Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа
Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80
Так, коллектив авторов под редакцией Валового Д. В. утверждают, что здравоохранение, являясь социальным институтом, институтом социальной сферы, представляет собой систему жизнеобеспечения, и в этом смысле здравоохранение необходимо рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Данное утверждение подчеркивает важность рассматриваемой отрасли в организации и методическом обеспечении государственных структур, ведомств и организаций охранными и профилактическими мероприятиями в области здравоохранения.
Лисицын Ю.П. и Полунина Н.В. также полагают, что здравоохранение отнесено именно к отраслям социальной сферы экономики и представляет собой систему лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных, медицинских мер, а также учреждений государственной и муниципальной собственности, и имеет отраслевую структуру. Поэтому здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, и предлагается признать здравоохранение – по аналогии с агропромышленным, топливно-энергетическим, военно-промышленным – медико-производственным комплексом. 5
В таких условиях, управление здравоохранением является управлением обособленным отраслевым хозяйством, а здравоохранение признается, прежде всего, отраслью, более того – отраслью экономики, и еще того более – отраслью социальной сферы экономики.
Подводя итог исследованию различных позиций в отношении понятия «здравоохранение» как объекта государственного управления и регулирования, представляет собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.
Следует отметить, что
понятие системы
В настоящее время
различают три системы здравоох
1. Традиционная для нашей страны государственная система. Первичное звено здравоохранения основу его службы составляет здравоохранения, медико-санитарные посты, здравпункты, медико-санитарные части – это доврачебная амбулаторная помощь, затем врачебные участки, районные амбулатории и участковые больницы.
2. Муниципальная система
3. Частная система
Значимость системы здравоохранения может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Правовой характер системы здравоохранения связан с верховенством Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер – с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения, государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Экономический характер системы связан с ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с точки зрения его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценностью системы здравоохранения и их признание, соблюдение и защита являются обязанностью рассматриваемой системы.
Состояние российской системы здравоохранения в нынешний период времени можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что она унаследовала перекосы и ограничения системного характера, свойственные монопольной экономике: сплошь дотационную инфраструктуру лечебных учреждений, унитарный тип организации с пирамидальной системой хозяйствования и управления, сейчас порушенной, и характерными для этой системы родовыми признаками стремления к единству и единственности, к усложненной бюрократической структуре.
Доля людей, оценивающих свое здоровье, как хорошее в России составляет всего 22%, а, например, в таких северных странах, как Финляндии или Норвегии, соответственно 69% и 81%! Важно отметить прогнозированное состояние здоровья нашего будущего – молодого поколения. Из 31,6 млн. детей в нашей стране только треть были здоровы на момент обследования. По данным Министерства образования только 10% выпускников средней школы можно считать абсолютно здоровыми. 7
Между тем, примечательно, что, несмотря на рост рыночных отношений, люди стали больше ценить здоровье, что видно из опроса общественного мнения, при котором 80% отметили главным своим пожеланием детям и внукам - хорошее здоровье, и только 41% - материальный достаток.
О неблагополучном состоянии здоровья народа в России свидетельствуют также и некоторые статистические показатели, часть из которых стоит привести. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59,8 лет и на 18 лет меньше, чем в лидирующих странах; женщин – 72,2 (для примера средняя продолжительность жизни женщин в Испании – более 90 лет). Беспокойство вызывает прогноз средней продолжительности жизни на ближайшее будущее. В этом показателе мы отстали от развитых стран на 100 и более лет.
Смертность у нас превышает рождаемость в 1,8 раза. По уровню смертности от инфекций, туберкулеза мы занимаем первое место в Европе. Особенно большое число людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Только ишемическая болезнь сердца составляет 55% смертей мужчин и 40,7% женщин. В этом печальном показателе в конце прошлого столетия мы опередили Англию, Германию, Финляндию в 3,5 раза. 8
Все это является основанием для некоторых социологов считать, что государство поражено страшной болезнью – депопуляцией, когда устойчивое превышение числа умерших над числом рождающихся в течение 10 лет приводит к естественной убыли населения. Подсчитано, что численность населения в России к 2011 году уменьшится на 10 млн. человек.
Поэтому, к числу важнейших
проблем в сфере
– снизились качество и доступность медицинской помощи населению;
– недостаточное финансирование здравоохранения совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностью структуры медицинской помощи;
– Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами;
– до сих пор не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителей различных территорий страны, а также сельского и городского населения;
– расходы бюджетов и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) отдельных регионов и муниципальных образований на одного жителя различаются в десятки раз, что нарушает принципы социальной справедливости;
– неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что здравоохранение граждан является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. Наиболее активной отраслью, которая организационно и методически обеспечивает государственные структуры, ведомства и организации мероприятиями по профилактике заболеваний населения, является здравоохранение, которое является не просто важной отраслью социальной сферы – оно представляет собой систему жизнеобеспечения, и в этом смысле его можно рассматривать, как важный фактор национальной безопасности страны.
Организация здравоохранения граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая низкую социально-экономическую эффективность ее деятельности, становится главной движущей силой ее реформирования, которое предопределяется государственной политикой в этой отрасли. Однако нынешняя система государственного управления, призванная реализовывать здравоохранительную политику, не справляется со своими функциями. В настоящее время для организации управления в области здравоохранения характерным является отсутствие единой системы управления, что негативно сказывается на всей системе здравоохранения. Поэтому важнейшей задачей общегосударственной политики в общем и здравоохранительной в частности, должно стать упрочнение позиций государственных органов, так как эффективность реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан напрямую зависит от эффективности государственного управления здравоохранением.
1.2 Нормативно-правовые основы управления муниципальной системой здравоохранения
Муниципальная система здравоохранения - это совокупность всех медицинских и фармацевтических учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления здравоохранением в интересах населения территории муниципального образования, её комплексного развития.
К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.9
Муниципальные органы управления здравоохранением
несут ответственность за санитарно-гигиеническое
образование населения, обеспечение
доступности населению
Муниципальное медицинское учреждение можно определить как медицинское учреждение, находящееся в муниципальной собственности, финансируемое из муниципального бюджета и функционирующее в интересах данного территориального сообщества. Законодательно не ограничены виды медицинских учреждений, которые могут быть муниципальными.
Учитывая установленную
Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения