Управление персоналом в социокультурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом конкретно в социокультурной сфере. Здесь, мне думается, интересно на примере «организационной» концепции четырёх развитых стран: Америки, Германии, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого «управленческого настроения».

Содержание работы

Введение 4
1. Персонал как часть экономики в социокультурной сфере 11
1.1. Персонал как объект управления в организации 11
1.2. Методы и принципы управления персоналом 21
1.3. Подготовка кадров государственных служащих для
социокультурной сферы 31
1.4. Роль образования специалистов в развитии
квалификации персонала 37
2. Особенности менеджерского управления в социокультурной
сфере 46
2.1. Менеджмент в социокультурной сфере 46
2.2. Маркетинг как часть менеджмента 55
2.3. Стили управления 57
Заключение 66
Список литературы 76
Приложения 79

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 419.00 Кб (Скачать файл)

     Демократический стиль управления оказался преобладающим в коммерческой сфере деятельности – около 65% от числа опрошенных в этой сфере. В чем его отличительные особенности? Этот стиль опирается, прежде всего, на материальные стимулы, "боксерскую" реакцию руководителя, на то и дело меняющуюся рыночную конъюнктуру. Такой руководитель, как правило, хороший дипломат, умеет договариваться с самыми разными деловыми партнерами. Иначе «не купишь подешевле и не продашь подороже», а без этого неумолимого закона – какая же коммерция?  С подчиненными «демократ-технократ» общителен, дружелюбен, ровен в отношениях, так как всегда помнит о самоконтроле. Перед принятием решения советуется с сотрудниками. Ответственность распределяется с учетом передаваемых коллегам полномочий. Поощряет инициативу, умело использует ее в интересах дела. К людям подходит дифференцированно, хорошо их изучив. Новых работников принимает придирчиво, ценя в первую очередь перспективу дальнейшего роста, надежность. Сторонник дисциплины, но в разумных пределах. Как показывает практика, демократический стиль управления, доминирующий в структурных подразделениях коммерческих предприятий, по сравнению с другими стилями руководства, наиболее эффективен при работе с персоналом. А благоприятный микроклимат в коллективе, в свою очередь, позволяет добиваться успешных трудовых результатов.

     Авторитарный стиль (или: «делай то, что тебе сказано!») преобладает в структурах госслужбы – 46% из числа опрошенных (на долю других стилей выпал меньший процент). Это обусловлено их властным характером, функцией исполнителей воли государства на местах. Поэтому приоритетное значение придается административным и организационным методам управления. В чем они заключаются? Форма власти, как известно, базируется (во всяком случае, должна базироваться) на Конституции РФ, законах и подзаконных актах. Государственный чиновник в ранге руководителя доводит решение до исполнителей, отдавая указания, директивы. Причем участие сотрудников в принятии решений он использует гораздо реже, чем демократ. Формально признавая важность инициатив снизу, «начальник-бюрократ» отнюдь не торопится принять их во внимание. Зато нередко берет на себя излишнюю ответственность. В таких случаях говорят: он слишком много на себя берет! Но когда ему выгодно, «бюрократ» охотно перекладывает ее на сотрудников. Стиль общения – официальный. Авторитарный руководитель держит подчиненных на почтительной дистанции. В отношениях с ними сдержан, а то и «застегнут на все пуговицы». Действия опытного управленца госслужбы строго регламентированы. И очень часто в нем берет верх внутренний цензор. Являясь приверженцем жесткой дисциплины, «шеф-бюрократ» более щедр на административные взыскания, нежели на поощрения (последние обычно бывают по случаю праздничных и юбилейных дат). При подборе кадров, «управленец-бюрократ» нередко оценивает, в первую очередь, не столько деловые качества, сколько его исполнительность, покладистость. Там, где господствует административный стиль, к сожалению, чаще имеет место подозрительность, недоверие. Хотя важно заметить, крайние формы проявления недостатков встречаются среди всех стилей. Следует, однако, отметить: авторитарный стиль – исторически устоявшийся в этой сфере, учитывая ее властный характер. К авторитарному вплотную примыкает тоталитарный стиль руководства («железная рука»). Он основывается на трех китах: принуждении, принуждении и еще раз на принуждении. Социальная роль такого начальника – роль диктатора. Но есть виды деятельности, где тоталитарный стиль управления, пожалуй, единственно приемлем. Это – силовые структуры: армия, служба безопасности и органы внутренних дел. Стиль общения с подчиненными – строгий, предельно лаконичный, жесткий. Самым эффективным методом морального воздействия на служащих низшего ранга считается дисциплинарное взыскание, дополнительные физические работы. Особенно эффективен тоталитарный стиль в сфере физического труда, при выполнении простых работ, несложных задач, а также при кратчайших временных сроках заданий. Учитывая принцип единоначалия и специфику профессиональной культуры военной сферы в целом, нельзя не признать: подчеркнуто жесткий стиль руководства, и строжайшая дисциплина позволяют командиру того или иного подразделения добиваться от подчиненных максимальной результативности их действий. Обладая монополией на информацию ограниченного и засекреченного характера, руководитель этих структур всю возложенную на него сверху ответственность берет целиком на себя и решает вопросы единолично. Решения эти доводятся до исполнителей в форме команд и приказов. При этом всем ясно: «Приказы не обсуждаются!». Тоталитарный стиль управления составляет около 79% из числа опрошенных в силовых госструктурах и обусловлен военными профессиональными традициями. Полной противоположностью тоталитарному стилю управления является анархический стиль («анархия – мать порядка!»). Как известно, всякое сравнение «хромает», поэтому сразу отметим: эта, на первый взгляд, устрашающая формулировка на самом деле не имеет никакого отношения к хаосу, царившему в банде батьки Махно. Анархический стиль руководства предполагает, прежде всего, власть примера, власть ярко индивидуальной личности. Социальная роль такого «шефа» – роль друга, советчика, наставника. Участие в принятии решений – обязанность членов коллектива всех уровней. Руководитель доводит их до каждого исполнителя в доверительной, вежливой форме, нередко использует метод убеждения и даже увещевания. Анархический стиль управления наиболее эффективно преобладает в сфере интеллектуального, творческого труда, потому что в условиях авторитаризма, жесткой критики творческие идеи плохо генерируются, необходим свободный полет мысли. Хороший руководитель научного или художественного коллектива, сводя собственную ответственность до оптимального минимума, почти полностью отдает инициативу в руки своих подчиненных. Вопрос поддержания трудовой дисциплины для него носит весьма формальный характер. Поскольку главное – профессиональный результат творчества! Поэтому в таком коллективе редки наказания и часты поощрения, особенно в моральном плане. Но любой творческий коллектив – будь то НИИ, учебное заведение, театр или телестудия – очень сложный, противоречивый капризный организм. И это обусловлено спецификой самого творческого процесса. В отличии, например, от производственного цикла, где выпуск однотипной, стандартизированной массой продукции механизирован или автоматизирован и поставлен на поток, результат творческого процесса – «штучный» товар, «эксклюзив». Он уникален, неповторим, как и его создатель. Для психологии творчества характерны эфемерность, наличие состояния вдохновения и периодов депрессии, духовного кризиса, отсутствие четких критериев художественного результата. Вспомним сакраментальное: о вкусах не спорят! Творческой натуре абсолютно противопоказаны нормирование рабочего дня, жесткая дисциплина, диктат, подавление инициативы, нивелировка индивидуальности. Все это выбивает человека науки или искусства из колеи, приводит к творческому простою или упадку творческих сил. В заключение еще раз подчеркнем, что для каждой сферы профессиональной деятельности характерен свой стиль управления, исторически закрепленный и обусловленный профессиональными традициями.

     В приложение 4 рассмотрена таблица - опросный лист. В ней представлены все пять кратко охарактеризованных нами стилей. Читателю предлагается в каждой строке таблицы оценить в баллах признак: более соответствующий – 2 балла, менее соответствующий 1 балл, полностью неподходящий – 0 баллов. Большее количество баллов будет соответствовать вашему стилю управления. После проставления баллов подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. Большее число баллов соответствует вашему стилю управления.

     Таким образом, под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально значимую деятельность. Менеджмент в сфере культуры заключается в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.

     Труд менеджера –  это производительный труд, с  высоким уровнем специализации  работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса.

     Термин «менеджер»  обозначает принадлежность конкретного  лица к профессиональной деятельности  в качестве управляющего фирмы  независимо от уровня управления, а также его профессиональной  подготовки и практического опыта работы. Менеджер должен быть решительным человеком в силу своей должности. Он постоянно должен принимать решения по различным вопросам: хозяйственным, коммерческим, кадровым и т.д. Принятые решения должны дополняться контролем их исполнения.

      Решение в менеджменте  – выбор, касающийся осуществления  конкретных действий, закрепленный  в сознании субъекта, объекта  управления, в управленческих документах.

     Ещё недавно люди в управленческом контексте рассматривались в духе марксистской политэкономии – как часть производительных сил (рабочая сила, кадровое обеспечение, трудовые резервы и т.п.). В результате у нескольких поколений было отбито умение и желание ответственно трудиться. Для современного менеджера должно быть важно создание команды единомышленников, способной к агрессивному поведению на рынке. В менеджменте проекты и программы создаются конкретными людьми, на основе общности их интересов. Если не будет общности интересов, то любой менеджмент, будь то на уровне малого бизнеса или в масштабах страны, будет несостоятельным. Поэтому работа с персоналом должна рассматриваться как самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно приносить радикальные результаты.

    Для определения специфики менеджмента социокультурной сферы в современном обществе представляется существенным рассмотреть, прежде всего, структуру общественных связей, которые характерны для стран с рыночной экономикой. Общественные связи - это процесс обмена информацией и ценностями с целью поддержания и регулирования отношений в сфере политики, экономики, культуры для обеспечения равновесия необходимыми для жизнедеятельности социальных институтов и функциональных структур. Функционирование общественных связей невозможно без системы государственного и частного менеджмента. Таким образом, общественные связи реализуются через структуру паблик рилейшнз. Эта структура как управленческий элемент представляет собой своего рода информационный менеджмент - т.е. она управляет общественными связями, их развитием, воплощая принципы менеджмента.

     Маркетинг (от англ. market – рынок) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

     При этом не всегда этот обмен подразумевает процесс купли-продажи. Социальная сущность маркетинга шире, чем рыночная, и выражается, прежде всего, стремлением к взаимодействию творца и потребителя товара. Можно также сказать, что маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

     Маркетинг организации подразумевает, что организация в целом заботится о своем имидже, определенном отношении общественного мнения, стремится воздействовать на него.

     Основные направления совершенствования маркетинга в социокультурной сфере заключаются в модернизации маркетинговой деятельности, в социально-экономической, политической и социокультурной сферах, в повышении уровня профессионализма субъектов маркетинговой деятельности; в разработке специальных образовательных программ профессиональной маркетинговой деятельности в сфере культуры.

     Таким образом, маркетинг, как и менеджмент институрировался в определенный вид деятельности.

    Совокупность личностных качеств, проявляемых в поведении и действиях человека, и есть то, что называют «стилем». "Стиль - это сам человек".

Как мы знаем, существует пять стилей управления, которые были рассмотрены во второй главе пункт 2.3. Все эти стили не обособлены, не изолированы друг от друга, а проявляются в смешанных формах. В той или иной структуре будь то завод, коммерческая сфера, структура госслужбы, социокультурная сфера или учреждение культуры каждый из этих стилей управления персоналом доминирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Управление старо как мир и столь же многогранно. Сама идея управления персоналом настолько укоренилась в общественном сознании, что смысл в механизме управлять легко начинается с простого распорядка дня и небольшого семейного бюджета и практически не изменяясь, трансформируется в управлении странами и народами. Весь процесс любого управления подразумевает такие механизмы и взаимодействия, в ходе которых достигается результат, и природа этого результата по умолчанию заполняет весь смысл управления.

     Искусство продуктивного и эффективного управления людьми является наиболее трудной проблемой, это динамический процесс, претерпевающий постоянные изменения и находящийся в непрерывном развитии. Люди меняются, меняется и их деловая среда. Мировая экономика движется вперёд, но нехватка ресурсов в социокультурной сфере ощущается постоянно, в особенности самого ценного из них – это квалифицированных работников. Привлечь, обучить, заинтересовать и удержать наёмный персонал очень трудно.

     В данной работе были описаны современные взгляды на управление персоналом в СКС: методы управления персоналом, характеристика стилей управлений, системы управления персоналом; основные подходы к управлению персоналом; роль и организационный статус службы управления персоналом; основы менеджмента и маркетинга в СКС, а также  перечень обязанностей менеджеров; понятие кадровой службы; значение управления персоналом; методы набора персонала; принципы и критерии отбора персонала; работа с персоналом организации; система оценки деятельности персонала.

     Эффективное управление персоналом в СКС признаётся сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности организаций сферы культуры и достижения ими экономического успеха. В основе эффективного управления персоналом в социокультурной сфере лежит продуманная стратегия использования человеческих ресурсов, основанная на рыночных принципах хозяйствования. Кадровые службы в организации должны обладать высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.

     Качественная работа в сфере подготовки персонала не может быть обеспечена без конструктивного взаимодействия власти, культуры, науки и образования, что будет достигнуто следующим:

- обеспечение условий  конструктивного диалога органов  государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций и высших учебных заведений по выработке  и реализации совместных социокультурных программ и проектов;

- государственное стимулирование  поступательного развития

учреждений муниципального дополнительного художественного

образования детей с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;

- обеспечение эффективного  функционирования непрерывного

художественного образования по линии школа - профессиональное

учебное заведение - высшее учебное заведение;

- сотрудничество с высшими  учебными заведениями города  по обеспечению учебного процесса  в учреждениях дополнительного  художественного образования инновационными учебными, учебно-методическими и научными программами;

- учреждение специальных  стипендий наиболее талантливым  воспитанникам муниципальных учреждений  дополнительного художественного  образования, студентам творческих специальностей высших учебных заведений города;

- грантовая поддержка  перспективных научных работ школьников,

 студентов, аспирантов, изучающих  историю, теорию и практику

 культуры и искусства  в учебных заведениях;

- учреждение грантов городской администрации для поддержки наиболее перспективных и актуальных научных разработок, осуществляемых научными и научно-педагогическими работниками высших учебных заведений города, направленных на создание социально-значимых для города культурных проектов;

- сотрудничество с российскими  и зарубежными научными центрами

 и фондами, благотворительными  организациями по реализации грантовой поддержки социально-значимых для города культурных проектов.

     Перечисленные мероприятия имеют стратегическую цель – повышение общеобразовательного и общекультурного уровня населения, повышение престижа и социальной значимости сферы культуры и искусства, образования и науки в общественном мнении.  

     Задача стратега - организовывать, предвидеть, координировать, при этом, не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно государство, как главная структура управления, должно взять на себя функции:

 а) охраны культурного наследия, управления государственными учреждениями культуры, содействия художественному творчеству;

б) координации независимых инициатив в области творчества, образования и распространения культуры;

в) регулирования рынка культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции, плюрализм, содействуя национальным компаниям в их конкурентной борьбе с многонациональными корпорациями;

г) высший контроль качества образования специалистов в СКС.

     Культура и экономика как две базисные категории развития современного общества раскрывают целый ряд многослойных и взаимосвязанных представлений о проблеме.

     О культуре можно говорить как о способе бытия человека в качестве социального индивида, как материальном и духовном пространстве формирования и возвышения человека. Культура в узком, «отраслевом» значении конкретная сфера жизни общества, в которой сохраняется и используется культурно-историческое наследие, осуществляется художественное образование, творчество, исполнительство и т.д. Экономика, право, финансирование, информация, кадры (подготовка и переподготовка), материально-техническая база и др. поддерживают и регулируют эти процессы. Остановимся на этом свойстве культуры.

Во-первых, сфера культуры имеет собственный экономический потенциал и вносит свою лепту (может быть и малую) в экономику страны. Нельзя не замечать, что она является привлекательной сферой для инвестиций и сама обладает инвестиционным потенциалом развития экономики каждого региона и страны в целом. Она имеет свои автономные рынки и, наконец, создает рабочие места. Это прямой вклад сферы культуры в экономику. Если учесть, что сфера культуры воспроизводит социально-значимые виды деятельности, моделирует разнообразные модели социального поведения, раскрывает творческий потенциал, создает среду духовного развития человека и т.д., то нетрудно усмотреть в этом ее прямого социального влияния на общество.

Информация о работе Управление персоналом в социокультурной сфере