Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:53, дипломная работа
Целью работы является поиск путей научнообоснованных форм и методов управления качеством в практике деятельности российских предприятий и выработка практических рекомендаций по их применению на предприятии ТК «Регион 40», для улучшения системы менеджмента качества данной компании.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;
провести исследование и анализ системы управления качеством на ТК «Регион 40»;
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления качеством 8
1.1 Сущность качества, его роль в повышении
конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Этапы развития систем менеджмента качества 16
1.3 Проблемы развития систем качества в России 22
Глава 2. Анализ системы управления качеством в ТК «Регион 40» 33
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Исследование системы управления качеством 44
2.3. Анализ эффективности системы менеджмента качества 54
Глава 3. Проект совершенствования системы управления качеством
в ТК «Регион 40» 60
3.1 Реализация процессного подхода системы управления качеством 60
3.2 Оптимизация менеджмента ресурсов в ТК «Регион 40» 65
3.3 Внедрение системы мониторинга и управления транспортом,
и оценка экономической эффективности проектных решений 70
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложения 85
Самооценка организации - это эффективный инструмент, прочно занимающий свое место среди современных подходов к управлению. Однако в России самооценка не реализовала и малой части своего потенциала. Кроме финансовых показателей, российские руководители мало, что оценивают в организации. Причин тому несколько. Во-первых, отсутствие критериев для оценки или незнание методик самооценки. Во-вторых, происходит серьезное искажение данных при вовлечении в процесс самооценки менеджеров среднего звена и работников. Желание приукрасить существующее положение дел, чтобы угодить руководителю, боязнь указать на ошибки и просчеты, а также русская народная мудрость "инициатива наказуема" - все это мешает объективной оценке организации. В-третьих, руководители компаний крупного бизнеса перекладывают всю деятельность по оценке качества на соответствующие подразделения компании, в малом же бизнесе руководители знают области для первоочередных улучшений и не видят смысла в "бесполезной, на их взгляд, трате времени и сил".
Бенчмаркинг или эталонное сопоставление за последние десять лет стало одним из эффективных и признанных инструментов совершенствования организации в современном бизнесе и на протяжении последних лет входит в тройку самых популярных среди топ-менеджеров крупных компаний инструментов управления (по данным BAIN & Co). В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока таких компаний единицы, и в основном это представители крупного бизнеса, имеющие деловые контакты с зарубежными партнерами. Для большинства руководителей малых и средних предприятий России "бенчмаркинг" - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Кроме того, развитию бенчмаркинга в России мешает "комплекс засекреченности" отечественного бизнеса.
Анализируя любой из инструментов совершенствования, мы приходим к одному выводу, что отсутствие базовой культуры TQM мешает эффективному внедрению и применению этих инструментов в российском бизнесе. Ожидать вовлечения компании в процесс совершенствования, когда культура и философия качества на этом предприятии отсутствует или создана только на бумаге - это означает "ставить телегу впереди лошади". Нельзя совершенствовать то, чего еще нет. Сначала формирование культуры качества - и только затем ее совершенствование. Первый шаг здесь - повернуться лицом к потребителю, не декларативно, а реально. И это следующий подводный камень.
5. Удовлетворение потребителей.
Мнение потребителя стало
Еще один фактор, связанный с удовлетворением потребителей - это одностороннее восприятие клиентов - только как конечных покупателей продукта или услуги. Концепция внутреннего потребителя, когда следующий процесс является потребителем предыдущего, не используется в большинстве российских организаций, так как компании редко рассматривают свою деятельность как совокупность процессов. Но именно процессный подход является одним из основных принципов TQM, и качество каждого отдельного процесса организации составляет качество в целом. Качественный бизнес-процесс обеспечивает удовлетворение своих внутренних потребителей, что позволяет произвести в итоге качественный продукт или услугу.
Описанные выше проблемы являются ощутимыми для внедрения TQM в России, но не могут стать непреодолимыми барьерами этому процессу. Адекватное восприятие действительности и грамотная политика, как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государства, помогут миновать эти преграды. Далее рассмотрим возможности, реализация которых поможет российскому бизнесу влиться в мировое движение качества.
1. Формирование методологической базы адаптации TQM в России. Сегодня интерес к вопросам качества возрос в разы. В последние годы вышли в свет много учебников и учебных пособий по управлению качеством, появилось много новых журналов, значительно возросло количество публикаций по вопросам TQM в периодических изданиях, стремительно растет число интернет-сайтов, посвященных проблемам качества. Однако сегодняшнюю ситуацию в сфере управления качеством, учитывая опыт Советского Союза, все еще можно охарактеризовать только как подготовительный этап к формированию фундамента TQM в России.
Имеющуюся информацию по проблемам менеджмента качества можно разделить по двум направлениям:
Необходимость формирования научной базы внедрения и адаптации TQM в России назрела, сегодня важно четко определить барьеры и ключевые факторы успеха. Эмпирическая база, включающая опыт построения систем управления качества на российских компаниях, как успешный, так и неудачный, сформировалась и достаточна для определения тенденций и формирования научных основ.
2. Лидерство руководства.
Успех компании в первую
Перечисленные качества
составляют типичный набор для западного
лидера. Таким образом, изменения
в организации должны начинаться
с изменения самих
3. Обучение менеджеров.
Руководители и менеджеры
После завершения подготовки
в России участникам Программы предоставляется
возможность прохождения
4. Государственная политика. Повышение культуры качества и эффективности работы компаний благотворно отражается на экономике страны. Укоренение философии качества в бизнес-сообществе является сегодня одной из важных задач государства. В США качество стало государственной политикой с 1987 года, когда с целью вернуть утраченное лидерство американских продуктов и услуг на внутреннем и мировом рынках Конгрессом Соединенных Штатов была учреждена Национальная премия качества Малколма Болдриджа. Критерии Болдриджа помогли американской экономике выйти из кризиса, а компаниям США привить философию качества - со дня вручения первой премии в 1988 году разошлось более 2 млн. копий "Руководства" по применению критериев Болдриджа, и это без учета книг, описывающих модель и электронных версий, которые распространяются через интернет-сайт конкурса. [6, с.185]
Российская премия качества учреждена Правительством РФ. Потенциал премии велик и сегодня практически не реализован, т.к. Российская премия качества позиционируется как конкурс, а модель премии пока не стала моделью совершенствования, как модель EFQM для европейских организаций. Для этого государству необходимо активизировать деятельность по распространению идей улучшения качества и непрерывного совершенствования, включая следующие направления:
5. Психология потребителей.
Потребитель является движущей
силой процесса
Кроме того, все еще силен стереотип, что качественными могут быть только западные товары, российские же продукты и услуги заведомо не обладают нужными потребительскими свойствами. Такое мнение российских покупателей укоренилось с советских времен и по сегодняшний день подтверждается многочисленными фактами. Бизнесу России предстоит доказать свою состоятельность в глазах потребителей. Это важно начинать делать уже сейчас, т.к. при вступлении в ВТО давление со стороны иностранных конкурентов может возрасти в разы, и развиваться в такой ситуации будет гораздо труднее. Поэтому те компании, которые начали процесс совершенствования, основанный на управлении качеством, уже имеют преимущества перед конкурентами в борьбе за потребителя и более других чувствуют уверенность в завтрашнем дне. [17, с. 19-22; 23, с. 51; 27, с. 4-6; 28, с. 21, 24]
Глава 2. Анализ системы управления качеством в ТК «Регион 40»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
Транспортная компания «Регион 40» ИП Токмянин Е.Г. создана 3 июня 2004 г. в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ. Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Директор, он же ИП Токмянин Е.Г. принимает решения самостоятельно, без оформления каких-либо документов. Филиалов и представительств компания не имеет. Форма собственности: частная. Вид деятельности – оказание транспортных услуг. Полное фирменное наименование: транспортная компания «Регион 40» ИП Токмянин Е.Г.. Сокращенное наименование: ТК «Регион 40». Юридический адрес: 248003, г. Калуга, ул. Тульская, д. 34/2, кв. 47. Фактический адрес: 248003, г. Калуга, ул. Тульская, д. 189
Целью деятельности индивидуального предпринимателя является получение прибыли.
Предприниматель осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные, законом, в том числе предметом деятельности фирмы являются: перевозка грузов автомобильным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажирские, багажа, грузобагажа и грузовые перевозки; услуги строительно-дорожными машинами, автоуслуги; транспортно-экспедиторские, погрузо-разгрузочные, складские работы и услуги; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемая на коммерческой основе, в том числе: услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых и грузовых автомобилей, автобусов, кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки автотранспортных средств;
Главным критерием развития ТК «Регион 40» является: улучшение качества обслуживания клиентов компании; минимизация издержек, увеличение парка собственного подвижного состава и скорости доставки; снижение стоимости услуг.
Основные рынки деятельности: г. Калуга и Калужская область; Брянская, Тульская, Курская, Московская области; Украина, Белоруссия.
Основные конкуренты предприятия в региональном сегменте: МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» (г. Калуга, ул. Московская, д. 258); Автосервис (г. Калуга, ул. Железняки, д.40 ); Автосервис "Авто- Стиль" (г. Калуга, ул. Баррикад, д.175, корпус А ); Автосервис "Универсал-Авто" (г. Калуга, ул. Московская, д.290 ) ; ОАО "АВТОГАРАНТ" (г. Калуга, ул. Механизаторов, д.28); ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие № 1" (г. Калуга, пер. 2-Й Тульский, д.3) и т.д.
Информация о работе Управление качеством продукции (услуг) (на примере ТК «Регион 40»)