Усовершенствование организационной структуры управления предприятием ОАО „Донецкгормаш”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

В 1-м разделе исследуются теоретические аспекты организационной сруктуры управления предприятием и принципов ее построения, рассматриваются понятия: структура управления организацией; изучается информационная база построения управленческой структуры предприятия.
2-й раздел работы посвящен анализу и оценке организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”, что разрешает ответить на вопрос: насколько правильно построена управленческая структура предприятия и насколько она эффективна.
В 3-м разделе описываются важнейшие пути совершенствования организационной структуры управления исследуемого предприятия, применение которых даст возможность улучшить финансовое состояние предприятия ОАО “Донецкгормаш”.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ
УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПАМ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ…………………………..7
Анализ понятий и типов организационных структур управления………7
Выбор организационной структуры управления………………………..16
Формы и средства реорганизации управленческих структур…………...23
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»………………………………….32
2.1 Технико – экономический потенциал предприятия………………………….32
2.2 Построение организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”…………45
2.3 Характеристика факторов, которые влияют на организационную
структуру управления ОАО “Донецкгормаш»…………………………………...53
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»…………………………………….59
Мероприятия по усовершенствованию организационной
структуры управления ОАО «Донецкгормаш»…………………………………..59
Предложения по структурированию деятельности подразделений
ОАО «Донецкгормаш»……………………………………………………………..69
Оценка эффективности предложений по совершенствованию
организационной структуры ОАО «Донецкгормаш»……………………………82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..88
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК……………………………………………………………...90

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

 


 


                                                 

АННОТАЦИЯ

 

Дипломной работы на тему: «Усовершенствование организационной структуры управления предприятием ОАО „Донецкгормаш”» содержит 97 страниц, 13 таблиц, 6 рисунков, 2 приложения, 87 литературных источников.

В 1-м разделе исследуются теоретические аспекты организационной сруктуры управления предприятием и принципов ее построения, рассматриваются понятия: структура управления организацией; изучается информационная база построения управленческой структуры предприятия.

2-й раздел  работы посвящен анализу и оценке организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”, что разрешает ответить на вопрос: насколько правильно построена управленческая структура предприятия и насколько она эффективна.

В 3-м разделе описываются важнейшие пути совершенствования организационной структуры управления исследуемого предприятия, применение которых даст возможность улучшить финансовое состояние предприятия ОАО “Донецкгормаш”.

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5

  1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ

УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПАМ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ…………………………..7

    1. Анализ понятий и типов организационных структур управления………7
    2. Выбор организационной структуры управления………………………..16
    3. Формы и средства реорганизации управленческих структур…………...23

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО  – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»………………………………….32

2.1 Технико – экономический потенциал  предприятия………………………….32

2.2  Построение организационной  структуры ОАО “Донецкгормаш”…………45

2.3 Характеристика факторов, которые влияют на организационную

структуру управления ОАО “Донецкгормаш»…………………………………...53

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»…………………………………….59

    1. Мероприятия по усовершенствованию организационной

структуры управления ОАО «Донецкгормаш»…………………………………..59

    1. Предложения по структурированию деятельности подразделений

ОАО «Донецкгормаш»……………………………………………………………..69

    1. Оценка эффективности предложений по совершенствованию

организационной структуры ОАО «Донецкгормаш»……………………………82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..88

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК……………………………………………………………...90

Приложение А. Структура управления ОАО «Донецкгормаш»………………...96

Приложение Б. Предлагаемая структура управления

ОАО «Донецкгормаш»……………………………………………………………..97

 

ВВЕДЕНИЕ

Для дипломной работы была избрана тема «Усовершенствование организационной структуры управления предприятием ОАО «Донецкгормаш», поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач организации, и, наконец, выполнение ее миссии. В широком понимании задача специалистов из управления персоналом и экономики труда при этом заключается в том, чтоб избрать ту структуру, которая наиболее отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на нее.

"Наилучшая структура" - это та стуктура, которая позволяет  организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, производительно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой производительностью [1].

Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблемы соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на них, не изучались. Существовали организационные структуры бюрократического типа с жесткими иерархическими связками, высокой степенью формализации, централизованным принятием решений. Данная структура считалась идеальной и эффективной. В то же время, не бралось во внимание то, что организационная структура и управление организацией не могут быть стабильной, они должны постоянно изменяться и совершенствоваться в соответствии с условиями, которые постоянно изменяются. При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать свои организационные структуры к этим изменениям. Данная тема детально разработана в специальной литературе, где изложена общая характеристика организационных структур, их виды, значительное внимание уделено новым формам адаптивных структур, проблемам выбора и совершенствования организационных структур управления [10].

Для анализа  было избранно Открытое Акционерное Общество “Донецкгормаш” – предприятие с разветвленной структурой, чтобы проанализировать эффективность существующей организационной структуры, влияние на организацию внешней среды и исследовать внутреннее развитие организации с целью совершенствования ее структуры управления.

Цель дипломной работы – исследовать существующую организационную структуру ОАО «Донецкгормаш» и разработать рекомендации по ее усовершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К задачам относятся:

- изучение понятий и  принципов построения организационной  структуры организации;

- рассмотрение и изучение  факторов, которые влияют на организационную структуру управления ОАО “Донецкгормаш”;

- анализ организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”;

- разработка эффективной  модели организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”.

 

 

1  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ

УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПАМ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

 

 

1.1  Анализ понятий и  типов организационных структур  управления

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в постоянных отношениях, что обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связкам, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связки носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связки - это связки подчинения, необходимость в которых возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связки в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связки отображают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделений, функциональные связки должны отвечать линии движения информации и управленческим решениям [9].

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределяются задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. По этим позициям структуру управления можно рассматривать как форму распределения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченной цели менеджмента.

Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между разнообразными звеньями, связки между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры управления с ключевыми понятиями менеджмента - его целью, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и средствам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций их построения и оценке их соответствия поставленной цели и задачам, которые решаются [20].

Многогранность функционирования структур управления предусматривает множество принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отображать цель и задачи организации, следовательно, отвечать производству и изменяться вместе с изменениями, которые происходят. Она должна отображать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последнее определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и распространяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна отвечать социально-культурной среде, и при ее построении нужно учитывать условия, в которых она будет функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, которые действуют успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы разные. Важное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой [24].

Создание структуры является важным элементом в организационной деятельности предприятия. Выбор эффективной методики департаментизации и формирования всего комплекса организационных структур - также жизненно важный элемент в деятельности менеджерского корпуса [40]. Как правило, в таких организациях при признаках недостатков в функционировании высшего звена менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре.

В теории менеджмента, основанной на концепциях организационного поведения, структура фирмы рассматривается как самый важный фактор, который определяет и формы поведения (деятельности) всего коллектива и отдельных его членов. В этом плане в организационную структуру включаются такие управленческие понятия, как соотношение ответственности и полномочий, делегирования полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управления, организационная политика фирмы, модели управленческих решений, проектирование общих и индивидуальных заданий и некоторые другие. По существу идет речь о содержательной стороне структуры менеджмента (какой цели она служит, и какие управленческие процессы она обеспечивает).

В течение многих десятилетий организации создавали такие организационные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических [44].

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, который разработал нормативную модель рациональной бюрократии [13]. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов в каждой должности; иерархичность управления, при которой более низкий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной безличности, с которыми официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу соответственно с квалификационными требованиями относительно данной должности. Объективный характер управленческих решений является гарантом рациональности такой структуры.

Иерархический тип структуры имеет много разновидностей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления, которая до сих пор еще широко используется организациями во всем мире. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый "шахматный принцип" построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и другое). По каждой из них формируется иерархия служб (рис.1.1), которая пронизывает всю организацию сверху вниз. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, которые характеризуют выполнение ими своих целей и задач [19].

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективные там, где аппарат управления выполняет рутинные задачи и функции, которые чаще повторяются и редко изменяются. Они встречаются в управлении организациями с массовым или многосерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство менее всего чувствительно к прогрессу в отрасли науки и техники. При такой организации управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления по требованию внешней среды.

 


 


 


 



  


Информация о работе Усовершенствование организационной структуры управления предприятием ОАО „Донецкгормаш”