Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80

Файлы: 1 файл

Диплом Наталья. Версия 2.1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Особое внимание обращено на показатель ожидаемой продолжительности жизни - за время реализации нацпроекта он вырос на 3,7 года и составил почти 69 лет.

Последние годы ситуация в здравоохранении  на муниципальном уровне стала радикально меняться. Нацпроект «Здоровье» положил начало глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения и в управлении муниципальными учреждениями здравоохранения и основной его задачей является модернизация и совершенствование муниципального управления охраной здоровья населения.

В целом муниципальная система здравоохранения существенно отличается по своему построению от подсистем здравоохранения, соответствующих уровням государственной власти, например, региональной системы здравоохранения. Это означает, что муниципальное управление охраной здоровья населения и, в частности, для муниципальных учреждений здравоохранения, характерны два основных признака:

- их деятельность носит  по преимуществу организационный  характер;

- население, через  полномочные структуры, является  основным субъектом этой деятельности, именно его интересы определяют её общую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения

 

 

 

Муниципальный сектор в  сфере здравоохранения является областью, где воплощаются коллективные социальные ценности, которые не могут быть адекватно реализованы за его пределами. Эти ценности определяются не через рынок, а в ходе общественного развития и политического процесса на основе учета разнообразия социальных и экономических интересов, существующих в обществе.

Под муниципальным учреждением здравоохранения в широком смысле следует понимать учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающих медицинскую помощь, охватывающие здравоохранительной деятельностью определенную территорию и состоящие в доле бюджета здравоохранения в расчете на эту территорию.

В ведомственных целях муниципальные учреждения здравоохранения в процессе почти тридцатилетнего изменения их номенклатуры приобрели разделение на лечебно-профилактические, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные.

Из данного перечня  учреждений непосредственно медицинскую (лечебную) деятельность осуществляют лишь лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения; диспансеры; амбулаторно-поликлинические учреждения; центры, в том числе научно-практические; учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови; учреждения охраны материнства и детства; санаторно-курортные учреждения), являющиеся обязательным компонентом всех трех систем здравоохранения.

В частности, муниципальное  бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения (МБЛПУЗ)– сложная, динамическая социально-экономическая система, представляющая планомерно организованное и относительно обособленное самостоятельно функционирующее звено непроизводственного сектора экономики, в котором осуществляется лечебно-профилактическая деятельность с целью обеспечения системы общенародных, коллективных и личных экономических интересов, характеризующаяся технологическим и организационным единством и социально-экономическими связями.

Следует отметить, что  у муниципальных учреждений здравоохранения разного типа имеются существенные различия в содержании элементов статуса. Например, административно-правовой статус государственных (муниципальных) имеет ряд особенностей.

Муниципальные учреждения здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них распространяются.

Муниципальные учреждения здравоохранения находятся, как правило, в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Они являются собственностью государства, государственные органы управления выступают учредителями данного типа учреждений здравоохранения, утверждают их уставы (положения о них) и прекращают их деятельность. Руководство муниципальными учреждениями здравоохранения осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Следует установить критерии для классификации муниципальных  медицинских учреждений. Так все  учреждения здравоохранения можно  подразделить: в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, категорий  обслуживаемого населения, структуры  медицинского учреждения, профилизации коечного фонда, наличия права на оказание платных услуг и некоторых других классификационных оснований.

Для целей социальной медицины и организации здравоохранения  учреждения государственной и муниципальной  собственности распределены по видам (отраслям) здравоохранительной деятельности: лечебно-профилактической, охраны здоровья (медицинской помощи) женщинам и детям, санитарно-противоэпидемической, медико-фармацевтической, медико-образовательной и научно-исследовательской, санаторно-курортной, патологоанатомической (включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу), а так же медико-страховой (ОМС).

По категориям обслуживаемого населения муниципальные учреждения здравоохранения можно классифицировать на учреждения, оказывающие медицинскую помощь взрослому и детскому населению; жителям городов (городские больницы) и сельских районов (сельские больницы); работникам всех профессиональных групп и неработающему населению и только работникам одного или группы предприятий (медико-санитарные части), гериатрические медицинские учреждения, учреждения для ветеранов войн, воинов-интернационалистов.

По структуре муниципальные учреждения здравоохранения подразделяются на объединенные (стационар с поликлиникой) и необъединенные (имеющие только стационар).13

Классифицирующим признаком  выступает и профилизация коечного фонда муниципальные медицинского учреждения: однопрофильные (специализированные), двух– и многопрофильные учреждения.

Муниципальные учреждения здравоохранения, обеспечивающие медицинское обслуживание населения, имеют одинаковые права и несут одинаковую ответственность за качество оказания помощи независимо от своей правовой и организационной структуры.

Представляется, что организационную сторону каждого медицинского учреждения составляют коллектив специалистов и обслуживающего персонала, возглавляемого главным врачом и его администрацией, подчиненность медицинского учреждения вышестоящему органу управления здравоохранением и наличие у медицинского учреждения оперативной самостоятельности в рамках определенной автономии. 

Бюджетная система будет  состоять из государственных (муниципальных) учреждений трех типов: автономные, бюджетные  и казенные. Рассмотрим их подробнее.

 Все три типа учреждений – государственные или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства.

Закон ввел новое понятие  – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее  государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Особенности правового  положения учреждений такого типа прописаны  в новой редакции статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом многие нормы, действующие сейчас для бюджетных учреждений, распространены на казенные учреждения. Так, они считаются распорядителями и получателями бюджетных средств. Для них в бюджетной смете устанавливаются лимиты бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых казенными, а не бюджетными учреждениями.

Закон ввел новое понятие  – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее  государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее  государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Особенности правового положения учреждений такого типа прописаны в новой редакции статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом многие нормы, действующие сейчас для бюджетных учреждений, распространены на казенные учреждения. Так, они считаются распорядителями и получателями бюджетных средств. Для них в бюджетной смете устанавливаются лимиты бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых казенными, а не бюджетными учреждениями

В соответствии с Законом  № 83-ФЗ бюджетное учреждение, как  и автономное, – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом  РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий в социальной сфере соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Правовое положение  бюджетного учреждения определено в новой редакции Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – его дополнили статьей 9.2 «Бюджетное учреждение»9. Новый тип бюджетного учреждения очень схож с типом автономных учреждений. Так, оно несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, кроме особо ценного и недвижимого имущества, закрепленного за ним собственником. Заметим, что казенное учреждение отвечает в данном случае находящимися в его распоряжении денежными средствами. Распоряжаются автономные и бюджетные учреждения всем имуществом, кроме имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение ведет  свою деятельность в соответствии с  предметом и целями, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом согласно государственным (муниципальным) заданиям. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения вправе осуществлять в соответствии с целями, для которых оно создано, закрепляется в его уставе.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его  учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе вести иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом такие виды деятельности должны быть указаны в его учредительных документах.

Экономический признак медицинского учреждения определяется наличием у него обособленного имущественного комплекса (материально-технической базы), также, обладанием на праве оперативного управления обособленным имуществом и от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности.

Правовая характеристика муниципального учреждения здравоохранения образуется совокупностью его правовых признаков: 1) нормативно-правовая основа его образования и деятельности; 2) способность медицинского учреждения участвовать от своего имени в административных и иных правоотношениях; 3) подчиненность органам управления общей и отраслевой компетенции; 4) наличие положения о медицинском учреждении (устава медицинского учреждения).

В последнее время  серьезные изменения претерпевают методы управления учреждениями здравоохранения. Главная тенденция этих изменений - своего рода конвергенция моделей управления, применяемых в муниципальном секторе здравоохранения.

В настоящее время  уже можно с определенностью  констатировать, что внедрение идей менеджмента качества в управление муниципальным сектором в сфере здравоохранения идет по двум основным направлениям:

- децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень внутри учреждений;

- усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей посетителей и повышения качества и эффективности работы.

Специфика управления муниципальными учреждениями здравоохранения обусловлена прежде всего тем, что здравоохранение - особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности.

Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения