Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 23:25, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является процесс разработки теоретически обоснованной и соответствующей современным требованиям стратегии развития компании, взаимоувязанной с приоритетными стратегическими направлениями развития экономики страны.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития компании;
- изучить теоретические основы формирования и совершенствования стратегия развития компаний;
- провести анализ рынка услуг, предоставляемых компаниями Казахстана;
- провести анализ деятельности, стратегии развития и рыночно-конкурентной среды ТОО «KazComNet»;
- на основе проведенного анализа разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ТОО «KazComNet»;
- провести анализ основных концепций разработки и управления реализацией стратегии компании и дать оценку их применимости в условиях казахстанской экономики;
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………..…………………………..… 3
СПИСОК ТАБЛИЦ ……………………………………………………………... 4
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ …………………………………………………… 5
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 6
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
1.1. Основные теории стратегического развития компании 13
1.2. Методы стратегического анализа 18
1.3. Разработка стратегии и методов повышения конкурентоспособности компании 35
2 ГЛАВА. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНСКИХ КОМПАНИЯХ
2.1 Анализ текущей ситуации использования стратегии в развитии казахстанских предприятий 41
2.2 Анализ практики разработки стратегии в ТОО «KazComNet» 53
2.2.1 Краткая характеристика компании 53
2.2.2. Принципы разработки корпоративной стратегииТОО «KazComNet» 64
2.2.3. Приоритеты в маркетинговой деятельности ТОО «KazComNet» 68
3 ГЛАВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ
3.1. Рекомендуемые модели разработки стратегии развития компании 79
3.2.Рекомендации дальнейшего разработки стратегии в ТОО «KazComNet» 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
Регулярно проводимый ситуационный анализ позволяет также выявить наличие у предприятия долговременного “горизонта видения” своих целей, а также активность, наступательность, предприимчивость руководителей всех рангов на предприятии. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, стремление Казахстана к лидерству предопределяют наиболее значимые направления казахстанских предприятий в области стратегического маркетинга. Новые стратегические маркетинговые цели предприятий страны обеспечат долговременную ориентацию на конкретные виды маркетинговой деятельности, а также экономики в целом. Реализация конкурентоспособных услуг казахстанских предприятий в сфере маркетинга оценит результаты эффективности выбранной маркетинговой политики, которые измеряются объемом привлеченных внешних инвестиций в страну.
На основе проведенного ранее анализа и характеристик целевого рынка (сегмента) разрабатывается стратегия позиционирования и выбирается вариант охвата рынка (дифференцированный, недифференцированный, концентрированный маркетинг), составить карту позиционирования
Стратегиями маркетинга могут быть следующие стратегии: низких издержек, дифференциации, диверсификации, сворачивания производства. Ф.Котлер классифицирует возможности роста предприятия следующим образом:
- интенсивный рост: глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара;
- интеграционный рост: регрессивная интеграция (покупка предприятий-
- диверсификационный рост: концентрическая диверсификация (распределение новых товаров по налаженным сбытовым каналам), горизонтальная диверсификация (предложение новых товаров старому рынку через новые сбытовые каналы), конгломеративная диверсификация (внедрение новых товаров на новых рынках).
В практике современных казахстанских предприятий наиболее часто используются стратегии глубокого проникновения на рынок, совершенствование товара (особенно характерно для сферы услуг), концентрическая диверсификация, сонгломеративная диверсификация (создание предприятий с нуля).
Стратегии представляют собой некие концепции. Для окончательного выбора элементов маркетингового микса необходимо определить, каков должен быть бюджет маркетинга. Возможно огромное число комбинаций при использовании инструментов маркетингового микса, при выборе которых имеет огромное значение m формационная система маркетинга, а также опыт и интуиция.
Таким образом, основная цель маркетингового планирования - уменьшение степени неопределенности и риска в предпринимательской деятельности и обеспечение концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Без плана трудно добиться согласованных действий внутри предприятия сложно поддерживать приоритетность одних направлений деятельности не в ущерб другим, и наконец, само понятие контроля, который без учета ориентиров, вырабатываемых в процесс планирования, превращается в пустую формальность [97].
Прежде чем использовать модель динамического финансового анализа, менеджерам фирмы необходимо выбрать критерий по которому будут оцениваться отдельные стратегии. Наиболее часто используемой является концепция эффективной границы, которая широко применяется в современном финансовом анализе, начиная с Markowitz [32]. Во-первых, компания должна выбрать способ измерения дохода, например ожидаемая прибыль, а также меру риска, например ожидаемый дефицит для страхователей (см. Lowe, Stanard [30]) или наихудшее условное ожидание (см. Artzner, Delbaen, Eber, Heath [2] и [3]). Затем измеренный риск и доход для каждой стратегии отображается на графике в координатах риск–доход, как это сделано на рисунке 1.1. Каждой стратегии соответствует всего одна точка на диаграмме. Стратегия называется эффективной если нет ни одной другой, имеющей при том же уровне дохода меньшего риска, и ни одной, приносящей больший доход при том же риске.
Для каждого уровня риска существует максимальная величина дохода, которую невозможно превзойти, поскольку достигнута эффективная граница. Однако точное положение эффективной границы не известно. Нельзя с полной определенностью сказать является стратегия действительно эффективной или нет. ДФА не обязательно является методом, который позволяет определить оптимальную стратегию. Предназначением ДФА, в первую очередь, является сравнение различных стратегий в терминах “риск – доход”. А сравнение стратегий может привести к совсем другим результатам, если мы изменим способ измерения риска или дохода. Различные способы измерения могут приводить к тому, что различные стратегии будут признаны наилучшими.
Хотя эффективные границы являются хорошим средством для представления результатов ДФА, поскольку они хорошо известны специалистам, нужно сделать несколько критических замечаний в их адрес. В Cumberworth, Hitchcox, McConnell, Smith [10] было установлено, что при использовании эффективных границ встречаются ловушки, которых нужно опасаться. Эти авторы отмечали, что во-первых, обычно при построении эффективных границ используют способы измерения риска, которые смешивают систематический риск (не диверсифицируемый для акционеров) с риском несистематическим, что затуманивает перспективы для акционеров. К тому же эффективная граница может дать неверный совет, если мы используем ее для принятия инвестиционных решений при условии, что систематический риск не исключен из уравнения.
Так, например одним из ключевых приоритетов АО «Тенгизшевройл» является укрепление потенциала и возможностей казахстанского бизнеса. ТШО ориентирован на продолжение увеличения казахстанских товаров и услуг в целях поддержания устойчивого развития Казахстана и бизнеса. Только за последние четыре года (2007 - 2011 гг.) ТШО приобрел казахстанских товаров и услуг на сумму более 5 млрд. долларов, при этом основной упор делается на определение поставщиков среди местных предприятий и предоставление дополнительных возможностей для развития их бизнеса.
Стратегия ТШО по повышению доли казахстанских производителей товаров и услуг включает следующие четыре направления: создание возможностей для привлечения казахстанских предприятий, развитие необходимой производственной базы и объемов производства и услуг, передача необходимых знаний и навыков для ведения бизнеса и максимальное использование местных рабочих кадров. За счет такого системного и целенаправленного подхода Тенгизшевройл смог повысить расходы на закупки товаров и услуг казахстанских производителей с 27 млн. в 1993 г. до 1,350 млн. долларов США в 2011 году. По итогам 2010 года доля местных поставщиков в бюджете расходов на товары и услуги составила 68%.
АО «Тенгизшевройл» уделяет повышенное внимание активному поиску квалифицированных поставщиков с целью своевременного включения их заявок для тендера, помогая им развивать квалификацию и улучшать качество предоставляемых услуг. Кроме того, по отдельным видам продукции и услуг, объемы и качество которых не удовлетворяют требованиям Компании, ТШО помогает организовать производство практически «с нуля». С этой целью широко используется система беспроцентных ссуд и обучающих семинаров. Одновременно, ТШО работает непосредственно с компаниями, чтобы поднять их уровень до международных стандартов. Так, ТШО совместно с партнерами в течение двух лет работал с АО «НМСК «Казмортрансфлотом», в результате чего были спроектированы и построены специальные танкеры с двойным корпусом для перевозки нефти через Каспийское море. Эти танкеры сегодня успешно эксплуатируются казахстанским перевозчиком для экспорта тенгизской нефти [124].
Самое серьезное достижение в данном направлении было связано с недавним проектом расширения. В рамках проекта приобретено более 4 000 единиц оборудования и размещено заказов у 320 местных поставщиков на сумму свыше $2 млрд. долларов. Хорошим примером успешного использования казахстанских товаров и услуг является Проект второго поколения. 32 воздухообменника и 13 сосудов высокого давления были изготовлены на заводе АО «Белкамит». Другой казахстанский поставщик – ОАО «Имсталькон» на своих заводах в Караганде, Алматы и Таразе изготовил 40% всех стальных конструкций. В дополнение к этому, строительство поселка «Шанырак» на Тенгизе на сумму $112 млн. долларов было осуществлено казахстанским строительным консорциумом, в который вошли «Мунайгазкурылыс», «Объединенная строительная корпорация» и «Интергазстрой».
Соответствие казахстанских поставщиков товаров и услуг мировому уровню является важным фактором для устойчивого роста ТШО. Так как ТШО продолжает наращивать темпы роста своей деятельности в Казахстане, компания намерена и дальше расширять контингент деловых отношений с местными компаниями и увеличивать объемы инвестиций.
В целях увеличения казахстанского содержания ТШО совместно с другими крупными нефтяными компаниями Казахстана проводит форумы поставщиков. 2008-2011 гг. на этих форумах поставщиков представители местных, иностранных компаний и государственных органов обсуждали вопросы развития бизнеса казахстанских поставщиков товаров и услуг, касающихся энергетического сектора. Проведены семинары, цель которых - помощь в изучении стандартов, процедур и практики ведения бизнеса с крупными нефтяными компаниями. Во время проведения форумов представителям местных компаний представилась отличная возможность встречи с иностранными компаниями и обсуждения с ними совместных потенциальных проектов.
Совместная деятельность западных и казахстанских компаний доказала свою эффективность. В этом можно убедиться по фактам из истории ТШО, который с начало своей деятельности помогает казахстанским компаниям в развитии уровня поставок товаров и услуг, отвечающих требованиям международных стандартов. Другим ярким примером заботы о росте потенциала местного предпринимательства и повышении занятости населения региона является Программа ТШО по кредитованию среднего и малого бизнеса [79].
В рамках этой программы компания выдает местным предпринимателям беспроцентные денежные ссуды на развитие собственного бизнеса и составление бизнес-плана. Цель программы - оказать содействие в развитии возможностей местных компаний производить товары и услуги для нужд ТШО. За время ее релизации ТШО было выдано ссуд на общую сумму $7 млн. долларов, в результате чего были открыты 174 новых предприятия, давшие работу 1 400 местным жителям.
Есть ряд примеров местных компаний, чей успех в немалой степени связан с программой ТШО по выдаче беспроцентных ссуд.
Так, ТОО «Adem Ecology» занимается утилизацией отходов. В начале 2010 года ТОО "Adem Еcology" получило ссуду ТШО на приобретение инновационного оборудования для переработки отходов, необходимого Атырауской области, что улучшило систему утилизации и снизило объемы городских отходов до минимума. При принятии решений по Программе кредитования среднего и малого бизнеса в ТШО привлекаются специалисты с различных отделов для рассмотрения и утверждения процесса по определению приоритетных проектов, необходимых для нужд ТШО и нефтегазового сектора в целом [97].
2.2 Анализ практики разработки стратегии в ТОО «KazComNet»
2.2.1 Краткая характеристика компании
Фирма "KazComNet" работает в сфере информационных технологий с 2001 года. Компания предоставляет широкий спектр услуг по информационным технологиям. Мыготовы предложить услуги такие как: разработка информационно-аналитических систем,разработка Web-порталов, поставка и установка компьютерного, серверного оборудования имультимедийных систем, поставка офисной оргтехники, монтаж и проектирование СКС и ЛВСсетей, поставка и установка лицензионного программного обеспечения.
Более 10 лет на рынке информационных технологий Казахстана позволили компании накопить опыт во многих областях информационных технологий, что подтверждается успешной реализацией выполняемых проектов и положительными отзывами заказчиков.
За время работы в компании сформировалась слаженная команда высококвалифицированных специалистов - в области управления проектами, проектирования и разработки информационных систем, построению крупномасштабных серверных и сетевых комплексов и др.
За время работы в компании сформировалась слаженная команда высококвалифицированных специалистов - в области управления проектами, проектирования и разработки информационных систем, построению крупномасштабных серверных и сетевых комплексов и др.
Компания «KazComNet» предоставляет широкий спектр услуг по информационным технологиям, которые способствуют успешному бизнесу Вашей компании.
Компания предлагает услуги такие как:
Разработка информационно-аналитических систем
Создание систем электронного документооборота;
Создание автоматизированной системы управления «Система управления персоналом»
Максимальная автоматизация процессов обработки, накопления и выдачи аналитической информации по заданным параметрам;
Разработка логической информационной модели в виде диаграмм и таблиц для проведения маркетинга и конъюнктурного анализа (имитационная модель);
Интеграция данных из различных источников;
Создание консолидированной картины данных структурных подразделении организации;
Установка и поддержка технических средств;
Сопровождение и консультации по эксплуатации информационных систем;
Разработка рабочих прототипов систем с использованием современных средств автоматизации проектирования;