Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Кыргызстана в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I.теоретические основы управления малым бизнесом………….8
1.1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства….8
1.2.Основы управления малым бизнесом……………………………..23
1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе ………………………………………………………………………….35

Глава II.Особенности управления малым бизнесом в Кыргызстане….49
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………..49
2.2 Анализ внешней среды ОсОО «Турстрой»…………………………51
2.3. Изменение подхода к ведению бизнеса, ориентируясь на изменяющиеся ценности потребителя, на современном этапе………………62

Глава III. Пути оптимизации развития предприятий малого бизнеса.
3.1.Целеполагание как инструмент повышение эффективности управления малым бизнесом…………………………………………………..73
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ОсОО «Турстрой»……………………………………………………74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..91
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

д.р. малый бизнесДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 309.02 Кб (Скачать файл)

Чтобы работать с людьми, столь  резко различающимися по своему статусу  и интересам, менеджеры должны иметь  много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие  и уважение со стороны тех, с кем  они вступают в контакт. Это прежде всего:

  • высокое чувство долга и преданность делу;
  • честность в отношениях с людьми, и доверие к партнерам;
  • умение четко выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное и заботливое отношение к людям, вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы, и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными  чертами, люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако, последние достижения науки (в том числе социологии, психологии др.) позволяют изучать  природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми, на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.

Важным фактором повышения результативности менеджмента, является разделение труда  менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому, в организациях выделяют виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Малый бизнес наряду с бизнесом средним  и крупным, с экономически активными  действиями государства,— важнейшая  структурная, составляющая рыночного  хозяйства, причем безусловно первая по массовости. На его долю приходится до 90% общего количества предприятий. Уже сама эта цифра говорит о том, что без малого бизнеса созидательный потенциал рынка не может эффективно реализоваться.

Для сегодняшнего Кыргызстана, находящегося в переходном состоянии и характеризующейся высокомонополизированной экономикой, становление сектора малого бизнеса приобретает исключительную актуальность. Без всякого преувеличения, можно говорить о том, что вопрос жизни социально-экономических преобразований, нацеленных на создание социально ориентированной рыночной экономики во многом зависит от становления предпринимательства.

Сфера, объединяющая малые и средние  предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и  в нашей хозяйственной практике, общее название—малый бизнес или  малое предпринимательство.

Малое предпринимательство— основа рыночной экономики. Оно может стать магистральным направлением нашей экономической реформы. Малый бизнес динамично реагирует на конъюнктуру, способствует развитию здоровой конкуренции продавцов, активизирует структурную перестройку отраслей, создает дополнительные рабочие места, преодолевает монополизм в экономике страны, способен решать региональные задачи.

С помощью малых фирм, можно радикально усовершенствовать структуру и  субъектный состав хозяйственных связей, насытить рынок товарами. Кроме того, индивидуальная фирма имеет целый  ряд преимуществ, присущих малым  фирмам.

Индивидуальная фирма, т.е. форма  предпринимательства, при которой  владельцем являются одно лицо или  одна семья, получающие весь доход, и  несущие полную ответственность  по всем обязательствам фирмы и весь риск от своего дела. Не все такие  фирмы относятся к разряду  малых, некоторые довольно крупные. Это самая популярная форма организации  бизнеса в США, на нее приходится около 70% общего числа предпринимательских  фирм. Количество индивидуальных фирм здесь колеблется от 10 до 13 млн. однако, объем их продаж составляет только 6% выручки от продажи продуктов  и услуг.

Преимущества:

  • чрезвычайно легко начать дело;
  • простая процедура учреждения фирмы;
  • несложен процесс ликвидации фирмы;
  • сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца;
  • оперативность управления и принятия решений;
  • личный стимул для эффективной деятельности фирмы. Однако, имеются и определенные недостатки:
  • полная финансовая ответственность владельца фирмы;
  • ограниченность финансовых средств предпринимателя, так как коммерческие банки неохотно предоставляют им кредиты, из-за высокого процента банкротства;
  • владельцу индивидуальной фирмы сложно быть специалистом во всех вопросах производства, маркетинга, менеджмента, финансов что нередко приводит к принятию ошибочных решений и экономическим потерям.

На основании изложенного материала  следует заключить, что расширение кругозора руководителя или владельца  малого предприятия в области  управления (менеджмента), информированность  о различных методах решения  всевозможных организационно-управленческих проблем, умение ставить цели и анализировать  трудности мешающие достижению этих целей, оценивать преимущества и  недостатки различных решений тех  или иных задач управления предприятием,—  раскрывают теоретические основы управления малым бизнесом.

Таким образом, предпосылки развития малого предпринимательства продиктованы самой жизнью, проводимыми экономическими реформами, политикой государства. Радикальная экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, развитие систем торговли, услуг общественного питания, производства товаров массового спроса создают объективные экономические условия и вызывают необходимость развития малого бизнеса в нашей стране.

1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе

 

“Производственный менеджмент“ —  это термин, происходящий от английского  слова, что в переводе означает управление производством. Производственный менеджмент выступает как система взаимосвязанных  элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление производственной стратегией, программой, производством в оперативном режиме, материальным обеспечением производства, производственной экономикой, ценообразованием, расходами в производстве. Каждый из этих элементов имеет отношение к управлению производством в их взаимосвязи и взаимодействии". 11

Сложившиеся представления о понятии об управлении производством, экономики, организации материального обеспечения производства, сбыта продукции и др. являются самостоятельными разделами в организации и управлении предприятием.

Управление производством, как  системы, являются такие элементы как  постановка целей, процесс, функции  управления, формирование производственных программ, контроль и регулирование  производства и т.д. Рассмотрим основные вопросы внутрипроизводственных отношений  и управления производством в  содержании производственного менеджмента  для коммерческих организаций промышленной ориентации, на уровне малого бизнеса.

Это обусловливается ведущей ролью  малых предприятий в выпуске  изделий, обеспечивающих функционирование и развитие отраслей народного хозяйства, их широким диапазоном производства (зависимостью между издержками, объемом  и прибылью), многообразием вариантов  управленческих решений для реализации производственного процесса.

Производственная и экономическая  деятельность определяет процесс функционирования каждого производственного подразделения  малого предприятия. Результатом этого  процесса является выпуск продукции  по заключенным договорам, реализация ее другим заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в  новый процесс.

Примерную схему внутрифирменных  структур управления малым предприятием можно представить по рис.1.1.12.

Производство выступает как  центральное ядро (сердцевина) производственного  подразделения, созданное на основе рационального сочетания во времени  и пространстве средств, предметов  и самого труда, обеспечивающее при  экономически обоснованном ведении  производственного процесса его  эффективное функционирование. Как  объект управления, производство является динамично развивающейся системой, элементы которой взаимосвязаны  и взаимозависимы. Они требуют  целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой каждого подразделения.


Производственные подразделения  малого предприятия, специализированные на выполнении отдельных работ /заготовительная  фаза производственного процесса/, работ по механической, термической  и другим видам обработки деталей/обрабатывающая фаза/, а также работ по сборке изделий образуют основное производство и отдельно в каждом его подразделении.

Производственные подразделения  объединены единым производственным процессом  и поэтому связи между ними не разрываются. Изменяются только экономические  отношения и отношения управления. На унитарных предприятиях, к Рис.1.1. Схема внутрифирменных структур управления малым предприятием

 

основному производству относятся заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.

Производственные подразделения (цехи) основного производства связаны  и взаимодействуют с инструментальными, ремонтно-механическими и энергетическими  цехами вспомогательного производства.

Работа производственных подразделений (цехов) организуется на основе соответствующей  подготовки, которая выражается в  обеспечении их чертежами, технологией обработки деталей, сборки изделий, инструментом, приспособлениями, специалистами. Извне цехи обеспечиваются сырьем, материалами, заготовками, комплектующими изделиями, которые накапливаются и хранятся на соответствующих складах.

Движение этих предметов труда  внутри цехов и между ними, образует производственные потоки, которые организуются в соответствии с типом, особенностями  и масштабом производства в каждом из них. При этом выдерживаются маршруты движения различных потоков, согласованные  во времени и пространстве на основе закономерностей организации производства. Цехи и маршруты движения предметов  труда как основные составные  части организованного производства в малом предприятии позволяют  реализовать производственный процесс, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций по обработке деталей и сборке изделий.

Цехи, бригады основного производства требуют регламентации их работы, согласованного взаимодействия трудовых коллективов по изготовлению продукции  и выполнению поставленных целей Это достигается в результате определения конкретных задач для реализации целей на основе изучения фактического состояния производства и выработки решений по их практическому выполнению.

Любой цех в каждый плановый период характеризуется определенной производственной ситуацией, которая непосредственно  влияет на выполнение поставленной цели. Важным фактором в процессе управления является оценка фактического состояния  производства и определение путей  преодоления возникших в ходе производства противоречий между целью  и сложившейся производственной ситуацией. В соответствии с этим определяются конкретные задачи каждого  цеха, бригады, которые учитывают  максимальные возможности по реализации поставленных целей,

Заключительным этапом процесса управления является выработка и принятие управленческих решений, в которых устраняются  противоречия, намечаются пути организационного обеспечения выполнения задач.

Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных  сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывном слежении за их выполнением. Первая часть работ  относится к планированию производства, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами (один раз в квартал, месяц, неделю, сутки, смену). вторая связана с контролем выполнения плановых заданий, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства. Для планирования и регулирования производства требуется информация о подготовке производства, о целях и конкретных задачах производственных подразделений (постоянная информация) и о состоянии производственного процесса (переменная информация), получаемая в ходе выполнения производственных программ.

Процесс регистрации данных и накопления информации о результатах работы цехов и подразделений подготовки производства, а также ее передача и обработка в органах управления производством протекает повседневно  и практически непрерывно. Особенно сложной и трудоемкой и, что весьма важно, ответственной работой в  этом процессе является своевременная  регистрация информации на местах ее возникновения в цехах и подразделениях, обеспечивающих производство всеми  видами ресурсов и документации, исключая информацию о внешних поставках  комплектующих изделий.

Информация является разнообразной  по форме и содержанию, с начала смены нарастает лавинообразно  и подлежит регистрации после  завершения каждой контрольной операции технологического процесса в заготовительных, обрабатывающих или сборочных цехах.

Информация о работе Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования