Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:59, дипломная работа
В 1-м разделе исследуются теоретические аспекты организационной сруктуры управления предприятием и принципов ее построения, рассматриваются понятия: структура управления организацией; изучается информационная база построения управленческой структуры предприятия.
2-й раздел работы посвящен анализу и оценке организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”, что разрешает ответить на вопрос: насколько правильно построена управленческая структура предприятия и насколько она эффективна.
В 3-м разделе описываются важнейшие пути совершенствования организационной структуры управления исследуемого предприятия, применение которых даст возможность улучшить финансовое состояние предприятия ОАО “Донецкгормаш”.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ
УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПАМ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ…………………………..7
Анализ понятий и типов организационных структур управления………7
Выбор организационной структуры управления………………………..16
Формы и средства реорганизации управленческих структур…………...23
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»………………………………….32
2.1 Технико – экономический потенциал предприятия………………………….32
2.2 Построение организационной структуры ОАО “Донецкгормаш”…………45
2.3 Характеристика факторов, которые влияют на организационную
структуру управления ОАО “Донецкгормаш»…………………………………...53
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ДОНЕЦКГОРМАШ»…………………………………….59
Мероприятия по усовершенствованию организационной
структуры управления ОАО «Донецкгормаш»…………………………………..59
Предложения по структурированию деятельности подразделений
ОАО «Донецкгормаш»……………………………………………………………..69
Оценка эффективности предложений по совершенствованию
организационной структуры ОАО «Донецкгормаш»……………………………82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..88
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК……………………………………………………………...90
- знать организацию табельного учета, методы учета продвижения кадров;
- знать порядок составления установленной отчетности;
- знать основы профориентационно
- знать основы социологии, психология труда, экономики, организации производства и управления;
- знать трудовое законодательств
- знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Несет ответственность:
- за неподобающее выполнение
или невыполнение своих
- за правонарушения, совершенные
в процессе осуществления
- за причиненный материальный вред - в рамках, определенных действующим гражданским законодательством и законодательством о труде Украины;
- за качество и своевременность выполнения положенных на него должностных обязанностей.
Имеет право:
- знакомиться с проектами
решений руководства
- вносить на рассмотрение
руководства предприятия
- требовать, получать необходимую информацию;
- требовать от директора предприятия (других руководителей) содействия в выполнении обязанностей и реализации прав, которые предусмотрены этой должностной инструкцией;
- в пределах своей компетенции
подписывать и визировать докум
- осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений предприятия;
- докладывать директору
обо всех выявленных
В обязанности начальника отдела по охране труда и технике безопасности входит: обеспечение работников правилами, стандартами, нормами, положениями и другими нормативными актами по охране труда; организация паспортизации цехов, участков, рабочих мест относительно соответствия их требованиям охраны труда; вести учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, вреда нанесенными этими событиями; подготовка статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда; обеспечение повышения квалификации и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда.
Несет персональную ответственность за: несоответствие принятых им решений требованиям действующего законодательства по охране труда; невыполнение своих функциональных обязанностей предусмотренных должностной инструкцией; недостоверность и несвоевременность подготовки статистических отчетов по охране труда; низкое качество проведенного расследования несчастных случаев на производстве.
Имеет право: представлять предприятие в государственных и общественных учреждениях при рассмотрении вопросов охраны труда; беспрепятственно в любое время посещать производственные объекты, структурные подразделения предприятия, останавливать работу производства, участков, машин, механизмов в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих; осуществлять связь с медицинскими заведениями, научными и другими органами по вопросам охраны труда, организовывать ввод их рекомендаций.
В обязанности начальника отдела материально - технического снабжения входит: систематический контроль выполнения трудового распорядка; обеспечение надлежащего содержания служебных и производственных помещений; своевременно уведомить работников про приказы и распоряжения, указания директора; сообщать руководителю предприятия и инженеру по охране труда о каждом несчастном случае; обеспечивать рабочие места плакатами, предупреждениями, знаками безопасности; при выявлении неполадок, ограблении, повреждении сигнализации выезжать к месту события.
Несет ответственность за соблюдение основных требований техники безопасности и охраны труда, качества и своевременности выполнения работ.
Имеет право: вносить предложения по вопросам, которые относятся к компетенции отдела; осуществлять отбор и размещение кадров, предоставлять предложений относительно поощрения работников и наложения на них взысканий в соответствии с действующим законодательством; организовывать работу отдела на выполнение поставленных задач и соблюдение высокого качества работы; создавать благоприятные условия для обеспечения высокопродуктивного труда; обеспечивать работников инструментом и рабочей одеждой.
Следовательно, как показывает анализ, ответственность и обязанности в практике управления данной организации совпадают, а права совпадают с функциями и обязанностями.
Другим принципом построения структуры организации является сочетание полномочий и ответственности. Власть и ответственность всегда существуют вместе. Они неразрывные, но они должны быть и совместимыми. Действие этого принципа должно останавливать злоупотребление властью и мотивировать серьезное отношение руководителя к проблемам, которые решает и к людям, которые выполняют задание. Нельзя реализовать полномочие и не нести ответственности или избегать ее, невозможно отвечать за то, что не входит в ваши полномочия. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилие некоторых ее сотрудников на выполнение определенных заданий. Поэтому права каждой должности четко определены.
Средство, с помощью которого руководство устанавливает отношение между уровнями полномочий, является делегирование. Невозможно понять организационный процесс без предыдущего понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности. Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за ее выполнение. Никто не может делегировать больше власти или ответственности чем он сам имеет. Когда делегируется власть и ответственность подчиненному для выполнения определенной работы, начальник не освобождается от ответственности перед высшим руководством за выполнение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задания перед тем, кто делегирует ему полномочие. Объем ответственности - одна из причин высоких должностных окладов у административно - управленческого аппарата.
Анализируя степень делегирования полномочий в ОАО “Донецкгормаш” на основе прав, обязанностей и соответствия должностных лиц в этой организации, видим, что генеральный директор делегирует полномочия заместителям по качеству, по железнодорожной технике, по маркетингу и сбыту, по экономике, главному инженеру, директору по производству, главному бухгалтеру, выражаемая в предоставлении еим прав действовать от имени генерального директора ОАО “Донецкгормаш” без отдельного поручения на это, по вопросам, которые относятся к их компетенции. Полномочия передаются заместителям вместе с ответственностью за выполнение положенных на него заданий. Генеральный директор также делегирует полномочия начальникам отделов в пределах их функций, обязанностей и соответствия, а они, в свою очередь, передают их своим подчиненным. Таким образом, генеральный директор распределяет среди сотрудников большое количество заданий, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Такая передача полномочий называется линейными полномочиями. Руководитель, имеющий линейные полномочия, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех границах, которые установлены организацией и предусмотрены должностными инструкциями и положениями об отделе.
Приведем конкретный пример передачи линейных полномочий в ОАО “Донецкгормаш”: в права директора входит проверка торговой деятельности предприятия в пределах его полномочий, он в свою очередь делегирует эти полномочия заместителю по маркетингу и сбыту, а тот в свою очередь начальнику отдела маркетинга и сбыта, в обязанности которого входит своевременное проведение проверки работы. Данные о проведенной ревизии предоставляются в бухгалтерию и в отдел сбыта, и после оформления этих данных в форму специальной отчетности она подается директору на ознакомление.
Следовательно, делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Этот процесс называется скалярным процессом или цепью команд.
Рассмотрим также функционирование организации относительно принятия решений. От процесса и скорости принятия решений зависят взаимоотношения определенных структурных подразделений.
Так как одним из основных заданий ОАО “Донецкгормаш” является осуществление производственной и коммерческой деятельности, то деятельность организации непосредственно связана с получением прибыли и обеспечениям рентабельности. Решения проблем, связанных с этим заданием, нуждаются в персонализации решений.
3.2 Предложения по структурировани
Так как мы анализируем производственно-коммерческое предприятие , то одним из основных подразделений в его структуре является отдел маркетинга и сбыта, которому, в свою очередь, подчиняется склад готовой продукции. От его успешного функционирования во многом зависит успех деятельности всей организации, поэтому он заслуживает особого внимания. Ориентироваться на конкретного потребителя, достигать качества, позволяющего не упустить возможных заказчиков продукции завода, можно лишь при условии, что система качества будет базироваться на тщательных исследованиях стратегических зон хозяйствования. Поэтому, как совершенно справедливо подчеркивает известный японский специалист в сфере управления качеством К.Исикава, «управление качеством начинается и заканчивается маркетингом». Аналогичной точки зрения придерживается и профессор школы бизнеса Колумбийского университета Ноэль Капон: «Динамика продаж, - пишет он, - зависит от двух взаимосвязанных элементов: потенциальных факторов рынка и результатов маркетинговых стратегий всех конкурирующих компаний... Никогда ранее производство высококачественной новой продукции и продажа ее по приемлемым ценам не были так важны, как сейчас. Для удовлетворения потребностей целевых клиентов организация должна сформировать и поддерживать специальную систему создания и приобретения новых продуктов и услуг, а также систему изъятия из производства устаревших видов продукции. Таким образом, организация должна управлять всем жизненным циклом продукции, а руководители отделов маркетинга должны уделять особое внимание развитию надежных стратегий конкуренции в критических точках, когда на рынке появляется новая продукция».
Проведем анализ работы отдела маркетинга и сбыта. Целью маркетинговой деятельности на ОАО «Донецкгормаш», способствующей удовлетворению потребностей различных отраслей народного хозяйства (как в Украине, так и за рубежом) в оборудовании традиционного для ОАО «Донецкгормаш», а также вновь осваиваемого, и получение на этой основе прибыли, необходимой для развития предприятия и повышения жизненного уровня его работников является:
- обеспечение надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке продукции, на котором действует предприятие, а также во внешних условиях функционирования фирмы;
- обеспечение необходимого
- обеспечение максимально
- обеспечение предпосылки для создания машин и оборудования с уровнем качества, удовлетворяющим самые высокие требования потребления.
С одной стороны маркетинговая деятельность направлена на исследование рынка во всех плоскостях, т.е. выявление вкусов и предпочтений потребителей, установление адресности выпускаемой продукции. С другой — она предполагает целенаправленное воздействие на рынок, на формирование потребности и предпочтений покупателя для обеспечения эффективной реализации производимых товаров. Связать производителя и потребителя - основная цель маркетинговой деятельности.
Маркетинг включает:
Маркетинговая деятельность позволяет обеспечить:
- информацию о происходящих изменениях на рынке (изменение спроса, вкусов и предпочтений потребителей);
- необходимый контроль рыночных изменений, позволяющий своевременно принимать меры по стимулированию сбыта.
Основной целью маркетинговой деятельности является создание конкурентоспособной продукции, её сбыт, обеспечивающий получение прибыли, достаточной для нормального функционирования предприятия.
К задачам маркетинговой деятельности можно отнести: