Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80

Файлы: 1 файл

Диплом Наталья. Версия 2.1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

 

Результаты  таблицы показали, что укомплектованность учреждения штатов врачебными кадрами составляет 52,6%, среднего медицинского персонала – 83,9%, коэффициент совместительства – 1,3%, а работающих пенсионеров в учреждении – 203 и, как указано в таблице, молодых специалистов врачебной специальности в учреждении мало, что говорит о проблеме обновляемости кадров. В больнице из-за слабых бюджетных возможностей существует большая текучесть кадров. За год младший медицинский и прочий персонал успевает смениться большей своей частью.

Квалифицированность  и движение персонала по группам в МБЛПУЗ «ЗГБ №1» (в табл. 4,5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Квалифицированность персонала МБЛПУЗ «ЗГБ №1 ЗГО»

 

Наименование показателя

 

Единица измерения

Значение индикатора по состоянию  на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом

2011 год

2010 год

Число врачей, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в течение последних 5 лет

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

54

 

 

 

 

58

Число среднего мед. персонала, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в течение последних 5 лет

 

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

 

267

 

 

 

 

 

235

Количество врачей, имеющих  высшую категорию

 

человек

 

6

 

4

Количество врачей, имеющих  первую категорию

 

человек

 

23

 

22

Количество врачей, имеющих  вторую категорию

 

человек

 

3

 

0

Количество среднего мед. персонала, имеющих высшую категорию

 

 

человек

 

 

38

 

 

36

Количество среднего мед. персонала, имеющих первую категорию

 

 

человек

 

 

64

 

 

65

Количество среднего мед. персонала, имеющих вторую категорию

 

 

человек

 

 

5

 

 

2

Количество врачей, имеющих  сертификат специалиста

 

процент

 

100

 

100

Количество среднего мед. персонала, имеющих  сертификат специалиста

 

 

процент

 

 

100

 

 

100




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным таблицы  можно сделать следующие выводы. Повышение квалификации путем прохождения  переобучения проходит в учреждении активно и увеличивается (число прошедших повышение квалификации средний мед. персонал увеличилось по сравнению с 2010 г. на 32 человека (267-232)) но количество врачей, прошедших повышение квалификации уменьшилось на 4 человека (58-54), что может быть связано с уменьшением физического количества врачей, но переподготовку кадров стоит проводить также активно и в дальнейшем. Так же из таблицы видно, что персонал учреждения высоко квалифицирован (количество персонала имеющих сертификат специалиста равняется 100 процентам и имеющих высшую категорию, а так же первую или вторую повысилось по сравнению с предыдущим периодом).

Таблица 3 - Движение персонала по группам в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»

Показатель

Единица измерения

2010 г.

2011 г.

Количество врачей, физическое

человек

77

73

Физическое количество среднего мед. персонала

человек

293

279

Физическое количество младшего мед. персонала

человек

127

128

Прочий персонал

человек

92

92

Общее количество персонала

человек

589

572


 

Из таблицы видно, что количество врачей по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 4 человека (77-73), а количество среднего мед. персонала сократилось на 14 человек (293-279). Текучесть кадров по этим группам врачей связана с уменьшением коечного фонда учреждения, а уменьшение количества врачей связано с возрастным цензом.

Можно сделать вывод, что организационная структура муниципального лечебно – профилактического учреждения здравоохранения «Златоустовская городская больница №1» относится к типу линейно – функциональных и имеет следующие особенности:

- Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1».

- Цепочка команд поступает от Главного врача и устремляется сверху вниз и базируется на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.

- Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.

- Учреждение может  иметь структурные подразделения,  не являющиеся юридическими лицами. Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются руководителю (Главному врачу) и их деятельность не должна противоречить основным направлениям деятельности Учреждения.

Основу системы методов, используемых в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1», составляет общенаучная методология, предусматривающая системный поход к решению проблем.  Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем.

В МБЛПУЗ «ЗГБ №1» используются методы управления функциональными отделами. Методы управления, применяемые в функциональных отделах, таких как планово- экономический отдел, отдел кадров, бухгалтерия, хозяйственная часть и т.д.

Например, в отделе кадров большое значение придается таким методам, как: анализ и формирование системы управления персоналом; планирование рабочей силы; организация труда персонала, его оплаты и др.

Методы управления, применяемые  в различных функциональных отделах МБЛПУЗ «ЗГБ №1», связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому, несмотря на специфику каждого отдела организации в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, координации, контроль.

Исходя из особенностей, описанных выше, можно выделить следующие  положительные и отрицательные  стороны такой организационной  структуры, которые прямым или косвенным образом влияют на деятельность МБЛПУЗ «ЗГБ №1».

Положительные стороны  «+»:

- Линейно – функциональная структура управления МБЛПУЗ «ЗГБ №1» обеспечивает создание системы, в которой одни органы принимают управленческие решения и проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства.

- Централизация. Распределяются полномочия в принятии решений.

- Профессионализм. Линейно - функциональная структура улучшает каналы коммуникации между отделами и отдельными работниками.

- Экономичность исключает дублирование функций в различных звеньях организационной среды.

- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций.

- Создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов.

Отрицательные стороны  «–»:

- Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между уровнями управления;

- Длительная процедура принятия решений;

- Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений.

- Перегрузка управленцев верхнего уровня;

Таким образом,  учитывая отрицательные и положительные (которых, несомненно, больше) моменты линейно – функциональной структуры управления, организационная структура МБЛПУЗ «ЗГБ №1» выбрана правильно, так как позволяет современно и качественно управлять учреждением для его дальнейшего развития и эффективной деятельности по охране здоровья населения Златоустовского городского округа. Коллектив МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является профессиональным и способным выполнять поставленные перед ним задачи, что является одним из эффективным рычагов в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1».

2.2 Анализ деятельности и управления муниципального лечебно – профилактического учреждения здравоохранения «Златоустовская городская больница №1»

 

 

 

Управление учреждением и его развитие обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это является главным требованием для дальнейшего развития.

Анализ системы управления в учреждении нельзя рассматривать однобоко. Комплексный и только комплексный анализ может объективно отразить структуру и характер отношений управляющих структур и управляемых подструктур, которые сложились в МБЛПУЗ «ЗГБ №1». 

Учреждение в установленном  законом порядке осуществляет ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансово–хозяйственной деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, с учетом правил и способов организации бухгалтерского учета. За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут дисциплинарную, административную и (или) уголовную ответственность. Такая ответственность называется «по основаниям возникновения».

Законодательные основы и экономические  показатели деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» следующие. Оказание высококвалифицированной, специализированной, консультативно-диагностической и лечебной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение доступной и качественной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи оказывает МБЛПУЗ «ЗГБ №1».

Внедрение компьютеризированной технологии управления основано на системном  подходе, который предполагает изменения  управленческого процесса, начиная  с нижнего звена. Трудности и  затраты окупаются в результате сокращения аппарата служащих, уменьшения расходов на орг. технику и материалы.

За счет компьютеризации  повышается качество государственного и иного управления, быстрота принятия и надежность управленческих решений. Она создает новые возможности для управления, способствует возникновению компьютерно – коммуникативных технологий (ККТ).

          Особенностью деятельности МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является работа в условиях ускоренного развития средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, что привело к расширению и усложнению информационной среды учреждения. 

Информационное обеспечение МБЛПУЗ «ЗГБ №1» основывается на 2 программах. Одной, из них, является "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8".

Программа "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" - это мощный инструмент для комплексной  автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового  учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном  балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, по следующим направлениям:

- Расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,

- Расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,

- Расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,

- Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда (автоматически формируются регламентированные отчеты для представления в органы ФНС и ФСС России. В целях эффективной проверки передаваемой отчетности в регламентированных отчетах поддерживается возможность детализации (расшифровки) показателей),

- Отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,

- Управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,

- Учет кадров и анализ кадрового состава (поддерживает документирование и автоматизацию процесса подбора и оценки кандидатов. Обеспечивает: хранение личных данных о кандидатах, хранение материалов, сопровождающих процесс работы с кандидатом, начиная от его резюме и до результатов анкетирования, подготовку встреч с кандидатами и регистрацию принятых решений вплоть до принятия кандидата на работу. Автоматизация кадрового делопроизводства, набор кадров.)

Второй программой, на которой основывается деятельность функционирования МБЛПУЗ «ЗГБ №1» является программа «Регистры».

Программа «Регистры» позволяет  просматривать и изменять информацию обо всех специалистов высшего и среднего звена Учреждения. Эта программа медицинских работников Учреждения редактируется на первое число каждого месяца и осуществляется на общероссийском уровне, т. е. отдается по двум направлениям: пересылается по электронной почте в Москву и в Министерство Здравоохранения по Челябинской области. В этой программе содержатся следующие графы:

Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения