Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа
Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80
Результаты таблицы показали, что укомплектованность учреждения штатов врачебными кадрами составляет 52,6%, среднего медицинского персонала – 83,9%, коэффициент совместительства – 1,3%, а работающих пенсионеров в учреждении – 203 и, как указано в таблице, молодых специалистов врачебной специальности в учреждении мало, что говорит о проблеме обновляемости кадров. В больнице из-за слабых бюджетных возможностей существует большая текучесть кадров. За год младший медицинский и прочий персонал успевает смениться большей своей частью.
Квалифицированность и движение персонала по группам в МБЛПУЗ «ЗГБ №1» (в табл. 4,5)
Таблица 2 - Квалифицированность персонала МБЛПУЗ «ЗГБ №1 ЗГО»
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение индикатора по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом | |
2011 год |
2010 год | ||
Число врачей, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в течение последних 5 лет |
человек |
54 |
58 |
Число среднего мед. персонала, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в течение последних 5 лет |
человек |
267 |
235 |
Количество врачей, имеющих высшую категорию |
человек |
6 |
4 |
Количество врачей, имеющих первую категорию |
человек |
23 |
22 |
Количество врачей, имеющих вторую категорию |
человек |
3 |
0 |
Количество среднего мед. персонала, имеющих высшую категорию |
человек |
38 |
36 |
Количество среднего мед. персонала, имеющих первую категорию |
человек |
64 |
65 |
Количество среднего мед. персонала, имеющих вторую категорию |
человек |
5 |
2 |
Количество врачей, имеющих сертификат специалиста |
процент |
100 |
100 |
Количество среднего мед. персонала, имеющих сертификат специалиста |
процент |
100 |
100 |
По данным таблицы
можно сделать следующие
Таблица 3 - Движение персонала по группам в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»
Показатель |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
Количество врачей, физическое |
человек |
77 |
73 |
Физическое количество среднего мед. персонала |
человек |
293 |
279 |
Физическое количество младшего мед. персонала |
человек |
127 |
128 |
Прочий персонал |
человек |
92 |
92 |
Общее количество персонала |
человек |
589 |
572 |
Из таблицы видно, что количество врачей по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 4 человека (77-73), а количество среднего мед. персонала сократилось на 14 человек (293-279). Текучесть кадров по этим группам врачей связана с уменьшением коечного фонда учреждения, а уменьшение количества врачей связано с возрастным цензом.
Можно сделать вывод, что организационная структура муниципального лечебно – профилактического учреждения здравоохранения «Златоустовская городская больница №1» относится к типу линейно – функциональных и имеет следующие особенности:
- Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1».
- Цепочка команд поступает от Главного врача и устремляется сверху вниз и базируется на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.
- Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.
- Учреждение может
иметь структурные
Основу системы методов, используемых в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1», составляет общенаучная методология, предусматривающая системный поход к решению проблем. Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем.
В МБЛПУЗ «ЗГБ №1» используются методы управления функциональными отделами. Методы управления, применяемые в функциональных отделах, таких как планово- экономический отдел, отдел кадров, бухгалтерия, хозяйственная часть и т.д.
Например, в отделе кадров большое значение придается таким методам, как: анализ и формирование системы управления персоналом; планирование рабочей силы; организация труда персонала, его оплаты и др.
Методы управления, применяемые в различных функциональных отделах МБЛПУЗ «ЗГБ №1», связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому, несмотря на специфику каждого отдела организации в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, координации, контроль.
Исходя из особенностей, описанных выше, можно выделить следующие положительные и отрицательные стороны такой организационной структуры, которые прямым или косвенным образом влияют на деятельность МБЛПУЗ «ЗГБ №1».
Положительные стороны «+»:
- Линейно – функциональная структура управления МБЛПУЗ «ЗГБ №1» обеспечивает создание системы, в которой одни органы принимают управленческие решения и проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства.
- Централизация. Распределяются полномочия в принятии решений.
- Профессионализм. Линейно - функциональная структура улучшает каналы коммуникации между отделами и отдельными работниками.
- Экономичность исключает дублирование функций в различных звеньях организационной среды.
- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций.
- Создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов.
Отрицательные стороны «–»:
- Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между уровнями управления;
- Длительная процедура принятия решений;
- Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений.
- Перегрузка управленцев верхнего уровня;
Таким образом, учитывая отрицательные и положительные (которых, несомненно, больше) моменты линейно – функциональной структуры управления, организационная структура МБЛПУЗ «ЗГБ №1» выбрана правильно, так как позволяет современно и качественно управлять учреждением для его дальнейшего развития и эффективной деятельности по охране здоровья населения Златоустовского городского округа. Коллектив МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является профессиональным и способным выполнять поставленные перед ним задачи, что является одним из эффективным рычагов в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1».
2.2 Анализ деятельности и управления муниципального лечебно – профилактического учреждения здравоохранения «Златоустовская городская больница №1»
Анализ системы управления в учреждении нельзя рассматривать однобоко. Комплексный и только комплексный анализ может объективно отразить структуру и характер отношений управляющих структур и управляемых подструктур, которые сложились в МБЛПУЗ «ЗГБ №1».
Учреждение в установленном законом порядке осуществляет ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансово–хозяйственной деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, с учетом правил и способов организации бухгалтерского учета. За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут дисциплинарную, административную и (или) уголовную ответственность. Такая ответственность называется «по основаниям возникновения».
Законодательные основы и экономические показатели деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» следующие. Оказание высококвалифицированной, специализированной, консультативно-диагностической и лечебной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение доступной и качественной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи оказывает МБЛПУЗ «ЗГБ №1».
Внедрение компьютеризированной технологии управления основано на системном подходе, который предполагает изменения управленческого процесса, начиная с нижнего звена. Трудности и затраты окупаются в результате сокращения аппарата служащих, уменьшения расходов на орг. технику и материалы.
За счет компьютеризации повышается качество государственного и иного управления, быстрота принятия и надежность управленческих решений. Она создает новые возможности для управления, способствует возникновению компьютерно – коммуникативных технологий (ККТ).
Особенностью деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является работа в условиях ускоренного развития средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, что привело к расширению и усложнению информационной среды учреждения.
Информационное обеспечение МБЛ
Программа "1С: Зарплата
и кадры бюджетного учреждения 8"
- это мощный инструмент для комплексной
автоматизации расчета
- Расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,
- Расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,
- Расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,
- Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда (автоматически формируются регламентированные отчеты для представления в органы ФНС и ФСС России. В целях эффективной проверки передаваемой отчетности в регламентированных отчетах поддерживается возможность детализации (расшифровки) показателей),
- Отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,
- Управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,
- Учет кадров и анализ кадрового состава (поддерживает документирование и автоматизацию процесса подбора и оценки кандидатов. Обеспечивает: хранение личных данных о кандидатах, хранение материалов, сопровождающих процесс работы с кандидатом, начиная от его резюме и до результатов анкетирования, подготовку встреч с кандидатами и регистрацию принятых решений вплоть до принятия кандидата на работу. Автоматизация кадрового делопроизводства, набор кадров.)
Второй программой, на которой основывается деятельность функционирования МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является программа «Регистры».
Программа «Регистры» позволяет просматривать и изменять информацию обо всех специалистов высшего и среднего звена Учреждения. Эта программа медицинских работников Учреждения редактируется на первое число каждого месяца и осуществляется на общероссийском уровне, т. е. отдается по двум направлениям: пересылается по электронной почте в Москву и в Министерство Здравоохранения по Челябинской области. В этой программе содержатся следующие графы:
Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения