Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.
Процесс мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Это делается для того, чтобы высшее руководство привело характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Важно также устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведения для этого соответствующей подготовительной работы и изменений. [17, с. 90]
Основой деятельности по мобилизации ресурсов в ОАО «Слониммебель» является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и соответственно эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень, хорошо разработана. Поэтому, того чтобы избежать провала при реализации стратегии на старте выполнения, руководство должно организовать правильное определение финансовых ресурсов организации - такое распределение, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.
Для этого руководству ОАО «Слониммебель» следует установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций, а также определены приоритеты в распределении денежных средств. Данные приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.
Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает, наряду с эффективным распределением ресурсов также оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство ОАО «Слониммебель» не только должно знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, о возможностях и ограничениях на их использование, о стоимости капитала, но и делать все возможное для того, чтобы сохранять эти источники и обретать новые, если это необходимо для осуществления стратегии.
Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение бюджета, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.
Выполнение
всегда является самой сложной стадией
в любом процессе. Ключевая роль
в выполнении стратегии принадлежит
руководству организации. Выполнение
стратегии предполагает проведение
стратегических изменений и мобилизацию
потенциала организации на осуществление
стратегий. Эти две задачи требуют
от руководства организации не только
ясного видения того, куда идет организация,
но и умения повести ее в нужном
направлении. Настоящий стратег
проявляет себя в том, что он может
в максимальной степени мобилизовать
ресурсы организации и
Руководству ОАО «Слониммебель» следует обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала могут возникнуть проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Что касается маркетинга, то заметим, что предприятию можно расширить долю рынка.
Вместе с техническими процессами важным объектом планирования в ОАО «Слониммебель» является процесс управления. Процесс управления - это составная часть производственного процесса, один из его локальных процессов. Однако в процессе организации современного производства процессы управления организационно обособились и представляют собой самостоятельную область хозяйственной деятельности предприятия. Производственные процессы осуществляются в управляемом объекте, а управленческие процессы - в системе управления (субъекте управления).
Финансовое планирование в ОАО «Слониммебель» является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Роль финансиста. Наиболее важными задачами являются следующие. Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом. Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих "в доле" (держатели акций, внутренние и внешние группы давления). Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. анализируются и уточняются. Планирование потока наличных средств в ОАО «Слониммебель» должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель
управления финансами – финансовая
устойчивость и финансовая независимость,
проявляющиеся в
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь; и управление финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в Беларуси особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Рыночные отношения предполагают конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.
ОАО «Слониммебель» за 2007 год освоило производство и обновило выпуск 96 наименований продукции: наборы корпусной мебели, гарнитуры мебели для кухни, прихожей, столовой и прочие виды продукции повышенного спроса.
Анализ основных показателей деятельности ОАО «Слониммебель» за 2006-2007 гг. показал, что результативность работы ОАО «Слониммебель» за 2007 г. по сравнению с 2006 г. существенно повысилась, о чем свидетельствуют рост прибыли от реализации, прибыли отчетного периода и прибыли, остающейся в распоряжении ОАО «Слониммебель».
Руководство ОАО «Слониммебель» постоянно работает над совершенствованием его организационной структуры. В обществе систематически происходит реорганизация его функциональных служб в целях поиска наиболее оптимального варианта управления по обеспечению роста объемов продаж, ускорения оборачиваемости денежных средств и получения максимальной прибыли.
Кадровая политика ОАО «Слониммебель» направлена на обеспечение высокоэффективной и устойчивой работы общества, его динамичное техническое, экономическое и социальное развитие, формирование и развитие стабильного трудового коллектива, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами. Осуществляется она на основе плана мероприятий по подготовке, переподготовке и обучению кадров.
В ОАО «Слониммебель» постоянно изыскиваются средства для дальнейшего технического развития производств. Концепция планирования в ОАО «Слониммебель», заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретной продукции. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.
Финансовое состояние ОАО «Слониммебель» на 01.01.2008 г. можно охарактеризовать как устойчивое. Организация обеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у ОАО «Слониммебель» достаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовой устойчивости, положительным моментом является и тот факт, что ОАО «Слониммебель» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
На ОАО «Слониммебель» кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность как в 2006 г., так и в 2007 г. На протяжении анализируемого периода практически вся дебиторская задолженность приходилась на покупателей и заказчиков. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской за 2006-2007 гг. является отрицательным для предприятия, так как кредиторскую задолженность предприятие обязано погашать независимо от состояния дебиторской. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств в 2006 году составляла 38,2 %, а в 2007 году - 40,6 %. Рост данного показателя говорит о снижении мобильности структуры имущества ОАО «Слониммебель».
Основными
направлениями улучшения
Совершенствованию обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» будет способствовать оптимизация системы контроля бизнес планирования организации. Целью совершенствования информационной системы бизнес планирования ОАО «Слониммебель» является ужесточение контроля за деятельностью отделов, предоставляющих информацию в планово-экономический отдел. В ОАО «Слониммебель» необходимо создать унифицированные формы, представляющие собой отдельные части бизнес-плана, которые будут заполняться в управлениях организации труда и заработной платы, внешнеэкономических связей, материально-технического снабжения и сбыта, финансового, АСУП и бухгалтерии и через компьютерную сеть поступать в планово-экономический отдел.