Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Кыргызстана в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I.теоретические основы управления малым бизнесом………….8
1.1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства….8
1.2.Основы управления малым бизнесом……………………………..23
1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе ………………………………………………………………………….35

Глава II.Особенности управления малым бизнесом в Кыргызстане….49
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………..49
2.2 Анализ внешней среды ОсОО «Турстрой»…………………………51
2.3. Изменение подхода к ведению бизнеса, ориентируясь на изменяющиеся ценности потребителя, на современном этапе………………62

Глава III. Пути оптимизации развития предприятий малого бизнеса.
3.1.Целеполагание как инструмент повышение эффективности управления малым бизнесом…………………………………………………..73
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ОсОО «Турстрой»……………………………………………………74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..91
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

д.р. малый бизнесДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 309.02 Кб (Скачать файл)

Опасность указанных  процессов возникает также и  тогда, когда ослаблено экономическое государственное регулирование, когда игнорируется учет стратегического выбора и выбираются неадекватные потребностям хозяйства тактические шаги. Роль государства в данном случае трудно переоценить, поскольку оно определяет стратегию и тактику развития.

В основе тактических  шагов государства должен лежать принцип наращивания предпринимательского опыта, укрепления и расширения предпринимательской среды, формирования предпринимательского менталитета как формы хозяйственной идеологии. Только в таких условиях малый бизнес поможет государству справиться со стоящими перед ним задачами, в числе которых: демонополизация экономики, устранение в ней консерватизма; развитие конкуренции и хозяйственной инициативы; создание гибких производственных структур разнообразных форм собственности; расширение динамизма экономики путем сочетания крупного и малого бизнеса, формирования системы горизонтальных связей, создания локальных и межрегиональных рынков; определение приоритетов в восстановлении товарного рынка; развитие научно-технического прогресса и внедрение его результатов в экономику; ослабление безработицы; разрешение проблем беженцев, инвалидов, малоимущих и т.п.

Малый бизнес в  экономической хозяйственной структуре  не должен вырываться из общей системы хозяйственной политики в стране по схеме «ему — карт-бланш, а крупному производству — преграды». Развитие и поддержка малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью.

В то же время  при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса, а в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

В настоящее время  в Кыргызстане отсутствуют условия для развития производства вообще, независимо от его малых, средних или крупных форм и масштабов. И до тех пор, пока такие условия не будут созданы, выделение малого бизнеса, организация для стимулирующих мер и даже благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового.

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. В статье анализируются проблемы, препятствующие становлению этого важнейшего сектора  экономики Кыргызской Республики. Проводимая государством политика в отношении малого и среднего предпринимательства носит декларативный характер, предусматривает лишь "косметические" меры и не решается комплексно. Автор предлагает оптимизировать государственную политику с учетом комплекса политических, экономических, организационных и культурных проблем.

Ключевые слова: малое  и среднее предпринимательство, бизнес, политические, экономические, организационные проблемы, налогообложение  и налоговое администрирование, таможенная тарифная политика.

Как показывает мировой опыт, достаточно развитые малые и средние  формы предпринимательства являются залогом и фундаментом социально-экономического благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на экономический рост и  повышение благосостояния населения. В условиях экономического и политического  кризиса необходимость для Кыргызской Республики развивать малое и среднее предпринимательство стала еще более очевидной. В Стратегии развития страны на 2009-2011 годы президент страны Курманбек Бакиев отмечает важность малого и среднего бизнеса для устойчивости экономического роста и необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и вообще благоприятной бизнес-среды для его развития.2

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. Он дает лишь немногим выше трети внутреннего  валового продукта (ВВП), в нем 13,2% общей численности занятого населения, а в развитых странах этот сектор является основным работодателем и на него приходится 60-80% ВВП.3 Наличие многих нерешенных проблем в становлении этого сектора экономики отмечалось в ходе различных независимых исследований по линии проектов международных организаций (Всемирный банк, ПРООН, ТАСИС, ЮСАИД, ЕБРР, Хельветас) и ряда местных консалтинговых компаний (М-вектор, Эксперт, Марка аудит, Эль Групп). Наиболее значительными являются исследования "Определение нужд и потребностей бенефициариев программы ПРООН по сокращению бедности в области малого и среднего бизнеса для развития доходоприносящей деятельности" и "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" при поддержке Программы ТАСИС "Развитие МСБ", проведенные в 2004-2005 годах. С тех пор прошло несколько лет, но полученные результаты не потеряли своей актуальности. Согласно этим исследованиям, основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике лежит за рамками самой сферы малого и среднего предпринимательства. Можно назвать целый ряд проблем, характерных и для экономики в целом: нестабильность и неадекватность законодательной базы государственного регулирования, налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения, недостаток навыков ведения бизнеса, отсталость технологий и отсутствие инноваций, нехватка квалифицированных кадров, высокая себестоимость продукта бизнеса, ограниченные возможности финансирования, усиление конкуренции со стороны монополистических структур, падение покупательной способности населения, коррупция и произвол со стороны государственных служащих, усиление давления криминальных структур и многие другие.

Для развития предпринимательства  малых и средних форм в Кыргызской Республике предстоит решить комплекс сложных проблем политического, экономического, организационного и культурного контента.

Во-первых, политические проблемы (барьеры), негативно влияющие на предпринимательский  климат, являются главным препятствием для развития сектора малого и  среднего предпринимательства. Широкий  круг проблем государственного стратегического  планирования и управления сектором, нестабильность правовых норм и деструктивное  влияние правовой среды, рост коррупции, теневой экономики и преступности, связанной с предпринимательской  деятельностью, прогрессирующее социальное расслоение исключают образование  в Кыргызстане достаточно многочисленного  среднего класса. Политическая нестабильность в целом не позволяет ему нормально  развиваться и в частности  негативно влияет на транспарентность бизнес- процессов.

Политические проблемы малого и среднего предпринимательства  в Кыргызской Республике:

  • отсутствие или слабо разработанная государственная стратегия развития сектора МСП;
  • слабость экономического законодательства, медленный прогресс законодательных реформ, касающихся МСП, нестабильность юридических норм и неисполнение законов;
  • отсутствие или расплывчатость законодательства, регулирующего права собственности и процедур банкротства;
  • деструктивно высокие ставки налогов, таможенных сборов и других видов выплат;
  • различные формы прямого и косвенного вмешательства в деятельность МСП, в некоторых случаях насилие со стороны сотрудников официальных органов и местных администраций.
  • высокий уровень бюрократизма и трудности преодоления предпринимателями бюрократических преград;
  • различные формы коррупции и рост теневой экономики;
  • влияние криминальных структур на деятельность МСП;
  • общий социально-экономический дисбаланс и вытекающая из этого депрессия бизнес-среды;
  • изменчивость политической ситуации;
  • отсутствие стимулов развития малого и среднего бизнеса;
  • недостаток инициатив и программ по развитию МСП.

Политически или институционально малый и средний бизнес в Кыргызстане  остается недостаточно защищенным. Слабо  разработанная общая стратегия  МСП, антистимулирующая политика и сложные бюрократические инструкции, унаследованные от прошлого, медленный прогресс в правовой реформе в области собственности и банкротства, отсутствие надежного правового (в том числе судебного) обеспечения, региональный экономический дисбаланс создают для предпринимателей непривлекательные условия ведения бизнеса. Двусмысленность положений законодательства позволяет государственным органам использовать самые разные формы воздействия на бизнес и побуждает предпринимателей к уходу в теневой бизнес. 
Согласно данным американского журнала Forbes, Кыргызстан по масштабам коррупции находится на 4-м месте в мире после Чада, Зимбабве и Камбоджи. По данным Transparency International, Кыргызстан в мировом рейтинге коррупции занимает 166-е место из 180-ти, поравнявшись с Узбекистаном и Туркменистаном.4

 Практика "крышевания" со стороны отдельных представителей государственных органов имеет широкое распространение. По мнению предпринимателей, наиболее коррумпированы следующие государственные надзорные, фискальные, силовые и правоохранительные органы: Государственный комитет по налогам и сборам, Санитарно-эпидемиологическая служба, Противопожарная служба, Архитектурно-строительный надзор, Государственный таможенный комитет, Госрегистр, Социальный фонд, Финансовая полиция, Управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, участковые инспекторы милиции.

Обеспечение безопасности бизнеса  сопряжено с неизбежными дополнительными  издержками в добровольно-принудительном порядке и может обойтись предпринимателю  до 20% доходов. Но сумма может существенно  возрастать, если в дополнение к  обеспечению безопасности государственные служащие вкладывают в дело свой капитал.5Во-вторых, экономические проблемы (барьеры) порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды. Экономическая ситуация в Кыргызской Республике, весьма далекая от стабильности, является ограничивающим фактором развития малого и среднего бизнеса.

Экономические проблемы малого и среднего предпринимательства  в Кыргызской Республике:

  • общая макроэкономическая нестабильность, включая инфляцию, высокий уровень безработицы и снижение доходов населения;
  • разрушенная или слабо развитая рыночная инфраструктура экономики;
  • дефицит или ограниченность бюджета государства;
  • низкая конвертируемость национальной валюты;
  • несовершенство налоговой системы и непомерный налоговый пресс;
  • высокие таможенные тарифы и пошлины;
  • слабо развитая финансовая инфраструктура и неэффективное финансово-кредитное обеспечение;
  • ограниченность финансовых ресурсов и выгодных кредитных источников;
  • жесткие условия доступа к кредитам, вследствие высокой процентной ставки, короткого срока выплат, непомерных обязательств и др.;
  • отсутствие интереса коммерческих банков к предприятиям малых форм;
  • отсутствие развитого сектора страхования;
  • ограниченность информации по кредитным источникам;
  • недостаточно эффективное использование кредитов;
  • старение и износ преобладающей части основных фондов и низкая инвестиционная активность, особенно в производственной сфере;
  • ограниченный доступ малых и средних предприятий к использованию государственного и муниципального имущества;
  • отсутствие транспарентности экономической системы и равных возможностей;
  • слабое развитие механизмов регулирования рынка, доминирование монополистических структур и отсутствие реальной конкурентной среды;
  • изолированность национальной экономики от внешней международной среды и потенциальных партнеров;
  • рост экономической преступности и коррупции и др.

Несмотря на предпринимаемые  государством меры по совершенствованию  налогового законодательства, все еще  тяжелым остается налоговый пресс  на предпринимательскую деятельность. Многочисленные нормативные акты и  их многократные изменения не дают возможности предприятиям избежать сложностей и ошибок при налогообложении  и налоговом администрировании. Перечень налоговых льгот крайне ограничен, их позитивное воздействие  на развитие малых и средних предприятий  минимально. В нынешней ситуации, когда  налогообложение регулируется несколькими  сотнями правовых актов и инструктивных  документов, работники фискальных органов  могут толковать все неясности  и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

Сегодняшняя налоговая система  разрабатывалась в сжатые сроки  и уже по этой причине не могла  стать совершенной. По мнению председателя правления Палаты налоговых консультантов  Т. Ким: "Введение нового Налогового кодекса не принесло ничего, кроме  разочарования, лишнего обременения  налоговыми обязательствами, очередного подрыва доверия к государственной  власти". 6В сфере таможенной политики проблемой являются не только непрозрачные тарифы и необоснованные поборы, но и не функционирующий таможенный союз между Кыргызстаном, Белоруссией, Россией и Казахстаном (на долю этих стран приходится основной объем внешнеэкономической деятельности сектора МСП).

Недостаток оборотных  средств, связанные с ним проблемы материально-ресурсного обеспечения  и затрудненный доступ к финансовым ресурсам существенно снижают предпринимательскую  активность населения, не дают стимула  к развитию малого и среднего предпринимательства. В настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого и среднего предпринимательства, так  как у таких предпринимателей нет достаточного ликвидного залогового обеспечения, при этом незначительный размер кредита увеличивает издержки банка. В результате банки кредитуют под очень высокий процент, значительный объем залога или поручительства третьих лиц. Инфляционные колебания обменного курса, изменения в конъюнктуре рынка, политические и экономические кризисы в стране повышают риск кредитования малого и среднего бизнеса. Это ограничивает возможности малых и средних предприятий по укреплению финансовой базы для развития. Реальной альтернативой банковскому финансированию фонды поддержки малого и среднего предпринимательства так и не стали, в том числе ЗАО "Фонд поддержки предпринимательства" при правительстве Кыргызской Республики.

Рынок ценных бумаг в республике пока еще слабо функционирует. Акции  из-за их практической неликвидности не стали источниками средств для предпринимателей. Слабо развиты в республике и инвестиционные фонды, уставной капитал которых не достаточен для финансирования предпринимательских структур. Привлекаемые в республику иностранные инвестиции преимущественно идут на реализацию крупномасштабных проектов.

Информация о работе Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования