баканов, С.Б. Барнгольц, И.А. Бланк, О.В.Голосов, А.Г. Грязнова, В.Е. Есипов, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, М.В. Мельник, Н.С. Пласкова, С.К. Татур, Г.В. Федорова, М.А. Федотова, В.П. Фомин, А.Д. Шеремет и др.
В работах этих авторов обоснованно определены критерии оценки эффективности деятельности организаций и их подразделений, дана оценка полноте и достаточности информации, содержащейся в бухгалтерской и управленческой отчетности, сформированы новые подходы к управлению, разработке стратегии в условиях неустойчивого развития и неопределенности.
Вместе с тем, несмотря на развитие и исследование таких универсальных методов, как общее управление качеством и реинжиниринг бизнес-
В последние годы особое внимание уделяется вопросам реализации стратегии, контроля за эффективностью ее реализации и своевременной корректировки, что требует дальнейшего совершенствования аналитического инструментария, позволяющего оценить вклад и мотивировать весь персонал организации на решение стратегических задач.
Это поставило задачу разработки нового инструментария стратегичес кого учета и анализа, стратегических бюджетов и контроля за их исполнением.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является процесс разработки теоретически обоснованной и соответствующей современным требованиям стратегии развития компании, взаимоувязанной с приоритетными стратегическими направлениями развития экономики страны.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития компании;
- изучить теоретические основы формирования и совершенствования стратегия развития компаний;
- провести анализ рынка услуг, предоставляемых компаниями Казахстана;
- провести анализ деятельности, стратегии развития и рыночно-конкурентной среды ТОО «KazComNet»;
- на основе проведенного анализа разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию стратегии развития
- провести анализ основных концепций разработки и управления реализацией стратегии компании и дать оценку их применимости в условиях казахстанской экономики;
- раскрыть целесообразность и результативность гармонизаци
- обосновать целесообразность использования для стратегического учета функционально-ориентированного учета затрат и бюджетирования, а также других инструментов повышения эффективности стратегической деятельности предприятия, позволяющих минимизировать издержки и эффек тивно конкурировать на рынке, достигая поставленные стратегические це
Предметом исследования является аналитический инструментарий разработки и реализации стратегии компаний, включая систему показателей оценки эффективности деятельности организации и ее подразделений, систему стратегических бюджетов, методы мотивации персонала организации.
Объект исследования - процесс разработки и реализации стратегии развития казахстанских компаний.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих казахстанских, российских и зарубежных ученых в области стратегического управления, стратегического учета и анализа, методические разработки и рекомендации научно-исследовательских институтов.
Большое внимание было уделено изучению опыта одной из ведущих казахстанских компаний в сфере разработки и продвижения на казахстанский потребительский рынок ІТ – технологий – ТОО «KazKomNet» в области разработки стратегии и организации ее успешной реализации.
Методы исследования: при исследовании широко использовались общенаучные методы познания (системный анализ, диалектический подход, анализ, синтез, декомпозиция, абстрактно-логическое моделирование), эвристические (метод экспертных оценок, SWOT-анализ, GAP-анализ и др.) и специальные методы экономического анализа (сравнительный, группировки, детализации, классификации, дискретный метод и др.)
Информационная база исследования монографии, нормативные документы, экономический анализ, финансовый контроль и аудит, развитие организационных структур и процессов управления, статистические данные о развитии экономики Республики Казахстан.
Научная новизна исследования состоит в разработке аналитического инструментария обоснования и реализации стратегии компаний, опирающегося на традиционные методы казахстанской аналитической школы и включающего инструментарий стратегического анализа, ориентированный на неустойчивую внешнюю среду, повышенные риски и жесткую конкуренцию на рынке.
Наиболее существенные научные результаты заключаются в следующем:
- выделены особенности стратегий казахстанских компаний, определенные многообразием форм собственности, спецификой организационных структур, которые носят комплексный характер, форм хозяйственных связей, ужесточением конкуренции и турбулентностью внешней среды;
- определена система ограничений прогнозирования развития предприятия при ужесточении конкуренции и риска неопределенности развития; обоснована структура информационного обеспечения и систематизирован аналитический инструментарий разработки стратегий, построенный на интеграции традиционных методов экономического анализа, характерных для российской аналитической школы, и аналитических инструментов имманентных рыночной экономике, определено применение аналитического инструментария по этапам разработки и реализации стратегии;
- разработаны положения по мотивации и участию различных категорий работников (от топ-менеджеров до исполнителей) в обосновании
- выделены основные этапы разработки стратегии и их увязка с инвестиционной программой и отдельными инвестиционными проектами, предложен методический подход к оценке результативности страте
- разработаны предложения по стратегическому бюджетированию
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут широко применяться коммерческими организациями
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих тему исследования, заключения, таблиц, раскрывающих описываемый в работе материал.
В первой главе «Теоретические основы процесса разработки стратегии
компании» раскрываются основные теории стратегического развития компании, методы стратегического анализа, формы и способы разработки стратегии и методов повышения конкурентоспособности компании. Во второй главе «Анализ практики использования стратегического плана развития в казахстанских компаниях» сделан анализ текущей ситуации использования стратегии в развитии казахстанских предприятий, анализ практики разработки стратегии в ТОО «KazComNet» и принципы разработки корпоративной стратегии ТОО «KazComNet». Кроме того, рассматриваются приоритеты в маркетинговой деятельности ТОО «KazComNet». В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию разработки стратегии компаний в Казахстане». В данной главе рассмотрены рекомендуемые модели разработки стратегии развития компании, а также дается рекомендации дальнейшего разработки стратегии на примере ТОО «KazComNet».
1. Теоретические основы процесса разработки стратегии компании
1.1. Основные теории стратегического развития компании
Казахстан сегодня как никогда нуждается в высококвалифицированных менеджерах как высшего, так и среднего звена, обладающих стратегическим мышлением и предпринимательской интуицией. Такая востребованность в кадрах определяется темпами развития страны за годы независимости. Хотя начальный постсоветский статус страны был четко определен как сырьевая республика, более восемнадцати лет самостоятельного экономического развития в беспрестанном поиске путей развития, прорывной скачок в экономике, особенно за счет природных богатств, дали свои результаты. «Сегодня уже все признают, что Казахстан – одна из самых динамично развивающихся стран. Эксперты относят его к лидерам на постсоветском пространстве. В республике создана экономическая среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых в СНГ признан Европейским союзом и США страной с рыночной экономикой, а ведущие международные агентства присвоили ему высокий инвестиционный рейтинг» /4, с.425/.
В настоящее время США, Япония, Германия и другие развитые страны, передовые компании мира переходят на принципы новой, инновационной экономики – экономики обеспечения всеобщего качества на основе знаний. Новая, инновационная экономика – это экономика знаний, новых информационных технологий, качественных процессов, обеспечивающих лидерство субъекта управления и конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг.
Требование инновационности к содержанию экономики предполагает высокий профессионализм не только в сфере объектов государственного управления, но в менеджменте частного сектора экономики страны, что, в свою очередь, требует применения самых высокоэффективных методов управления в рыночных условиях. Сегодня в условиях глобализации бизнеса и жесткой конкуренции ведущие компании мира являются таковыми, поскольку следуют разработанной ими стратегии. Стратегическое управление стало самой эффективной формой управленческой деятельности. Об этом свидетельствует практика ведущих общепризнанных компаний, изучению опыта которых посвящены многие работы, приковывающие внимание всех тех, кто стремится добиться совершенного успеха в бизнесе /5/.
Как форма управления стратегический менеджмент вобрал в себя и интегрировал все предшествовавшие ему управленческие системы. Казахстанская система управления, на наш взгляд, в отличие от общемирового последовательного развития рыночных форм управления, вынуждена развивать их, наполняя рыночным содержанием, параллельно и, в определенном смысле, одновременно, составляя единую систему корпоративного управления. Поэтому, чтобы точнее идентифицировать применяемые в практике системы и формы управления и на основе этого глубже понять суть и содержание стратегического менеджмента в целях дальнейшего применения, представляется целесообразным обратиться к истокам его возникновения и развития. На протяжении истории управления производственными отношениями зарождались и в дальнейшем использовались различные понятия, такие как бюджетирование (финансовое планирование), долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический рыночный менеджмент.
Для руководителей большинства казахстанских компаний стратегические методы управления достаточно хорошо известны. В то же время они используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. Это ставит перед представителями науки актуальную задачу разработки фундаментальной научной и методологической основы эффективного использования стратегической концепции в бизнесе.
Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа: