Анализ качества кредитного портфеля кредитного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выяснение сущности кредитного портфеля, анализ кредитного портфеля кредитного союза, определение путей совершенствования процесса управления качеством кредитного портфеля.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи определившие структуру дипломной работы:
исследовать теоретические аспекты кредитного портфеля, раскрыв его сущность;
показать факторы влияющие на его качество;
проанализировать структурный состав и качество кредитного портфеля на примере кредитного союза «Заковат»;
проанализировать показателей качества кредитного портфеля с учетом рисков;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля
6
1.1 Сущность и понятие кредитного портфеля
6
1.2 Понятие качества кредитного портфеля
11
1.3 Основные методы анализа качества кредитного портфеля
15
Глава 2. Анализ качества кредитного портфеля кредитного союза «Заковат»
28
2.1 Обзор деятельности кредитного союза «Заковат»
28
2.2 Анализ структуры кредитного портфеля кредитного союза «Заковат»
42
2.3 Анализ показателей качества кредитного портфеля с учетом рисков
51
Глава 3. Совершенствование методов обеспечения качества кредитного портфеля
57
3.1 Проблемы диверсифицированности кредитного портфеля
57
3.2 Совершенствование системы управления рисками путем внедрения риск-менеджмента
76
Заключение
82
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка качества кредитного портфеля Заковат.docx

— 274.13 Кб (Скачать файл)

Применяя  эти коэффициенты, Д.Дюран определил  критерий отнесения клиентов к категории  «надежных» и «плохих» заемщиков. Клиент, набравший более 45 балла, может быть отнесен к группе незначительного или умеренного риска, а набравший менее 40 балла считается не желательным для кредитного союза.

Кредитный союз «Заковат» может принимать следующую систему кредитного скоринга для оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков. (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Система дифференциации кредитов на основе методики кредитного скоринга

Количество баллов (кредитный скоринг  клиентов)

Применяемое решение по кредиту

Менее 40

Отказать в выдаче кредита

От 45-45

Выдать кредит в сумме до 5000 сомов

От 45-50

Выдать кредит в сумме до 10000 сомов

От 50-55

Выдать кредит в сумме до 25000 сомов

От 55-60

Выдать кредит в сумме 35000 сомов

От 60-65

Выдать кредит в сумме 50000 сомов

От 65-67

Выдать кредит в сумме 100000сомов


Как видно  из таблицы 3.1., наибольшее количество баллов которое может набрать клиент в этой 9-факторной модели кредитного скоринга, равно 67, наименьшее-40. Если предыдущий опыт кредитования частных лиц показал, что большинство кредитов с рейтингом, например менее 40 баллов оказались «проблемными», то кредитный союз может установить так называемую границу отсечения при которой в предоставлении кредита будет отказано.

В качестве показателей кредитоспособности индивидуального  заемщика могут выступать и другие параметры и характеристики клиента: участие клиента в финансировании сделки цель кредита, семейное положение, состояние здоровья, образования, чистый годовой доход,  доля платежа по ссуде в процентах от месячного дохода.

Таким образом, направлениями совершенствования  в системе управления кредитным портфеля «Заковат» должны стать совершенствование процесса кредитования с целью снижения кредитных рисков, что подразумевает внедрение в практику кредитного союза скорингового метода оценки кредитоспособности заемщика физического лица и создание эффективной системы риск-менеджмента.

Внедрение системы скоринга повысит эффективность  работы за счет выработки единого  стандарта принятия решения по предоставлению кредита заемщикам, а также за счет снижения риска невозврата денежных средств.

Скоринг представляет собой классификационную  задачу, где исходя из имеющейся  информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющее выборку  клиентов на «плохих» и «хороших».

Но предварительно необходимо преобразовать имеющеюся  информацию в форму, поддающуюся  анализу. Существует два основных подхода, которые пригодны для работы как  с количественными, так и с  качественными характеристиками:

1.  Преобразовать каждый признак в отдельную двоичную переменную. Этот подход неудобен в том плане, что приводит к большому количеству переменных, хотя он не навязывает никаких дополнительных отношений между зависимой и независимыми переменными.

2.  Преобразовать каждую характеристику в переменную, которая будет принимать значения, соответствующие отношения числа «плохих» клиентов с данным признаком к числу «хороших» клиентов с этим же признаком. Более усложненный вариант – взять логарифм этого отношения. Таким образом, каждый признак получает числовую величину, соответствующую уровню его «рискованности».

Опыт  кредитования населения свидетельствует, что повышенные баллы претендент на потребительский кредит часто  получает за аккуратное погашение ранее  полученных ссуд, стабильность дохода (прежде всего заработной платы), продолжительность  работы на одном месте и срока  проживания по данному адресу, наличие  собственного жилья. При оценке сферы  занятости предпочтение отдается государственной  службе, обеспечивающей постоянный доход.

Основные  преимущества метода скоринговой оценки кредитоспособности частных лиц  заключаются в обеспечении принятия достаточно обоснованного решения  по кредиту, снижении уровня невозврата ссуд, а также в быстрой обработке  кредитных заявок и снижении на этой основе операционных расходов кредитного  союза. Скоринговая система оценки значительно ослабляет влияние фактора «субъективизма» при определении кредитоспособности заемщика.

Таким образом, скоринговый метод позволяет  провести экспресс-анализ в присутствии  потенциального заемщика, обратившегося  за ссудой и заполнивший анкету, а также дать ответ о возможности  кредитования клиента в течение 15-20 мин. с момента его обращения  в кредитный союз. Поэтому, осознавая несомненные преимущества скорингового метода оценки кредитоспособности клиента, многие зарубежные и отечественные кредитные учреждения прилагают большие усилия для разработки и совершенствования подобных систем оценки рисков кредитования.

Вместе  с тем, бальная система анализа  должна быть статистически тщательно  выверена, требует высокого профессионализма кредитных работников кредитный союза, предполагает постоянное обновление информации и методики оценки.

В настоящее  время с целью развития рынка  потребительского кредита, завоевания на нем своего сегмента, а также  укрепления партнерских связей между  кредитными и торговыми организациями  многие кредитные союзы проводят активную политику популяризации такого рода услуг. Так, сотрудник кредитного союза, находясь непосредственно в магазине, принимает от посетителей, желающих купить товар в кредит заполненные анкеты, содержащие необходимую информацию о клиентах. Приспособленные для быстрой обработки, такие анкеты оперативно передаются в соответствующие подразделения кредитного союза, где с учетом материалов собственного архива, сведение из кредитного бюро принимаются решения о выдаче (или отказе) кредита. На это уходит до 30 мин. времени. При положительном решении параметры кредитования (размер процентной ставки, сумма срок ссуды, величина первоначального собственного взноса) устанавливаются в зависимости от оцененной в баллах надежности заемщика и социальный значимости приобретаемого им товара.

Применение  метода скоринговой оценки кредитоспособности клиента предоставит кредитному союзу эффективный документ регулирования спроса и предложения потребительского кредита. Возможность экспериментировать с критической суммой оценочных баллов, теми или иными критериями оценки позволит кредитному союзу расширить свою клиентскую базу, содействовать наращиванию потребительского кредитования и в конечном счете стимулировать производство товаров и спрос на них со стороны населения.

В скоринге существует две основные проблемы. Первая заключается в том, что  классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. Мы никогда не узнаем, как бы повели себя клиенты, которым в кредите  было отказано: вполне возможно что  какая-то часть оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками.

Но, как  правило, отказ в кредите производится на основании достаточно серьезных  причин. Кредитный союз фиксируют эти причины отказа и сохраняют информацию об «отказниках». Это позволяет им восстанавливать первоначальную популяцию клиентов, обращавшихся за кредитом.

Вторая  проблема заключается в том, что  люди с течение времени меняются, меняют и социально-экономические  условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговый модель необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы, и когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. На западе новая модель разрабатывается в среднем за полтора года, период между заменой с модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время.

Само  по себе небольшое по сравнению с  западными кредитными организациями  количество заемщиков препятствием не является, необходимо только следить  за количеством характеристик по отношению к величине выборке.13 Отсутствие кредитных бюро, безусловно, также не способствует развитию скоринга. Но, с другой стороны, на Западе существует проблема проверки достоверности информации, которую человек указывает о себе в анкете. В Кыргызской Республике большая часть такой информации содержится в паспорте. Кредитным союзам достаточно иметь паспортные данные и данные трудовой книжки- вот и исходный материал для анализа.

Еще один не благоприятный фактор – недостаточное  распространенность таких универсальных  статистических пакетов, как SAS или SPSS. Отметим использование пакета STAT-MEDIA. Кроме того, существуют и другие программы доступны по цене, которые  могут делать линейную многофакторную регрессию, а для начала этого  вполне достаточно.

Вполне  вероятно, что скоринг сначала будет применяться не для физических лиц, а для юридических, просто потому, что у кредитного союза накоплено гораздо больше информации о предприятиях, при этом используются балльные системы оценки риска различной сложности и с различным уровнем автоматизации. Отличие бальной системы от скоринговой заключается в том, что в первой значимость того или иного коэффициента или финансового показателя определяется субъективно, а во второй производится привязка коэффициентов к уровню риска.

На Западе при кредитовании юридических лиц  скоринг-модели распространены не настолько  широко, как в потребительском  кредите. Это связано с тем, что  для разработки модели очень трудно набрать достаточное количество компаний, сходных друг с другом: компании сильно отличаются по размеру, обороту, секторам экономики. Чем крупнее  предприятие, тем труднее подобрать  аналогичные предприятия для  сравнения.

В последние  годы большие сдвиги произошли в  разработке скоринг-моделей для  малого бизнеса. Применение скоринга для  малого и среднего бизнеса оказалось  возможным именно в силу большого количества сходных между собой  предприятий.

В кредитном союзе «Заковат» внедрение скоринга должно осуществляться постепенно. Для начала можно сделать автоматизированную систему предварительной оценки заемщиков, которая будет автоматически отсеивать заведомо «плохие» риски, а на рассмотрение кредитного комитета предлагать риски «хорошие» и «пограничные». Но даже не вводя автоматизацию, можно оценить связь отдельных характеристик клиента с вероятностью дефолта как для физических, так и для юридических лиц – знание таких характеристик может послужить существенной поддержкой кредитным инспектором.

Данные  тестирования системы экспресс-оценки кредитоспособности покупателей (скоринг  системы) в России, которые получили после исследований показывают, что применение скоринг системы позволяет снизить уровень кредитного риска за год с 6,1 до 4,3% просроченной ссудной задолженности в объеме кредитного портфеля на конец удельный вес снизился на 90%. Еще ниже удельный вес просроченной ссудной задолженности физических лиц, сократившийся за год 0,63% до 0,41%.

В результате, эффективная система скоринга способна значительно снизить издержки и потери кредитования, тем самым укрепив конкурентные позиции кредитного союза, однако неэффективная может привести к серьезным убыткам (если очень повезет, то только к недополученной прибыли). Поэтому система кредитного скоринга должна строиться на самых эффективных и проверенных технологиях анализа данных, и ее разработкой должны заниматься профессионалы.

 

Таким образом портфельная диверсификация помогает сбалансировать риск и доходность кредитного портфеля банка.

Метод диверсификации следует применять  сглажено и осторожно, опираясь на статистический анализ и прогнозирование, учитывая возможности самого кредитного союза и, прежде всего, уровень подготовки кадров. Диверсификация нуждается в профессиональном управлении и глубоком знании рынка. Именно поэтому чрезмерная диверсификация приводит не к уменьшению, а к росту кредитного риска. Ведь не всегда есть достаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые имеют глубокие во многих областях экономики и практический опыт работы с разными категориями заемщиков, знают специфику географических территорий.

Определение оптимального соотношения  между уровнями диверсификации и  концентрации кредитного портфеля банка  является задачам, которой должны решать менеджмент кредитного союза в зависимости от избранной стратегии, возможностей и конкретной экономической ситуации.

 

3.2.  Совершенствование системы управления рисками путем внедрения риск-менеджмента

Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми  отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя  разнообразные меры, позволяющие  в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

Современные тенденции развития банковской системы в Кыргызской Республике подтверждает, что большинство кредитных учреждений перешли из состояния, когда им приходилось решать вопросы исключительно связанные с проблемами выживания, к вопросам развития бизнеса, необходимости капитализации, расширения инфраструктуры, сохранности своих активов, создания новых нетрадиционных для финансового рынка продуктов наконец, построения системы корпоративного управления, отвечающей реалиям сегодняшнего дня.

Информация о работе Анализ качества кредитного портфеля кредитного союза