Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: анализ состояния и возможностей совершенствования управления муниципальным учреждением здравоохранения.
- изучить теоретические основы и специфику организации управления сферой здравоохранения
- изучить нормативно – правовое обеспечение процесса управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- изучить методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения;
- дать общую характеристику, проанализировать деятельность и, в частности, управление в МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;
- выявить недостатки в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ №1»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…….......................................................9
1.1 Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения..........................................................................................................9
1.2 Нормативно – правовое обеспечение управления муниципальным учреждением здравоохранения……………………………………………………19
1.3 Методические основы и особенности управления муниципальным учреждением здравоохранения …………………………………………………...29
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»………………………38
2.1 Общая характеристика МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»………………………..…...38
2.2 Анализ деятельности и управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»……………...49
2.3 Выявление недостатков в управлении МБЛПУЗ «ЗГБ№1»……………...59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1»…………………………………………………………………………………….61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1»…….........................................................................................................................61
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления МБЛПУЗ «ЗГБ № 1» и их эффективность………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….80

Файлы: 1 файл

Диплом Наталья. Версия 2.1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Для регулирования вопросов управления муниципальными учреждениями здравоохранения сегодня применяются такие виды правовых актов как: Конституция РФ; конституции и уставы субъектов РФ; конституционные законы (федеральные и субъектов РФ); законы (федеральные и субъектов РФ); указы Президента РФ; постановления (Правительства, главного государственного санитарного врача); распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций); приказы, инструкции, указания (ведомственные); акты представительных органов местного самоуправления; решения референдумов (волеизъявления); договоры, соглашения внутригосударственные; ратифицированные международные договоры; признанные нормы международного права; модельные законодательные акты (рекомендательные).

Система действующего в  настоящее время российского  законодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ее вторая глава (ст. 17 - 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

-  о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст. 19);

-  о праве на жизнь (ст. 20);

-  об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

-  о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);

-  о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);

-  о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);

-  о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

-  о праве на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

-  о государственной и судебной защите прав и свобод (ст. 45-46);

-  о государственной защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).10

Основы отношений между  конкретным человеком и муниципалитетом в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Взаимоотношения между  пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

Основные направления  деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области  охраны здоровья регулируются в Основах  законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Этот документ является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 12 разделов.

В разделе I законодатель формулирует основные понятия, связанные с охраной здоровья граждан. В частности, охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на укрепление здоровья каждого человека.

Раздел II разграничивает компетенцию в области охраны здоровья граждан между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами власти.

Раздел III определяет основы организации системы здравоохранения в нашем государстве.

Раздел IV формулирует  основные права граждан при получении различных видов медицинской помощи.

Раздел V конкретизирует права отдельных групп населения при получении различных видов медицинской помощи.

Раздел VI содержит подробный  перечень прав пациента при оказании ему медико-социальной помощи.

Раздел VII регламентирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Раздел VIII формулирует  общие правила и основные гарантии для пациентов при осуществлении  некоторых видов медицинской  деятельности.

Раздел IX посвящен регулированию  ключевых вопросов, связанных с проведением различных видов медицинской экспертизы.

Раздел X определяет общие  условия медицинской и фармацевтической деятельности, основные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Раздел XI посвящен международному сотрудничеству нашего государства в области охраны здоровья.

Раздел XII определяет общие  условия и виды ответственности  за причинение вреда здоровью граждан  при оказании медицинской помощи.11

В настоящее время  система законодательства о здравоохранении  наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан включает в себя следующие законы:

-   «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

-   «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-   «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

-   «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

-   «О донорстве крови и ее компонентов»;

-   «О радиационной безопасности населения»;

-   «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

-   «О лекарственных средствах»;

-   «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

-   «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

-   «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

-   «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

-   «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).

Ряд вопросов, связанных  с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Законодательство о  здравоохранении постоянно развивается, отражая объективные процессы, которые  происходят в нашем обществе.

Одними из основных законов, которые  используются для управления и оценки эффективности управления учреждениями здравоохранения на муниципальном уровне, являются: Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» и Федеральный закон 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

1 января 2012 года вступил  в силу новый фундаментальный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет:

– предмет, пределы и принципы правового регулирования, с учётом опыта, практики сложившейся в зарубежных странах в соответствии с общепризнанными принципами, действующими в области здравоохранения, изложенные в нормах международных договоров и в декларативных документах различных международных организаций;

– область социального пространства, в которой правоспособно оказывать прогрессивно преобразующее воздействие, направлять деятельность и способствовать её развитию. Правильное определение сферы и пределов правового регулирования необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сфере взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

- Закон заменяет собой  целый ряд нормативно-правовых  актов, действовавших ранее. В  нем прописано право на бесплатную  медпомощь и введены единые  стандарты ее оказания. Закрепляются  обязанности медицинских организаций  по соблюдению порядков оказания  медпомощи, ее стандартов при осуществлении медицинской деятельности, технических регламентов о безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, ведению медицинской документации в установленном порядке и др.

- Также, помимо известных  прав, таких как врачебная тайна, получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях, отказ от медицинского вмешательства и возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи, пациент имеет право на: допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; допуск к нему священнослужителя.

На основании всего вышеизложенного  определенно можно сделать вывод  о том, что  Закон не безукоризнен, особенно в части установления обременительных требований к гражданам, отсутствия четкой регламентации их прав, употребления неустоявшихся, двусмысленных терминов, а также категорий оценочного характера и т.п. Но, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предъявляет повышенные требования к управлению муниципальными учреждениями здравоохранения с точки зрения их эффективности: создает гарантии для реализации прав медицинских работников и пациентов, устанавливает необходимый уровень правовой регламентации процесса оказания медицинской помощи на всех ее этапах.

С начала 2006 года в стране стартовал  приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на модернизацию российской системы здравоохранения. Он включает в себя увеличение заработной платы медицинским работникам, поставку диагностического оборудования и санитарного транспорта по всей стране на сумму 147 млрд. рублей, проведение иммунизации и диспансеризации населения и т. д.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» занимает особое место среди нацпроектов в России, поскольку он определяет качество жизни людей, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого «человеческого капитала» с самого начала жизни людей, а также предопределяет возможности для развития человека в зрелом возрасте. Основными целями приоритетного национального проекта «Здоровье» провозглашены: повышение доступности и качества медицинской помощи населению, профилактика заболеваний, укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения.

Основными недостатками принятого Приоритетного национального проекта «Здоровье», проблемы организации медицинской помощи на муниципальном уровне сохраняются. На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро заканчиваются, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

За время реализации проекта  государственную поддержку получили муниципальные медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. Были направлены средства федерального бюджета на увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи.

В результате, заработная плата медицинских работников выросла на 1 октября 2011 года для врачей на 16,2 %, для среднего медицинского персонала - на 10,3 % , дополнительно к текущей образовательной деятельности в сфере здравоохранения повысили свою профессиональную квалификацию более 26 тысяч врачей первичного звена.

В десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического), что позволило сократить время ожидания диагностических обследований до 3 дней. Около половины этих учреждений получили такие виды оборудования впервые.

Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный  аспект позволила донести до населения  важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинопрофилактика.

Высокий уровень охвата населения  профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В), а заболеваемость гриппом расценивается как неэпидемическая. Во всех субъектах созданы 502 центра здоровья для взрослых и 193 - специально для детей, где любой желающий может пройти обследование, получить информацию о факторах риска для своего здоровья, индивидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

За время реализации проекта  коэффициент младенческой смертности уменьшился почти на 32 %. За этими  цифрами тысячи сохраненных детских  жизней. На 13,4 % снизился показатель материнской смертности. В прошедшем году родилось 1 миллион 789 тысяч 600 детей, что почти на 28 тысяч детей   (1,6 %) больше, чем в 2009 году и на 332 тысячи больше, чем в 2005 году. При этом показатель смертности за указанный период снизился на 11,2 %. 12

За счет роста рождаемости и  снижения смертности естественная убыль  населения уменьшилась в 3,5 раза (с 846,5 тыс. человек до 241,4 тыс. человек). Впервые за долгие годы нам удалось  стабилизировать численность населения.

Информация о работе Сущность, цели, специфика организации управления сферой здравоохранения