Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:19, дипломная работа
Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Кыргызстана в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий:
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I.теоретические основы управления малым бизнесом………….8
1.1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства….8
1.2.Основы управления малым бизнесом……………………………..23
1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе ………………………………………………………………………….35
Глава II.Особенности управления малым бизнесом в Кыргызстане….49
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………..49
2.2 Анализ внешней среды ОсОО «Турстрой»…………………………51
2.3. Изменение подхода к ведению бизнеса, ориентируясь на изменяющиеся ценности потребителя, на современном этапе………………62
Глава III. Пути оптимизации развития предприятий малого бизнеса.
3.1.Целеполагание как инструмент повышение эффективности управления малым бизнесом…………………………………………………..73
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ОсОО «Турстрой»……………………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..91
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
При этом, наибольшее снижение объемов наблюдалось в малых предприятиях - на 30,9 процента меньше и у индивидуальных предпринимателей - на 18,9 процента. Наряду с этим, в сравнении с 2006г. объем подрядных работ увеличился на 18,3 процента. При этом, объем строительных работ, выполненных малыми предприятиями, возрос на 32,3 процента, частными предпринимателями - на 12,0 процента, средними предприятиями– на 8,6 процента.
В Баткенской, Иссык-Кульской, Нарынской, Ошской, Таласской областях и г.Ош весь объем подрядных работ выполнен субъектами малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на снижение объема подрядных работ, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, в сравнении с предыдущим годом, их удельный вес в общем объеме подрядных работ увеличился на 2,4 процентных пункта, что обусловлено снижением объемов подрядных работ, выполненных крупнымистроительными организациями.
Объем оборота торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010г. сложился в размере 172657,9 млн. сомов, что на 3,3 процента меньше, чем в 2009г., а по сравнению с 2006г. объемы оборота увеличились в 1,4 раза. Доля оборота торговли малых и средних предприятий в общем объеме оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010г. составила 43,9 процента, индивидуальных предпринимателей – 43,5 процента.
Объем услуг, предоставленных гостиницами и ресторанами в 2010г., составил 7134,9 млн. сомов, что на 6,1 процента меньше, чем в 2009г., а уровень 2006г. Объемы услуг превысили в 1,8 раза. Доля услуг, оказанных малыми предприятиями в общем объеме таких услуг, составила 36,2 процента, средними – 2,9 и индивидуальными предпринимателями – 51,8 процента.
Объем перевозок грузов, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, за истекшие пять лет возрос в 1,8 раза, а по сравнению с 2009г. -
на 3,8 процента. В общем объеме перевозок грузов, выполненных ими в 2010г., на долю перевозок индивидуальными предпринимателями пришлось 97,4 процента.
В 2010г. объем перевозок
пассажиров, выполненных субъектами
малого и среднего предпринимательства,
по сравнению с 2006г. увеличился на 14,7
процента, а по сравнению с 2009г. они
сократились на 6 процентов. В общем
объеме перевозок пассажиров, выполненных
такими субъектами в 2010г., на долю перевозок
индивидуальными
. Как показали исследования, проведенные по данным КР, в сфере предпринимательства доля занятых в строительстве оказывается одно из самых высоких из всех отраслей - до 29,0 % в 2009 году. Это происходит на фоне сокращения числа занятых в малом предпринимательстве в целом, что говорит о более устойчивом развитии малого предпринимательства именно в сфере строительства. Прогноз развития предпринимательства по оптимистическому и пессимистическому вариантам показал, что наибольшие темпы роста, как и в предыдущие годы, получит отрасль торговли и общественного питания, а также строительный бизнес.
Пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, например, в форме только торгово-предпринимателъской деятельности. А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми, и ничего более, т.е. они не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без радикальных перемен в социально-экономическом развитии страны, без изменения экономической сути и роли государства.
Из опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль и место малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в этих странах числа предприятий малого бизнеса, обусловленный появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм, особенно в средствах связи и информации, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, во многом изменившая направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.
1.2.Основы управления малым бизнесом
Производственные возможности малых форм состоят из тех ниш, которые большие фирмы оставили пустыми, а малые видят в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он является ее органической и неотъемлемой частью. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и одновременно является ее продуктом.
Экономические возможности всегда будут существовать в экономических системах, поскольку возможности связаны с потребительскими нуждами, а они, в свою очередь, бесконечны. Поэтому, если верно то, что малый бизнес не мог бы существовать, если бы не было разных уровней эффективности в экономической системе, то ясно также и то, что он не существовал бы, если бы не было свободы бизнеса вообще, если бы социальная система не признавала ценность предпринимательства, если бы индивиды, будучи главным ресурсом любой системы, не имели бы мотиваций к собственному бизнесу. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства — среднего, крупного национального, а также транснационального.
Однако нельзя
отрицать того, что малое предпринимательство
Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает тот хозяйственный эффект, который пока еще недоступен российским условиям, но очень хорошо зарекомендовал себя в странах с развитым рыночным хозяйством.
С точки зрения отношений собственности малые предприятия могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Однако независимо от социальной принадлежности их деятельность должна носить отчетливо выраженный частнопредпринимательский характер. Если этого не будет, такие предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т.е. предприятий, их окружающих, будет носить предпринимательский характер.
Так вот, независимо от того, кто является собственником предприятия малого бизнеса — государство, кооператив, акционерное общество или частный владелец, этот собственник руководит деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности за него и пускается на предпринимательский риск. Кстати, использование услуг менеджера не меняет существа дела, хотя в малом бизнесе все-таки чаще всего соединены функции владения и управления, что и составляет преимущество малого предпринимательства по сравнению со средним и крупным. Вероятно, поэтому малых государственных предпринимательских структур в странах с рыночной экономикой почти нет.
Единство собственника и управленца (соединение в одном лице) обеспечивает малому предпринимательству такие преимущества, как адаптивность к меняющимся условиям, быструю на них реакцию, эффективность хозяйствования. Гибкость и мобильность малого бизнеса определяется также небольшой численностью занятых в нем работников. При этом мобильность важна не только в реакции на внешние условия. Быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект.
Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном или интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосферы взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей предприятия — с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, которая в то же время связана со значительным риском.
При известном разграничении
функций между всеми работникам
Однако для использования перечисленных выше принципов во внутрихозяйственной организации предприятий малого бизнеса и получения на их основе экономического эффекта в масштабе страны должно пройти достаточно много времени. Отсюда следует несколько выводов:
Конечно, наиболее адекватно деятельности малого бизнеса предприятие, основанное на частной форме собственности. Примеры различных стран подтверждают это. Культура организации предпринимательской структуры, поведение и взаимодействие в ней работников, почтительность друг к другу и к клиенту, честная работа за честную оплату — вот далеко не полный перечень базисных принципов, которых должны придерживаться лидер и работники малой предпринимательской структуры. Только в таких условиях могут быть приняты правильные решения, приводящие к коммерческому успеху. Но если даже допущена хозяйственная ошибка, что случается на практике, особенно в условиях неустойчивой, нестабильной экономики и государственной политики, постепенно поправит эту ошибку и с честью выйдет из ситуации тот коллектив, где каждый знает, за что он работает, где царят энтузиазм и энергия, где ценится индивидуальная значимость каждого работника и его вклад в общее дело, где есть согласие при принятии решений и свобода творчества при их реализации.
Если мерить внутренние взаимоотношения работников малой предпринимательской структуры, то, пожалуй, больше всего подойдет то, что японцы пропагандируют в бизнесе, а именно «семейный» характер организации производства, «семейный» моральный настрой. Именно на этой базе создаются традиции предприятия малого бизнеса, его культура. Каждый новый работник невольно подчиняется этим традициям и культуре, но в то же время вносит в нее и что-то свое. И принимается это новаторство или нет, но оно стимулирует работу остальных членов коллектива и его лидера, заставляет их двигаться дальше по пути развития этики и культуры.
Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. По мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент — это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.
Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Поэтому, менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как, процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. 8
Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная же задача людей, занятых в этом аппарате, это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации)для достижения ее целей.
Информация о работе Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования