Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом конкретно в социокультурной сфере. Здесь, мне думается, интересно на примере «организационной» концепции четырёх развитых стран: Америки, Германии, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого «управленческого настроения».
Введение 4
1. Персонал как часть экономики в социокультурной сфере 11
1.1. Персонал как объект управления в организации 11
1.2. Методы и принципы управления персоналом 21
1.3. Подготовка кадров государственных служащих для
социокультурной сферы 31
1.4. Роль образования специалистов в развитии
квалификации персонала 37
2. Особенности менеджерского управления в социокультурной
сфере 46
2.1. Менеджмент в социокультурной сфере 46
2.2. Маркетинг как часть менеджмента 55
2.3. Стили управления 57
Заключение 66
Список литературы 76
Приложения 79
Принятие решения.
Любой менеджмент- это, прежде всего принятие решения. Менеджер должен быть решительным человеком в силу своей должности. Он постоянно должен принимать решения по различным вопросам: хозяйственным, коммерческим, кадровым и т.д. Принятые решения должны дополняться контролем их исполнения, т.к. решение и контроль взаимодополняют и предполагают друг друга. Решения часто связаны с планированием. Решения в виде приказов, распоряжений, а также планирование, контроль, учёт и отчётность, напрямую связаны с подготовкой, принятием, утверждением, с документооборотом. Необходимо контролировать ход принятого решения.
Персональный менеджмент.
Ещё недавно люди в управленческом контексте рассматривались в духе марксистской политэкономии – как часть производительных сил (рабочая сила, кадровое обеспечение, трудовые резервы и т.п.). В этом плане они выступали в качестве обезличенных кадров, которые необходимо готовить, подбирать и стимулировать. СССР – страна с колоссальным экономическим потенциалом потерпела сокрушительный экономический крах в силу полного пренебрежения личностным фактором, человеческой жизнью вообще, попытками построить утопическое общество сугубо административным принуждением. В результате у нескольких поколений было отбито умение и желание ответственно трудиться. Современные “персонал – ориентированные технологии” - это, прежде всего формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда. Для современного менеджера должно быть важно создание команды единомышленников, способной к агрессивному поведению на рынке. Только в этом случае фирма может рассчитывать на успех.
В менеджменте проекты и программы создаются конкретными людьми, на основе общности их интересов. Если не будет общности интересов, то любой менеджмент, будь то на уровне малого бизнеса или в масштабах страны, будет несостоятельным. Поэтому работа с персоналом должна рассматриваться как самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно приносить радикальные результаты. Этот механизм можно определить как систему работы по подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и специалистов, а также учёту, формированию и развитию мотивации к инициативному и ответственному труду.
Экономический механизм.
Экономический механизм – система ресурсного обеспечения (прежде всего, материально – технических ресурсов и финансовых), хозяйственного содержания, хозяйственного расчёта и экономического стимулирования. Экономическое стимулирование (а это организация заработной платы, материального поощрения или наказания) является формой хозяйственного расчёта. Управлять без экономического механизма невозможно.
Информационные и административные механизмы в менеджменте социокультурной сферы. Информационный механизм.
Соотношение и взаимосвязь управленческих решений, планирования, контроля, учёта и отчётности, документооборота образует информационный механизм. Его суть заключается в порождении соответствующей информации и документальном её оформлении.
Административный механизм. Это система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях). Административный механизм иногда понимается как аппарат управления или как бюрократия в безоценочном смысле. Главное в административном механизме – распределение полномочий, выраженность этого распределения, то есть, кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т.д., в организационных документах.
Сущность PR. Для определения специфики менеджмента социокультурной сферы в современном обществе представляется существенным рассмотреть, прежде всего, структуру общественных связей, которые характерны для стран с рыночной экономикой. Общественные связи обеспечивают коммуникацию между различными социальными институтами и структурами общества. Они пронизывают весь социальный организм. Их можно рассматривать как средство и как процесс регулирования отношений во имя общественного прогресса между властью и обществом, между бизнесом и обществом, между культурой и обществом, а также внутри власти, бизнеса и культуры как сфер человеческой деятельности. Общественные связи - это процесс обмена информацией и ценностями с целью поддержания и регулирования отношений в сфере политики, экономики, культуры для обеспечения равновесия в системах координат: человек - политика, человек - экономика, человек - культура. Общественные связи - это процесс обмена информацией и ценностями, необходимыми для жизнедеятельности социальных институтов и функциональных структур, для социального контроля масс. Этот обмен происходит через специальные структуры, средства массовой информации, систему образования, культуры, общественные акции, товары и услуги. Функционирование общественных связей невозможно без системы государственного и частного менеджмента. Рассматривая общественные связи через призму менеджмента, следует отметить, что эти связи за полтора столетия прошли в своем развитии путь от модели «голой» рекламы, а затем модели общественной информации к сегодняшней двусторонней симметричной модели, учитывающей интересы и мотивации, как субъекта, так и объекта общественных связей. Эта модель учитывает основную тенденцию изменения отношения к объекту влияния - от манипуляторского к равноправному и партнерскому. Такое партнерство предполагает современный менеджмент. В его рамках на границе 20-30-х гг. и родилось понятие «паблик рилейшнз» (public relations)' - отношения с общественностью. Это понятие подразумевает соответствующую форму существования общественных связей и структуру в рамках определенной модели, призванную заниматься организацией подобных связей. Таким образом, общественные связи реализуются через структуру паблик рилейшнз. Эта структура как управленческий элемент представляет собой своего рода информационный менеджмент - т. е. она управляет общественными связями, их развитием, воплощая принципы менеджмента. По мнению С. Блэка (Университет Стирлинг - Великобритания), лучшее из ныне существующих определений РR содержит Мексиканское заявление, с которым представители более 30 национальных ассоциаций РR выступили в Мехико в 1978 г.: «РR - это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организации и осуществления программ действий в интересах и организации, и общественности». Р. Харлоу, специалист по PR из Сан-Франциско, на основе изучения 472 определений дает свое определение PR: «PR - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности, поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности» (цит. по: Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990, с. 15-16). Общественные связи в культуре обеспечивают отношения в системе «человек-культура». Эти отношения многогранны, ибо жизнь и деятельность человека рассматриваются по отношению ко всем видам культуры: материальной, духовной, культуре воздействия на человека («обработка людей людьми»), культуре бытия. Эти виды культуры, их наследие передаются новым поколениям благодаря орудиям производства, вещественным памятникам, семье, системе образования, средствам массовой информации, искусству и литературе, разным обществам, фондам, формальным и неформальным организациям и объединениям людей. В связи с этим вырастает определенная структура общественных связей в системе «человек-культура»: школа-общество-человек; семья-общество-человек; СМИ-общество-человек, кино, театр-общество-человек, музеи, библиотеки-общество-человек. И задача этой структуры - посредством паблик рилейшнз - разрешать противоречия в системе отношений «человек-культура», регулировать процессы овладения культурным наследием, формировать у каждого поколения интеллектуальные и моральные качества, позволяющие давать свою оценку действительности, определять противоборствующие силы, проводить необходимую коррекцию. Система общественных связей должна обеспечивать и определенный консерватизм культуры, и ее новаторскую роль в развитии личности и общества.
Т.о Pr - это такая разновидность социально-психологического менеджмента, в котором на основе точной и полной информации полученной в результате анализа тенденций политического, социально-экономического развития (страны, региона или отдельных отраслей, предприятий) и соблюдения общепризнанных этических норм и общественных интересов планомерно и непрерывно осуществляется комплекс мероприятий по достижению обоюдного доверия, гармоничных и взаимовыгодных отношений между фирмой (организацией) и обществом (его отдельными группами), между ними и властью. (Моисеев).
Функции Pr:
1. аналитико-прогностическая (методика изучения партнеров, оценка обществ, мнения, подготовка массива данных).
2. организационно-технологическая (совокупность мер и действий по проведению Pr -кампаний, различного уровня деловых встреч, конференций с использованием техники).
3. информационно - коммуникативная (продуцирование, тиражирование информации при выполнении пропагандистско-рекламной и разъяснительной работы, необходимы не только для партнеров, но и поддержания климата внутри организации, поддержания фирменного стиля)
4. консультативно-методическая (помощь в организации и налаживании связей с общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и партнерства, программ, акций, кампаний Pr).(Синяева)
Под «маркетингом» в общепринятом, прикладном значении этого термина понимается определенная совокупность управленческих и иных процедур по работе с рынком: изучение спроса и предложения, разработка товара, формирование цен, службы сервиса и рекламы и т. д. Маркетинг в процессе производства, распространения и потребления, культурных благ и услуг представляет собой форму управления этим процессом в основном на его завершающих стадиях. Характеризуя сущность маркетинга социокультурной сферы, большинство исследователей отмечает его неприбыльный характер, филантропические цели и гуманные методы, направленные на приобщение широких масс к культуре. При этом они опираются на предельно емкое определение маркетинга, данное Ф. Котлером, который рассматривает маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. При этом не всегда этот обмен подразумевает процесс купли-продажи. Социальная сущность маркетинга, как правило, шире, чем рыночная, и выражается, прежде всего, стремлением к взаимодействию творца и потребителя товара.
При таком подходе к маркетингу, - пишет И. Гульченко, - термин «товар» понимается предельно широко и не ограничивается физическими объектами, а включает в себя все, что способно оказать услугу, удовлетворить потребность. Сегодня в этом ряду называют изделия, услуги, личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Товары, по сути, рассматриваются как выборы свойств, удовлетворяющих различные потребности. В этом случае в качестве товара могут выступать различные свойства, в том числе и не относящиеся непосредственно к коммерческой сфере. Это доказывает и практика. Многие некоммерческие организации начинают испытывать необходимость в маркетинговой деятельности подчеркнем: маркетинговая деятельность для некоммерческих организаций в культурном секторе - одна из главных возможностей их выживания. Формулируя программу своей деятельности «не с точки зрения узкого товарного подхода, а в рамках широкого социального» (Котлер Ф. «Основы маркетинга»), организация обеспечивает себе социальную привлекательность, высокий имидж своей культурной миссии. В то же время организация вправе рассчитывать на общественное и спонсорское внимание в обмен на несомненные достоинства заявленных ею идей и программ. «Маркетинг организации подразумевает, что организация в целом заботится о своем имидже, определенном отношении общественного мнения, стремится воздействовать на него. Это же составляет основу маркетинга отдельных лиц- звезд, политических деятелей и т. д.». Таким образом, маркетинг, как и менеджмент, институрировался в определенный вид деятельности.
Выделились следующие основные положения:
1. Маркетинг в социокультурной
сфере представляет собой
2. Маркетинг в социокультурной сфере как феномен социально-экономической деятельности необходим и признан обществом, однако процесс его институционализации ещё не закончен, что связано с незавершенностью реформирования самого общества.
3. Цели маркетинга в отрасли культуры направлены на содействие сохранению, распространению, потреблению культурных ценностей и регулирование этих процессов. Их достижению должна соответствовать определенная структура маркетинговой деятельности, которая в настоящее время в российском обществе находится на стадии своего преобразования.
4. Социальная роль маркетинга
состоит в его способности
регулировать процессы
5. Субъекты маркетинговой
6. Основные направления
2.3. Стили управления
Скажи мне кто твой шеф, и я скажу тебе, кто ты ... Действительно, вряд ли нужно доказывать, сколь велика роль руководителя. Жизнь показывает: эффективен стиль работы начальника – эффективен трудовой результат коллектива и наоборот. Недаром говорят, рыба начинает портиться с головы. Конечно, не стоит боготворить хорошего руководителя, создавать миникульт личности, но нельзя и недооценивать его личностных качеств. Совокупность личностных качеств, проявляемых в поведении и действиях человека, и есть то, что называют «стилем». Неслучайно еще в XVII веке французский ученый Ж. Бюффон утверждал: "Стиль - это сам человек". Выделим пять основных стилей руководства:
Либеральный Демократический Авторитарный Тоталитарный Анархический. Некоторые авторы выделяют три стиля управления: Авторитарный, демократический и делегирующий [Приложение №3].
Попробуем разобраться в их плюсах и минусах. Рассмотрим, в каких сферах профессиональной деятельности они наиболее эффективны, а в каких совершенно неприемлемы. При этом следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Жизнь, как известно, невозможно вместить в рамки совершенных научных формул. Скажем, не встречаются "в чистом виде" типы человеческого темперамента: флегматики, меланхолики, сангвиники, холерики. Так и стили управления коллективом. Они не обособлены, не изолированы друг от друга, а проявляются в смешанных формах. При этом какой-то из них доминирует. Рассмотрим их последовательно.
Либеральный стиль руководства (иронично его называют «и вашим, и нашим») характеризуется, прежде всего, социально-экономическими методами. Он наиболее предпочтителен в сфере производства и утвердился во многих отраслях народного хозяйства. По результатам наших социологических исследований, он наблюдается примерно у 63% опрошенных руководителей в сфере производства. Социальная роль «начальника-либерала» на заводе, фабрике, ферме - роль управителя, менеджера. В его руках сосредоточена экспертная власть. Участие сотрудников в принятии решений носит совещательный характер. Принятое решение он доводит до исполнителей, в основном, в форме просьбы. При этом начальник рассчитывает на инициативу своих подчиненных. Характер его отношений с ними – демократический, мягкий и достаточно открытый. Такой руководитель общается с сотрудниками часто как по своей, так и по их инициативе. Соблюдения трудовой дисциплины либерал требует достаточно формально. Главное для него - точное выполнение заданий, хорошие производственные показатели. Морально воздействуя на подчиненных, наказывать он не любит, зато старается использовать различные способы поощрения. Либеральный стиль руководства – за счет высокой технологичности и нестандартных решений – помогает начальнику успешно работать с персоналом и получать максимальную результативность от своих подчиненных.
Информация о работе Управление персоналом в социокультурной сфере