Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:13, аттестационная работа
Управление школой рассматривается как процесс развития, реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель. “Процесс управления является общей суммой всех функций”.
Разработав структуру управления, определив функции каждого органа и должностного лица, администрация ОУ основные усилия направляет на управление школой.
Функции управления:
планово-прогностическая;
контрольно-диагностическая;
организационная;
мотивационная;
коррективная;
информационно-аналитическая,
Школа является открытой системой, то есть подвержена влиянию окружающей среды, ее выживание в современном мире зависит от приспособленности к изменениям, которые происходят в стране, семье. Управление школой носит системный характер.
Евтихов О. В.
Психология управления персоналом: теория и практика. СПб.: Речь, 2010.
Основные принципы управления:
1. Принцип целенаправленности. Суть этого принципа заключается в том, что каждое управленческое действие должно быть целенаправленным, то есть иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления, от управления деятельностью отдельного человека или группой людей до государственного управления. Говорят, что человек, не имеющий в жизни собственных целей, живет для осуществления целей других людей. Однако руководитель обязан отчетливо представлять цель, потому что он по определению «побуждает подчиненных к активному поведению и деятельности по достижению поставленной цели
2. Принцип единоначалия. Этот принцип необходим в обеспечении
управляемости организации, коллектива
и сотрудников. Управленческая практика
показывает, что чем больше у подчиненного
начальников, тем меньше эффективность
его работы, как, собственно, меньше и ответственность
этих начальников за их управленческие
действия. Следует отметить, что принцип
единоначалия не исключает коллегиальности
в обсуждении проектов решений, а устанавливает,
что в последующем именно руководитель,
принимающий (утверждающий) эти решения,
несет персональную за них ответственность.
3. Принцип замещения руководителя. Если функции управления не
исполняются, то организация или подразделение
неуправляемы. Поэтому в
организации или конкретном подразделении
может отсутствовать руководитель как
человек, но не как роль. Принцип замещения
руководителя регламентирует, что в ситуации
отсутствия руководителя его функции
исполняет заранее утвержденное должностными
инструкциями лицо (заместитель, нижестоящий
руководитель или конкретный сотрудник).
При этом в должностных инструкциях четко
прописываются условия замещения, делегированные
функции и сфера ответственности.
4. Принцип одноразового ввода управленческой команды. Управляемость системы зависит от точности и своевременности выполнения управленческих команд. Если команда отдана, то система должна на нее откликаться оперативно без дополнительного повторения этой команды. Соответственно, если приказ издан и вступил в силу, то он должен начать исполняться без дополнительных дублирующих и «уговаривающих» указаний.
5. Принцип управленческого
реагирования. Любая управляемая система должна оперативно
реагировать на изменение внешних и внутренних
условий функционирования. Иными словами,
рассматриваемый принцип регламентирует
необходимость тактического управленческого
реагирования руководителя в ответ на
изменение условий деятельности.
6. Принцип оптимизации управления. Любая управляемая система должна эволюционно развиваться и совершенствоваться. Причиной и источником развития выступают внутренние противоречия системы, а ее эволюция зависит от своевременного определения этих противоречий, уменьшения или устранения их негативного влияния. Есть универсальная житейская истина, распространяющаяся и на управленческую сферу деятельности руководителя: «Если вы будете продолжать делать в точности то же, что и раньше, то, скорее всего, вы будете получать в точности тот же результат. Соответственно, если вас не устраивает получаемый результат, то делайте что угодно, но не повторяйте то же самое».
1. Принцип социальной направленности управления. Социальные законы и свойства общества выступают как системные законы любой социальной структуры. И для эффективного функционирования и управляемости любой организации в ее жизнедеятельности должны отражаться идеалы цивилизованного общества, гуманизма, права, духовности, моральности общечеловеческих ценностей.
5. Принцип учета
российского менталитета в
1. Принцип нормы управляемости. Каким числом сотрудников может управлять один руководитель без снижения его эффективности. Суть рассматриваемого принципа заключается в ограничении количества объектов управления у одного субъекта управления. Средний человек способен единовременно удерживать в поле своего внимания ограниченный объем информации, состоящий не более чем из 7+2 компонентов. Соответственно, и руководитель не способен единовременно контролировать больший объем информационных элементов. Увеличение числа сотрудников приводит к увеличению количества взаимосвязей, возникающих между ними, а соответственно, и потенциальных противоречий, значительную часть из которых приходится разрешать руководителю. Так, французский исследователь В. Грейкунас обосновал эту зависимость формулой, которая описывается следующим выражением:
К = n [2n–1 + (n–1)], где К — количество взаимосвязей; n — число сотрудников.
Формула В. Грейкунаса показывает, что если руководителю непосредственно подчинено четыре исполнителя, то количество взаимосвязей, а соответственно, и спорных вопросов или разногласий может достигать 44 за рабочий день, а при пяти исполнителях их количество возрастает более чем в два раза:
число подчиненных |
количество обращений |
4 |
44 |
5 |
100 |
6 |
222 |
8 |
1080 |
В соответствии с этим в настоящее время норма управляемости руководителя ограничена пределами 5–7 человек и колеблется в зависимости от условий деятельности. При управлении сотрудниками, выполняющими схожую или индивидуальную деятельность, их количество на одного руководителя может достигать 7 человек. При управлении сотрудниками, выполняющими различные виды деятельности (по отношению друг к другу), норма управляемости обычно составляет не более 5 человек. У руководителя в среднем бывает 3–5 заместителей.
2. Принцип соответствия. Основы этого принципа управления были заложены более ста лет назад Ф. У. Тейлором, основоположником научной организации труда и управления. Суть этого принципа заключается в научном подборе и расстановке кадров в соответствии с уровнем развитости у работников профессионально значимых качеств, востребованных в данной профессиональной деятельности. Действие этого принципа распространяется на всех, как на простых рабочих, так и на руководителей подразделений и организации целом. В частном виде, то есть непосредственно в процессе управленческой деятельности суть этого принципа заключается в том, что выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
3. Принцип повышения квалификации. Практика показывает, что если специалист длительное время занимается выполнением однотипных задач, то его профессионализм сначала растет, а затем, через некоторое время, неизменно начинает снижаться. Этот эффект часто описывают фразами «замылились глаза», «профессиональный застой» и т. п. Период, после которого начинается снижение профессиональной эффективности, различен в различных видах деятельности и может составлять от пяти до десяти лет. Чтобы этого избежать, в организациях предусмотрены различные мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников, основными из которых являются ротация кадров и обучение.
Б. Д. Парыгин
выделил ряд различий
Обобщая эти описания, основные различия между руководством и лидерством можно разделить на три группы:
1. Функциональные. Организационное руководство является закономерным атрибутом функционирования официальной структуры и характеризует преимущественно формальные взаимоотношения.
Лидерство характеризует
преимущественно
2. Условия возникновения и прекращения. Руководитель обычно либо
назначается официально, либо избирается.
Официальные права и обязанности руководителя
снимаются с руководителя при освобождении
его от
занимаемой должности.
Лидерство возникает естественным образом в процессе взаимодействия людей. Процессы лидерства и власть лидера сохраняются до тех пор, пока есть люди, готовые следовать за ним.
3. Источники власти. Руководитель
наделяется соответствующими
официальными правами, связанными с организаций
деятельности группы
по решению поставленных перед ней задач.
Лидер не обладает формализованными официальными правами, его власть основана на авторитете и подкрепляется установленными в группе нормами.
Несмотря на ряд очевидных различий, можно выделить и сходство между лидерством и руководством.
Во-первых, оба феномена, по сути, представляют собой две стороны единого процесса управления людьми.
Во-вторых, они тождественны в своем элементарном выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер — последователи», а руководство — аналогичным отношением «руководитель — подчиненные».
В-третьих, для обоих феноменов характерна реализация влияния в системе неформальных (психологических) отношений.
Виды власти организационного лидера
Власть — это возможность влиять на поведение других. А влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида. Важный навык организационного лидера — умение различать источники своей власти и уметь правильно ими распоряжаться.
Так Дж. Френч и Б. Рэйвен выделяют следующие пять основных форм власти: