Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа
Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80
Во-первых, результатом деятельности муниципального учреждения здравоохранения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия учреждений с потребителями их услуг. Это прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для учреждения и каждое взаимодействие с посетителем можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.
Это, в свою очередь, находит выражение в многовариантности технологий, используемых в работе с клиентом, в особой значимости этических ценностей и принципов, сложившихся в обществе, в принципиально важной роли медицинских работников в процессе оказания услуг. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых медицинских услуг и, соответственно, результатов деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере здравоохранения.
Во-вторых, медицинские
услуги относятся к социальным услугам.
Это означает, что, с одной стороны,
они помимо непосредственного эффекта
для потребителя имеют и
Таким образом, среди наиболее существенных особенностей муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:
- сложность определения качества и измерения результатов работы;
- высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
- отсутствие права на неопределенность и ошибку;
- потребность в тесной координации работы различных подразделений;
- высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает прежде всего как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность прежде всего по отношению к пациентам и коллегам по профессии;
- необходимость контроля со стороны администрации муниципальных учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов учреждений здравоохранения;
- трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих учреждениях здравоохранения, особенно больницах.
Таким образом, современное муниципальное учреждение здравоохранения, представляет собой сложный лечебно-хозяйственный комплекс, наряду с главной, лечебно-диагностический функцией, осуществляет хозяйственные, снабженческие, эксплуатационные и иные функции, являющиеся предметом правового регулирования многообразных норм различных отраслей права.
Управление учреждениями здравоохранения в России на муниципальном уровне имеет ряд особенностей и практика функционирования муниципальных учреждений здравоохранения свидетельствует о том, что наибольший эффект в управлении ими дают проверенные на практике научные методы управления, которые берут все лучшее из опыта и государственного, и частного, и некоммерческого секторов.
2 Анализ управления Муниципальным бюджетным лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения «Златоустовская городская Больница № 1»
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»
Официальное наименование учреждения: муниципальное бюджетное лечебно – профилактическое учреждение здравоохранения «Златоустовская городская больница №1» (МБЛПУЗ «ЗГБ №1»).14
Юридический адрес и место нахождения учреждения (почтовый адрес совпадает с адресом места нахождения учреждения): 456228, Челябинская область, город Златоуст, Квартал Медик.
Правовой статус учреждения определяется законами и правовыми актами, но законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам.
МБЛПУЗ «ЗГБ №1» не является собственником своего имущества, но обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учреждение имеет годовую смету расходов и штатное расписание, в пределах выделенных ассигнований, осуществляет свою деятельность за счет местного бюджета. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет орган местного самоуправления «Комитет по управлению имущества ЗГО».
Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются:
- бюджетные и внебюджетные
- имущество, переданное Учреждению собственником или уполномоченным органом в установленном порядке;
- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
- доходы, полученные от реализации продукции и услуг, а также от других видов деятельности, разрешенных настоящим Уставом;
- кредиты банков и других кредитных учреждений, получаемые с согласия Учредителя;
- иные источники, не
Доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество являются государственной собственностью и передаются на праве оперативного управления Учреждению, учитываются на отдельном балансе Учреждения и используются Учреждением на его уставные цели.
Контроль деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» осуществляется Учредителем (Функции и полномочия выполняет Администрация Златоустовского городского округа).
Схематичный состав
Муниципальное лечебно – профилактическое учреждение здравоохранения «Златоустовская городская больница №1» оказывает населению следующие услуги:15
- Хирургическая – один из основных видов специализированной медицинской помощи в системе лечебно-профилактической помощи населению.
- Терапевтическая – вид специализированной медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях внутренних органов.
- Пульмонологическая – вид специализированной медицинской помощи, оказываемой больным с неспецифическими заболеваниями легких.
- Неврологическая – медицинская помощь, оказываемая больным неврологическими заболеваниями.
- Оториноларингологическая – медицинская помощь, оказываемая лицам с заболеваниями уха, горла и носа.
- Эндокринологическая – медицинская помощь, оказываемая больным с патологиями желез внутренней секреции.
- Офтальмологическая – медицинская помощь, оказываемая лицам с заболеваниями и травмами органов зрения.
- Патологоанатомическая – прижизненная морфологическая диагностика заболеваний по биопсийно – операционному материалу;
Также, Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (оказывать платные медицинские услуги населению) по следующим видам медицинской деятельности:
- Микробиологические исследования в бактериологической лаборатории:
- На медицинские услуги в диагностическом отделении:
- На медицинские услуги зубопротезном кабинете:
- Микробиологические исследования в клинико-диагностической лаборатории.
- На медицинские услуги в городской поликлинике.
- Микробиологические исследования в лаборатории клинической иммунологии и диагностики СПИД.
- На медицинские услуги в городской поликлинике.
- На медицинские услуги в диагностическом отделении.
- Микробиологические исследования в офтальмологическом отделении.
Учреждение ведет учет доходов
и расходов от предоставления платных
услуг, предоставляет сведения о
таком имуществе в Комитет
имущественных отношений Департ
Учреждение осуществляет
квалифицированное и
Организационная структура учреждения – следующая (представлена в Приложении 2):
Учреждение возглавляет
Учредитель заключает с
Заместители Главного врача назначаются и освобождаются от должности Главным врачом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о труде.
Главный врач выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения:
На период временного отсутствия Главного врача его функции и обязанности исполняет лицо, назначенное приказом Учредителя.
Большое внимание МБЛПУЗ
«ЗГБ №1» уделяет кадровому
К кадровому планированию МБЛПУЗ «ЗГБ №1» относятся:
- учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы: прием на работу, отбор кадров, сокращение или высвобождение персонала и увольнение с работы,
- мотивация труда,
- расстановка и перестановка персонала в учреждении,
- составление профессионально – квалификационного паспорта.
Кадровое планирование МБЛПУЗ «ЗГБ №1» позволяет учитывать средствами планирования экономические и ориентированные на соискателей, согласовывать их друг с другом и способствовать тем самым уравновешиванию интересов работодателей и соискателей работы.
В области кадрового планирования Муниципальное бюджетное лечебно – профилактическое учреждение здравоохранения «Златоустовская городская больница №1» в некоторых областях кадрового планирования, комплектации и перестановки персонала, а также мотивации труда находится под контролем Учредителя (в частности, Управления здравоохранения администрации Златоустовского городского округа).
Итак, кадровое планирование является признаком ответственности учреждения по отношению к своему персоналу и призвано обеспечить оптимальное раскрытие потенциала наемных работников.
Координацию и регулирование деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» в области кадрового планирования осуществляют учредитель в соответствии со штатным расписанием, поэтому комплектацию и перестановку персонала, согласно штатному расписанию, утверждают официальные постановления учредителя учреждения и Управления здравоохранения администрации Златоустовского городского округа.
Рассмотрим численность
врачей Муниципального бюджетного
лечебно – профилактического
учреждения здравоохранения «
Таблица 1 - Численность врачей в МБЛПУЗ «ЗГБ №1 ЗГО» на конец 4 квартала 2011 года
Численность врачей в возрасте до 35 лет |
Численность врачей в возрасте от 35 до 55 лет |
Численность врачей в возрасте свыше 55 лет |
14 |
35 |
21 |
Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения