Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Кыргызстана в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I.теоретические основы управления малым бизнесом………….8
1.1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства….8
1.2.Основы управления малым бизнесом……………………………..23
1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе ………………………………………………………………………….35

Глава II.Особенности управления малым бизнесом в Кыргызстане….49
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………..49
2.2 Анализ внешней среды ОсОО «Турстрой»…………………………51
2.3. Изменение подхода к ведению бизнеса, ориентируясь на изменяющиеся ценности потребителя, на современном этапе………………62

Глава III. Пути оптимизации развития предприятий малого бизнеса.
3.1.Целеполагание как инструмент повышение эффективности управления малым бизнесом…………………………………………………..73
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ОсОО «Турстрой»……………………………………………………74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..91
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

д.р. малый бизнесДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 309.02 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря на то, что  удельный вес объемов строительства  частного бизнеса снижается, объем работ  все же увеличивается с каждым годом и такая тенденция  будет  сохранятся.

Необходимо также учитывать что на кыргызстанском рынке строительных работ до 70% составляет теневой сектор.

Выделиться на фоне примерно 800 конкурентов – столько  строительных компаний, по данным участников рынка, работает в Кыргызстане – без  отлаженного менеджмента  все  труднее.

Несмотря на все предпринимаемые  усилия, «цивилизованные» строительные компании контролируют не более 40% рынка, а 60% приходится на примерно теневой  бизнес и людей, занимающихся частным  индивидуальным строительством, говорят  эксперты.

При этом спрос на услуги строительных организаций  растет на примерно на  2,5% в год. Это обеспечивает любому новичку быстрое формирование клиентской базы. Основная проблема всех строительных компаний – кадры. Строитель может зарабатывать в Кыргызстане до 20 тыс. сомов в месяц, в России – до 30 тыс. рублей, поэтому с таким доходом непросто привлечь квалифицированных и опытных сотрудников.

Участники рынка единодушно говорят о растущем спросе на ремонтные  услуги . Еще два года назад 1–2 компании заказывали ремонт, теперь доля корпоративных клиентов составляет уже около 10%. «Ремонт обходится компании в 1,5  раза дешевле и быстрее, чем наем частных лиц», – говорят эксперты. Корпоративные клиенты обеспечивают 70% выручки строительных компаний, и эта доля увеличивается.

Но  компании хотят завоевать  расположение не только представителей корпораций, но и частных потребителей. Специфика услуг по ремонту и  строительству как отрасли заключается  в большой капиталоемкости производства, длительных сроках создания конечной продукции, неподвижностью объекта  производства работ, зависимостью от природно-климатических, географических факторов.

Анализ отрасли представлен  в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4

Анализ отрасли строительных услуг 

Факторы влияния на развитие данной отрасли

Участники рынка (имеющиеся  и потенциальные)

Динамика конкуренции  в отрасли

Характеристика рынка

Требования к компании

Ограничения в отрасли

Возможности и угрозы отрасли

1.Другие отрасли, связанные с  ним отраслями производства

2.Сезонность или цикличность:  наблюдается

3.Социальные факторы: рост безработицы  и банкротства населения и  предприятий в последнее время  способствует снижению спроса  на строительство и ремонт

1.Поставщики: поставщики строительных материлов

2.Клиенты: организации, население  практически активного  возраста  и высокого уровня дохода, корпоративные  клиенты, производственные и торговые  компании отечественные и зарубежные  компании

3.Партнеры:  альянсы (такие же фирмы в стране и за рубежом), фирмы, предоставляющие рекламные услуги

4.Конкуренты: другие фирмы, предоставляющие  подобные услуги

Сильная конкуренция

1.Темпы роста: рынок динамично  развивающийся, но в результате  кризиса развитие замедлилось

2.Стадия развития: рынок растущий, в последнее время наблюдается  рецессия

3.Прибыльность: из-за странового кризиса прибыльность падает

1.Требования клиентов: низкие цены, высокое качество, быстрое выполнение  работ

2.Требования к технологиям и  капиталовложениям компании:  требуется  больших капиталовложений в развитие  имиджа компании

1.Высокая конкуренция

2.Падение спроса на продукт  из-за кризиса

3.Необходимость постоянного ремонта  строительных средств

4.Плохое состояние коммуникаций

5.Нет системы защиты от недобросовестных  клиентов

6, зависимость от сезонов

7. Необходиость множества разрешительных документов

8.

1.Возможности: возникновение большого  числа фирм и организаций, нуждающихся  в зданиях; увеличение числа  жителей города; невыгодность личного  ремонта и строительства дома  или покупки эксклюзивной квартиры

2.Угрозы: усугубление кризиса, падение  спроса на недвижимость, банкротство большого числа предприятий, невозможность привлечь инвестиции, взять кредит, неоплата счетов заказчиками

3. Растущие цены на земельные  участки

Основные события, тенденции  отрасли за последние несколько  лет

В настоящее время строительство  обеспечивает около 7 % от общего объема ВВП. Наиболее существенное увеличение показателей деятельности в 2009 году было зафиксировано в строительстве  квартир 4,1%. Растущий спрос  на квартиры удовлетворяется компаниями с повышением их качества и улучшением безопасности  и комфортности. Последовательно  улучшается планировка. Уровень комфортности и создание  придомовой инфраструкутры  сегодня превышает 90%. Рынок строительства жилых домов предполагает участие больших компаний, поскольку только такие компании могут оперативно реагировать на исключительно гибкий спрос. Это подразумевает преобладающую долю частного капитала в процессе строительства. И на сегодняшний день складывается ситуация - именно на этом рынке присутствие государства наименее  заметно. 2008 год оказался переломным для строительного бизнеса. Росший последние несколько лет почти на 3% в год, рынок оказался не готов к спаду мировой торговли. Уже известно, как отразился кризис на оборотах крупнейших  строительных компаний мира. Кыргызстанские  компании до 4 квартала 2008 года работали без оглядки на глобальные тенденции. На сегодняшний день есть готовые здания, помещения, квартиры, которые продаются. В период странового кризиса компаниям, работающим в сегменте строительного бизнеса, гораздо сложнее. При том что ,строительные и ремонтные услуги в Кыргызстане редко отличаются высоким качеством, требуемой территориальной и ценовой доступностью. Это подтверждается, в частности, и практикой эксплуатации многих новых зданий.


 

Следующим этапом анализа  внешней среды проведем PEST анализ (таблица 2.5).

Таблица 2.5

PEST АНАЛИЗ

P-политическая ситуация в стране не совсем стабильная

- с  2009 года  изымается  налог на недвижимость

-в 2011 году дефицит бюджета

- к концу 2011 года по  сравнению с сегодняшним днем  средняя пенсия вырастет на 15 процентов, что все же  в  2,5 раза ниже величину прожиточного  минимума пенсионера в целом  по стране

- повышение фонда оплаты труда работникам бюджетных организаций на 30%, несмотря на дефицит бюджета в 2011 г.

-в Кыргызстане прошли выборы Президента страны, что повлияет в будущем на все процессы в стране.

Сценарий: В 2011 году в Кыргызстан вернется некоторая политическая конкуренция и проявится социальная активность населения. Экономическая ситуация вынудит стать политически активным дремлющий пока «средний» класс, который рассчитывал до последнего времени пересидеть трудные времена, опираясь лишь на собственные силы.

E-резкое торможение развития экономики,  события 2010 года затронули почти все отрасли хозяйства

-курс доллара около  47 сомов (имеет тенденцию к  стабилизации),

- с начала 2009 года действует  ставка рефинансирования 12 %, введенная  еще 1 декабря 2008 г.

-прогноз инфляции остался  неизменным, прогноз по оттоку  капитала изменился в большую   сторону.

Прогноз по инфляции на 2011 год  – около 15%.

Сценарий:

В 2011 году, похоже, экономика КР будет не так быстро расти, несмотря на обещания правительства КР.  В то же время, в экономика в 2010 году уже нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. Основные негативные шоки от событий 7 апреля уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары  экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в 2010 году.

S-  официальный уровень безработицы составил в Кыргызстане около 5 %

-встает вопрос, будут ли востребованы молодые специалисты, выпускники ВУЗов

-ОРТ обязательное условием для поступления в ВУЗы

- В 2010 году в Кыргызстане демографическая ситуация ухудшилась, в том числе из-за политического кризиса

Сценарий

Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Количество потребителей на рынке строительства снизилось, но незначительно.

T-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом

-значимые тенденции в  НИОКР и новые патенты не  имеют большого значения в  отрасли

-скорость изменения новых  технологий достаточно низкая

- не имеется тенденции  к появлению новых продуктов  отрасли

Сценарий

Новые технологии в отрасли  тормозят свое развитие, нет возможности  внедрять появляющиеся новые технологии, технологические факторы могут  оказать влияние на отрасль.


 

Политическая ситуации в  стране на сегодняшний день пока стабильна, несмотря на события 2010 года, которые  привели к  кризису почти во всех отраслях экономики. Снижается  уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической  ситуации в стране, появляются новые  компании, и строительство – остается востребованным видом деятельности. Но законодательная база, определяющая полномочия и права компании, практически  не способна дать возможность для  защиты от нечестной конкуренции  и т.д.

Развитие науки и техники  Кыргызстана в данный момент затруднено, но имеет значение для появления  технологических нововведений в  области строительства.

Природно-климатические  условия в Центрально-Азиатском  регионе предполагают определенные трудности при строительстве, требующие  еще при этом сейсмозащиту.

Не менее важным фактором является демографическая обстановка. Такие факторы как темпы роста  городов, региональные различия, появление  новых компаний, рост населения города дает информацию о востребованных формах строительных предложений, квартиры и  дома для  населения (наличный или  безналичный расчет ,корпоративные клиенты, организации.

Характеристика будущего состояния ОсОО «Турстрой» с трех точек зрения:

    1. пессимистический вариант

На данный момент условия  внешней среды являются благоприятными для производственной деятельности предприятия, но если в будущем возрастет  ставка налогообложения, то у компании будет меньше возможностей для расширения. Если размер оплаты труда будет отставать от темпов инфляции, то это может привести снижению численности на предприятии, что негативно скажется на деятельности. Если уровень оплаты в компании не вырастет, возможна текучесть, что также снизит количество работников. Если поставщики поднимут цены на материалы, возникнет нехватка денежных средств для расчетов с работниками или бюджетом, а также это вызовет поднятие цен на услуги самой фирмы. Если конкуренция на рынке строительства будет по-прежнему оставаться серьезной, то услуги компании могут оказаться неконкурентоспособными. Если повысится  плата на лицензию, энергоресурсы то фирма будет вынуждена либо пересмотреть свои цены, либо отказаться от части заказов. В связи с кризисом снизится объем реализуемых услуг.

    1. реалистический вариант

Так как экономика страны на сегодняшний день можно назвать стабильной, то возможны существенные изменения в деятельности предприятия. Клиентская база, созданная на данный момент, будет расширяться медленно, сохраниться непостоянный характер заказов. Существующие заказчики задерживают платежи. Прибыль не будет покрывать долги предприятия. Дальнейшие расширение будет затруднено из-за сложности получения кредитов и привлечения инвестиций. Из-за большой конкуренции и небольшого количества заказов у поставщиков будет наблюдаться снижение цен на стройматериалы и услуги. Расширение штата рабочих будет невозможно. Возможно сокращение штата. Но успешная деятельность будет зависеть не только от экономической обстановки в стране, но и от руководителя предприятия.

    1. оптимистический вариант

Закончится страновой кризис, наметится экономический рост. Увеличится возможность привлечения инвестиций, расширения клиентской базы, получения большего количества заказов. Если понизится ставка налогообложения, то у компании будет возможность для расширения и предоставления более выгодных условий клиентам. Если рост размера оплаты труда будет соответствовать темпу инфляции, то это может привести к увеличению заработной платы и расширению штата сотрудников, соответственно введение новых должностей, таких как маркетолог, логист. Если конкуренция на рынке строительства снизиться за счет уменьшения числа компаний, то услуги компании будут востребованы, что даст возможность для развития и расширения компании. Если снизится плата на разрешительные документы  и плата за услуги энергосбыта, АТС и т.д., то компания расширить штат сотрудников, что ускорит сроки реализации строительных услуг.

Итак, подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что специфика строительства как отрасли заключается в большой капиталоемкости производства, долгих сроках создания конечной продукции, неподвижностью объекта производства работ, зависимостью от природно-климатических, географических факторов,  что играют огромную роль для данной отрасли.

Лучший ориентир для стратегических действий собственной компании –  это определение того, что делают и что собираются делать конкуренты, иначе предприятие вынуждено  все время находиться в защитной позиции.

Таким образом,  строительная отрасль, особенно в  сфере ремонта– фрагментарная, поэтому представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей.

Поскольку ОсОО «Турстрой» существует на рынке совсем недавно, важным условием дальнейшей успешной работы является развитие имиджа компании. Что и было взято в качестве цели для дальнейшего рассмотрения. Критерием достижения цели являются следующие показатели:

  • предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным компаниям;
  • осведомленность большого круга граждан о существовании и деятельности компании.

Так как ОсОО  «Турстрой» - молодая фирма, то существуют определенные трудности, мешающие успешной деятельности предприятия. В настоящий момент организация имеет небольшую клиентскую базу – соответственно мало заказов. Недостаточное количество квалифицированных специалистов приводит к ошибкам в производстве. Так как предприятие можно отнести к малым некоторые должности совмещает один работник, приходящий бухгалтер , а директор выполняет обязанности специалиста по кадрам, это приводит к увеличению времени на операции и некоторым несоответствиям. Опыт работы руководителя, а также инициатива сотрудников позволяют компании выполнять свои обязанности по имеющимся договорам. Основной задачей в этот период является укрепление позиций на рынке, конкурентоспособность. Соответственно главная проблема – отсутствие сформированного имиджа предприятия.

На основе вышесказанного можно выделить основную проблему, возникшую на предприятии на данный момент – отсутствие  развития имиджа предприятия. Таким образом, подводя итоги проведенному анализу хозяйственной деятельности предприятия, его внешней и внутренней среды, необходимо отметить уровень конкурентоспособности Так как компания молодая, не имеет сформированного имиджа и большой клиентской базы, то конкурентоспособность фирмы очень низкая, особенно в сравнении с такими представителями данной отрасли как «Авангард Строй», «Имарат Строй», «Азия Курулуш» и т. д. Но, несмотря на это, компания имеет ряд преимуществ – у нее нет хорошей репутации, но у нее нет и плохой репутации, потребители охотнее идут на сотрудничество с новыми организациями – условия работы проще, так как организация заинтересована в привлечении маленьких фирм. Организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, поэтому изначально, беря во внимание опыт работы других организаций в данной области, может предлагать более выгодные условия клиентам, не тратить время и деньги на придумывание старых проверенных методов, а искать новые.

Что касается строительных работ, то здесь для привлечения клиентов важны цены, цены более низкие, чем у конкурентов, но этого мало – необходимо, чтобы потенциальные потребители узнали о том, что ОсОО «Турстрой» предлагает цены ниже, а качество предоставляемых услуг выше или не хуже, чем в других строительных компаниях. Для достижения данной цели нужна реклама, яркая, запоминающаяся и в огромных количествах. На современном этапе развития нашего общества – это принято называть PR, промоушн. В Америке это называется publicity. Но принесет ли ожидаемый результат просто беспорядочная реклама или вложенные инвестиции не принесут дохода? Для ответа на этот вопрос существует бизнес-план, как одна из составляющих стратегии развития предприятия.

Необходимо дать примерную оценку ожидаемых доходов и расходов бизнеса в 2012 году, т.е. составить план. Эта процедура необходима для получения картины потенциала прибылей, которые  можно извлечь из предприятия. Для более полного анализа желательно перевести в проценты каждый параграф, что позволит проанализировать результаты отчета.

Таблица 2.6

 Отчет об ожидаемых прибылях (потерях)

 

 п/п

Наименование  параграфа

Суммы, сом.

Проценты

1

Поступления

700 000

100

2

Себестоимость услуг

500 000

71,43

3

Валовая прибыль

200 000

38,75

4

Расходы производства

30 000

4,38

5

Расходы по управлению и прочие

70 000

10,00

6

Всего расходов

100 000

14,28

7

Оперативная прибыль

100 000

14,28

8

Расходы на финансирование

7 000

1,00

9

Прибыль перед  снятием налогов

93 000

13,28

10

Налоги

39 770

5,68

11

Итоги чистой прибыли

57 230

8,17

Информация о работе Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования