Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Кыргызстана в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I.теоретические основы управления малым бизнесом………….8
1.1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства….8
1.2.Основы управления малым бизнесом……………………………..23
1.3. Внутрифирменные функции управления производством в малом бизнесе ………………………………………………………………………….35

Глава II.Особенности управления малым бизнесом в Кыргызстане….49
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………..49
2.2 Анализ внешней среды ОсОО «Турстрой»…………………………51
2.3. Изменение подхода к ведению бизнеса, ориентируясь на изменяющиеся ценности потребителя, на современном этапе………………62

Глава III. Пути оптимизации развития предприятий малого бизнеса.
3.1.Целеполагание как инструмент повышение эффективности управления малым бизнесом…………………………………………………..73
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ОсОО «Турстрой»……………………………………………………74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..91
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

д.р. малый бизнесДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 309.02 Кб (Скачать файл)

Понимание менеджмента, как управления, базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому, не редко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента — это в основном эволюционный процесс Он характеризуется непрерывностью, отражая степень изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых предприятий, которые ориентировались на потребителя и удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения.

Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
  • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйствен но самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Характерные для менеджмента черты включают экономический социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, данности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно-технический аспект менеджмента включает национальную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, не необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль. Стратегическое управление включает:

  • выработку цели менеджмента;
  • прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
  • перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:

  • организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
  • руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления. Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем. Механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

"Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков 1 внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом".9

ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ  

Принципы

 

Функции

 

Экономические методы

         

Централизация в управлении

 

Маркетинг

 

Коммерческий расчет

         

Децентрализация в управлении

 

Планирование

 

Внутрифирменный расчет

         

Сочетание централизации и децентрализации

 

Организация

 

Цены и механизм ценообразования

         

Ориентация на долгосрочные цели развития

 

Контроль

   
         

Демократизация управления

 

Мотивация

   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

Инновационный менеджмент

 

Процесс производства

 

Обеспечение сбыта

 

Структура

управления

развитием

Проведение НИОКР

 

Разработка 

ассортиментной 

политики

 

Разработка 

сбытовой 

политики

 

Функциональная

Разработка 

и внедрение новой продукции

 

Технологический

менеджмент

 

Выбор каналов и методов сбыта

 

Линейно-функциональная

Организация

научно-технической деятельности

 

Обеспечение производства материально-техническими ресурсами

 

Организация

сбыта

 

Проблемно-целевое управление

   

Повышение качества и конкурентноспособности продукции

     

Матричная структура

   

Повышение

эффективности

производства

     

Программно-целевое управление


 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

Разработка и 

проведение 

кадровой 

политики

 

Оплата 

и стимуляция

труда

 

Групповое

управление

 

Социально-психологические 

аспекты

управления

Принципы 

подбора и расстановки 

персонала

 

Формы

оплаты 

труда

 

Вовлечение 

работников в управление на

низовом уровне

 

Мотивация труда 

работников

и творческих

инициатив

Условия

найма и увольнения

 

Пути повышения 

производительности труда

 

Рабочие

бригады

 и их функции

 

Организационная культура фирмы

повышение

квалификации

 

Поощрительные

системы

оплаты  труда

 

Взаимоотношения в коллективе

 

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка 

персонала

и его деятельности

     

Взаимоотношения с профсоюзами

   

 

Менеджмент неразрывно связан с  людьми, занятыми управлением. Труд в  этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в  котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности, составляют главный смысл  и содержание труда людей, относимых  к управленческому персоналу. У них особый предмет труда-информация, преобразуя которую, они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому, в качестве орудий труда работников менеджмента, выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности, оценивается по достижению поставленных целей.

Содержание самого понятия "управленческий персонал" трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация  труда, например, рассматривает управленческий персонал, как часть более широкой  категории работников, в которую  кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь  в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая  в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы выполнять свои сложные и  ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как менеджмент. Они включают:10

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • высокую информированность (информация — это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
  • знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях и

в разных отраслях;

  • способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как, сама наука, отвечая  на растущие требования практики, выдвигает  и разрабатывает все новые  идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает  непрерывный характер.

Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые  повышают эффективность хозяйствования.

Вторая группа требований, к профессиональной компетенции менеджеров, связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций, менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц— коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации

Информация о работе Управление малым предприятием, анализ и пути совершенстования