Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:13, аттестационная работа
Управление школой рассматривается как процесс развития, реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель. “Процесс управления является общей суммой всех функций”.
Разработав структуру управления, определив функции каждого органа и должностного лица, администрация ОУ основные усилия направляет на управление школой.
Функции управления:
планово-прогностическая;
контрольно-диагностическая;
организационная;
мотивационная;
коррективная;
информационно-аналитическая,
Школа является открытой системой, то есть подвержена влиянию окружающей среды, ее выживание в современном мире зависит от приспособленности к изменениям, которые происходят в стране, семье. Управление школой носит системный характер.
Для проявления эффекта социальной фасилитации необходимо, чтобы структура деятельности была достаточно алгоритмизирована, а задача — простая. В ином случае может проявляться и обратный эффект.
Так, установлено, что при решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, бессознательная реакция на присутствие других людей, не занимающихся непосредственно этой же задачей в это же время, затрудняет умственные операции и повышает вероятность неправильного решения. Этот эффект был назван эффектом ингибиции. Проявление эффекта ингибиции при решении индивидуальных интеллектуальных задач объясняется тем, что присутствие других людей может отвлекать часть внимания человека с решения задачи, переключая его на окружающих людей. Иначе говоря, если сотрудник занимается преимущественно индивидуальной деятельностью, которая связана с решением сложных интеллектуальных задач, то его работа, скорее всего, будет более эффективна в индивидуальном помещении.
Эффект синергии
Эффект синергии проявляется
в повышении эффективности
При использовании в управленческой практике метода мозгового штурма необходимо соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому субъективные оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения.
Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:
Эффект социальной лени (эффект Рингельмана)
В настоящее время в социальной психологии достаточно хорошо изучен и описан эффект социальной лени. В отличие от упомянутого ранее эффекта ингибиции, который преимущественно связывается со снижением результатов индивидуальной деятельности в присутствии других людей, эффект социальной лени проявляется каждый раз, когда важен общий результат совместной деятельности, складывающийся из индивидуальных вкладов всех членов группы.
Эффект социальной лени отчетливо проявляется в уменьшении индивидуального вклада членов группы в общий результат в тех случаях, когда они знают, что другие члены группы совместно с ними выполняют в точности ту же работу и значение имеет общий (суммарный) результат, а не их персональные достижения. Открывателем эффекта социальной лени является Макс Рингельман. В начале ХХ в. он провел известный эксперимент, направленный на сравнение производительности индивидуальной и групповой работы. Участниками было продемонстрировано значительное падение индивидуальной эффективности при переходе от индивидуальной работы к групповой. Так, например, если два человека в отдельности поднимали грузы по 64 кг (условно), то совместно они показывали максимальный результат не 128 кг, а лишь 119 кг (то есть составляющий 93% индивидуальной эффективности), а втроем, при тех же начальных условиях — 163 кг (то есть 85% от индивидуальной эффективности). В группах из семи человек падение индивидуальной эффективности достигало 42%.
Эта тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия для получения общего результата, нежели в случае индивидуальной ответственности, и получила название эффекта социальной лени.
Так, уже во второй половине ХХ в. А. Ингхам вместе с коллегами повторил эксперимент М. Рингельмана, существенно модернизировав его. Во-первых, прилагаемые усилия индивидов и групп регистрировались компьютером. Во-вторых, чтобы полностью устранить фактор влияния на результаты эксперимента так называемых координационных потерь, в него были введены доверенные лица (конфедераты), то есть «псевдоиспытуемые», которые были обучены лишь создавать впечатление участия в упражнении. Они демонстрировали приложение усилий таким образом, чтобы «наивные» испытуемые, которые и были главным интересом исследователей, представляли себя реальными участниками группового выполнения упражнения. «Наивные» испытуемые располагались под номером «1», а конфедераты (в числе от 1 до 5) за их спиной. При этом последние имитировали напряжение всех своих сил, создавая у первых полную иллюзию совместной работы. По завершении эксперимента выяснилось, что ни один из 36 «наивных» испытуемых не заметил уловки исследователей. Таким образом, ученым удалось создать у испытуемых полную иллюзию участия в разных по численности группах, в то время как в действительности каждый из них работал индивидуально. Таким образом, индивидуальная продуктивность испытуемых в двух условиях (при работе индивидуально и в мнимых группах) полностью исключала координационные потери. При этом, хоть и в меньшей степени, результаты все же показали эффект потери индивидуальной эффективности при работе в группе, подтвердив универсальность феномена М. Рингельмана.
В настоящее время для
С=100–7(К–1),
где С — средний индивидуальный вклад участников, К — количество членов группы.
Преимущества и ограничения команды
Показатель |
Содержание | ||
|
Оперативность |
Команда способна быстро и эффективно справиться с задачей, на решение которой у обычного коллектива уходит значительное время | |
|
Креативность |
Команда в большей степени способна «генерировать» нестандартные решения | |
|
Качество |
Кодекс чести профессионала и коллективная ответственность не позволяют выполнять работу некачественно | |
|
Управляемость |
Команде не нужен внешний менеджер, она самоуправляема | |
|
Взаимодействие |
В команде нарабатывается опыт сотрудничества и взаимной поддержки | |
|
Саморазвитие профессионализма |
Работа в
команде содействует личному
и профессиональному | |
Показатель |
Содержание | ||
|
Временные затраты на формирование |
Процесс образования команды требует временных затрат, растянут во времени | |
|
Затраты на формирование команды и стимулирование ее деятельности |
Требуются дополнительные средства (материальные и иные) на обучение членов команды и повышение их профессионализма, особенно на начальных этапах ее формирования, а также достаточное стимулирование деятельности команды | |
|
Чувствительность к стилю управления |
Команда чувствительна к внешнему директивному управлению, не согласующемуся с ее внутренними ценностями | |
|
Уникальность |
Модель команды не подходит для «тиражирования» | |
|
Зависимость эффективности от решаемых задач |
Команда создается для решения определенного типа задач, изменение которых может резко ограничить ее эффективность |
Численность команды. Существуют различные мнения относительно оптимальной и предельной численности команды. Одни исследователи (Глен Паркер, Эдвард Лолер) категорично утверждают, что предельная численность команды, не снижающая ее эффективность, составляет 12–15 человек. Другие (Ян Р. Катценбах, Дуглас К. Смит) допускают численность до 25–30 человек, но отмечают, что это предел. При этом оптимальное количество членов команды с точки зрения ее самоорганизации и управляемости большинством исследователей представляется в пределах 5–12 человек. Часто приводится известная формула 7+2 человека.
Факторы, влияющие на психологический климат
группы факторов | |
Общественно-политические и экономические факторы |
• Общественно-политическая ситуация в стране, ясность и четкость, принятие политических и экономических программ, доверие к правительству и т. д. • Экономическая ситуация и уровень жизни населения. • Организация жизни населения, удовлетворенность системой бытового, медицинского и правового обслуживания. • Этнические факторы — наличие межэтнических конфликтов |
Правовые и функциональные факторы |
• Оптимальность правового обеспечения
деятельности — • Соответствие правовых актов требованиям деятельности. • Уровень материально-технического обеспечения деятельности. • Санитарно-гигиенические условия деятельности в организации |
Организационно-деятельностные факторы |
• Оптимальность режима труда и отдыха. • Удовлетворенность сотрудников непосредственными результатами труда. • Удовлетворенность сотрудников уровнем материального и морального вознаграждения. • Прозрачная кадровая политика — наличие системы назначения на должности и продвижения сотрудников по службе |
Управленческие факторы |
• Соответствие стиля руководства
характеру решаемых задач, • Наличие должностных инструкций с указанием объема обязанностей, прав, ответственности и т. д. Соответствие должностных инструкций реалиям трудовой деятельности. • Отлаженность системы планирования и контроля деятельности. • Удовлетворенность сотрудников
системой распределения |
Социальные факторы |
• Степень социально-психологической совместимости сотрудников. • Уровень развития коллектива. • Характер формальных и неформальных
связей и отношений • Согласованность (сонаправленность) формального и неформального лидерства |
Под мобингом в служебном коллективе понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.
К настоящему времени
имеется множество
Жертвой мобинга может стать и молодой специалист, и профессионал со стажем, и женщина предпенсионного возраста. При этом мобинг в организации возможен как по вертикали (начальник — подчиненный), так и по горизонтали (работники одного ранга).
Если подчиненного терроризирует начальник, такое проявление мобинга часто называют боссингом. Около трети случаев мобинга — это именно боссинг, нацеленный на изоляцию, отстранение и, в конечном итоге, выживание сотрудника. Однако иногда можно наблюдать и мобинг подчиненными своего руководителя. Обычно это происходит в случаях, когда руководитель очевидно менее компетентен в профессиональных вопросах и не является лидером для своих сотрудников. Нередко гонению может подвергаться и профессионал своего дела, ответственный, инициативный и талантливый работник, если такой человек представляет опасность как потенциальный конкурент другому авторитетному сотруднику. Также следует отметить что иногда «жертва» подвергается мобингу в ответ на ее собственное поведение.
1. Формирование предпосылок. В качестве предпосылок мобинга могут выступать оставшийся неразрешенным конфликт на рабочем месте или высокая эмоциональная напряженность в связи с неблагоприятным психологическим климатом.
2. Начальная фаза мобинга. Как средство разрядки и снятия эмоционального
напряжения происходит поиск «виновника»,
и в отношении этого
сотрудника начинают проявляться агрессивные
выпады коллег или руководства в виде
недовольства или насмешек. Как следствие,
на этой фазе у жертвы начинают появляться
первые нарушения в эмоциональной сфере
(эмоциональные срывы), что лишь «подливает
масло в огонь» и усиливает психотеррор.
3. Активная фаза мобинга. В этой фазе агрессивные выпады и насмешки
становятся систематическими, привязаны
к объекту мобинга и уже не
зависят от его реальных поступков и результатов
деятельности. Во всем находятся только
негативные моменты. В результате у жертвы
возникает устойчивое ощущение затравленности,
проявляются признаки нарушения здоровья,
усиливаются хронические заболевания.