Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа
Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80
Для регулирования вопросов управления муниципальными учреждениями здравоохранения сегодня применяются такие виды правовых актов как: Конституция РФ; конституции и уставы субъектов РФ; конституционные законы (федеральные и субъектов РФ); законы (федеральные и субъектов РФ); указы Президента РФ; постановления (Правительства, главного государственного санитарного врача); распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций); приказы, инструкции, указания (ведомственные); акты представительных органов местного самоуправления; решения референдумов (волеизъявления); договоры, соглашения внутригосударственные; ратифицированные международные договоры; признанные нормы международного права; модельные законодательные акты (рекомендательные).
Система действующего в настоящее время российского законодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ее вторая глава (ст. 17 - 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:
- о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст. 19);
- о праве на жизнь (ст. 20);
- об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);
- о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);
- о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);
- о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
- о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
- о праве на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- о государственной и судебной защите прав и свобод (ст. 45-46);
- о государственной защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).10
Основы отношений между конкретным человеком и муниципалитетом в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.
Взаимоотношения между пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.
Основные направления деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области охраны здоровья регулируются в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Этот документ является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 12 разделов.
В разделе I законодатель формулирует основные понятия, связанные с охраной здоровья граждан. В частности, охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на укрепление здоровья каждого человека.
Раздел II разграничивает компетенцию в области охраны здоровья граждан между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами власти.
Раздел III определяет основы
организации системы
Раздел IV формулирует основные права граждан при получении различных видов медицинской помощи.
Раздел V конкретизирует права отдельных групп населения при получении различных видов медицинской помощи.
Раздел VI содержит подробный перечень прав пациента при оказании ему медико-социальной помощи.
Раздел VII регламентирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Раздел VIII формулирует
общие правила и основные гарантии
для пациентов при
Раздел IX посвящен регулированию ключевых вопросов, связанных с проведением различных видов медицинской экспертизы.
Раздел X определяет общие
условия медицинской и
Раздел XI посвящен международному сотрудничеству нашего государства в области охраны здоровья.
Раздел XII определяет общие условия и виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.11
В настоящее время система законодательства о здравоохранении наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан включает в себя следующие законы:
- «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
- «О донорстве крови и ее компонентов»;
- «О радиационной безопасности населения»;
- «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- «О лекарственных средствах»;
- «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
- «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
- «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
- «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).
Ряд вопросов, связанных с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.
Законодательство о
здравоохранении постоянно
Одними из основных законов, которые используются для управления и оценки эффективности управления учреждениями здравоохранения на муниципальном уровне, являются: Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» и Федеральный закон 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
1 января 2012 года вступил
в силу новый фундаментальный з
– предмет, пределы и принципы правового регулирования, с учётом опыта, практики сложившейся в зарубежных странах в соответствии с общепризнанными принципами, действующими в области здравоохранения, изложенные в нормах международных договоров и в декларативных документах различных международных организаций;
– область социального пространства, в которой правоспособно оказывать прогрессивно преобразующее воздействие, направлять деятельность и способствовать её развитию. Правильное определение сферы и пределов правового регулирования необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сфере взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.
- Закон заменяет собой
целый ряд нормативно-правовых
актов, действовавших ранее. В
нем прописано право на
- Также, помимо известных прав, таких как врачебная тайна, получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях, отказ от медицинского вмешательства и возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи, пациент имеет право на: допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; допуск к нему священнослужителя.
На основании всего
С начала 2006 года в стране стартовал приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на модернизацию российской системы здравоохранения. Он включает в себя увеличение заработной платы медицинским работникам, поставку диагностического оборудования и санитарного транспорта по всей стране на сумму 147 млрд. рублей, проведение иммунизации и диспансеризации населения и т. д.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» занимает особое место среди нацпроектов в России, поскольку он определяет качество жизни людей, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого «человеческого капитала» с самого начала жизни людей, а также предопределяет возможности для развития человека в зрелом возрасте. Основными целями приоритетного национального проекта «Здоровье» провозглашены: повышение доступности и качества медицинской помощи населению, профилактика заболеваний, укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения.
Основными недостатками принятого Приоритетного национального проекта «Здоровье», проблемы организации медицинской помощи на муниципальном уровне сохраняются. На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро заканчиваются, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.
За время реализации проекта
государственную поддержку
В результате, заработная плата медицинских работников выросла на 1 октября 2011 года для врачей на 16,2 %, для среднего медицинского персонала - на 10,3 % , дополнительно к текущей образовательной деятельности в сфере здравоохранения повысили свою профессиональную квалификацию более 26 тысяч врачей первичного звена.
В десять тысяч лечебно-профилактических
учреждений первичного звена поставлено
более 42 тыс. единиц диагностического
оборудования (рентгенологического, ультразвукового,
лабораторного и
Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный аспект позволила донести до населения важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинопрофилактика.
Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В), а заболеваемость гриппом расценивается как неэпидемическая. Во всех субъектах созданы 502 центра здоровья для взрослых и 193 - специально для детей, где любой желающий может пройти обследование, получить информацию о факторах риска для своего здоровья, индивидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни.
За время реализации проекта коэффициент младенческой смертности уменьшился почти на 32 %. За этими цифрами тысячи сохраненных детских жизней. На 13,4 % снизился показатель материнской смертности. В прошедшем году родилось 1 миллион 789 тысяч 600 детей, что почти на 28 тысяч детей (1,6 %) больше, чем в 2009 году и на 332 тысячи больше, чем в 2005 году. При этом показатель смертности за указанный период снизился на 11,2 %. 12
За счет роста рождаемости и
снижения смертности естественная убыль
населения уменьшилась в 3,5 раза
(с 846,5 тыс. человек до 241,4 тыс. человек).
Впервые за долгие годы нам удалось
стабилизировать численность
Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения