Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и анализ основных направлений банковского кредитования малого и среднего бизнеса, разработка комплекса мер по совершенствованию методов кредитования малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования является кредитный портфель Московского банка ОАО «Сбербанк» РФ. Задачей исследования является установление проблем кредитования малого и среднего бизнеса и разработка новых методов совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕС 9
1.1. Теоретические аспекты кредитования 9
1.2. Основы организации кредитования малого и среднего бизнеса 31
1.3. Методика оценки кредитоспособности заемщика Банка 41
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОСКОВСКОГО БАНКА ОАО «СБЕРБАНК» РФ 56
2.1 Анализ активов 56
2.2 Анализ пассивов 62
2.3 Анализ кредитного портфеля 67
2.4 Анализ финансового результата 83
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА МОСКОВСКИМ БАНКОМ ОАО «СБЕРБАНК» РФ…………. 89
3.1 Современное состояние системы кредитования
малого и среднего бизнеса……………………………………………………………
3.2 Проблемы банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства 93
3.3 Методы совершенствования кредитования
малого и среднего бизнеса…………………………………...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема дипломной работы «Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса Московским банком ОАО «Сбербанк» РФ выбрана потому, что малый и средний бизнес недостаточно развит в России и имеет огромные перспективы. Банковский сектор существенно может повлиять на развитие малого и среднего бизнеса, сделав кредиты более доступными.
Малые и средние предприятия имеют существенное значение для экономики государства. Московский регион более развит и имеет хорошие условия для развития малых и средних предприятий, но и здесь есть большие перспективы, как например расширения рынка услуг.
Для кредитных организаций кредитование малых и средних предприятий получило развитие последние два года, т.к. до кризиса 2008 г. Банки уделяли внимание в основном кредитованию крупного бизнеса, после кризиса начали осваивать новый рынок кредитования малого бизнеса и среди банков появилась конкуренция, что влечет падение процентных ставок по кредитам. Таким же путем пошел Сбербанк, предлагая современные и удобные программы кредитования для малых и средних предприятий.
В Москве по состоянию на 1 июля 2010 года зарегистрировано 207 834 малых предприятий и 98 726 индивидуальных предпринимателя. Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества МП города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн. руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн. руб. - 7%, от 10 до 50 млн. руб. - 12,1%, от 50 млн. руб. и более - 7,7% малых предприятий.
В экономике любой страны, характеризующейся рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль. В трансформационных же экономиках,
какой по существу является экономика России, зачастую роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу, особенно выделяют недостаточную развитость правовой защиты, высокий уровень налогообложения, труднодоступность кредитных ресурсов и административные барьеры.
Малый и средний бизнес только тогда станет успешным, когда в полной мере будет систематически осуществляться его государственная поддержка. Однако в настоящее время фонды поддержки малого и среднего бизнеса и прочие общественные объединения не играют особой роли в развитии малого и среднего бизнеса. Саморегулируемые организации в предпринимательском сообществе недостаточно консолидированы. По данным TASIS, только 5% российских предпринимателей объединены в ассоциации и отраслевые союзы. На Западе же подобные организации охватывают до 50-80% участников рынка.
Большинство проектов малого предпринимательства не в состоянии получить необходимые ресурсы. По различным экспертным оценкам, на развитие малого бизнеса в России требуются инвестиции в объеме около 5 млрд. долл. в год в течение 5-7 лет. Государство обязано взять на себя решение данной проблемы. Как показывает мировой опыт, например, создание и функционирование государственного агентства гарантирования (страхования) рисков по некрупным проектам (на сумму до 5 млн. долл.) потребует отвлечения из бюджета средств всего 5% от общей суммы кредитования.
В целях поддержки начинающих предпринимателей Ассоциация "Опора России" гарантии возврата средств предлагает распределять следующим образом: 20% обеспечивает сам предприниматель, примерно столько же - банк за счет собственного риска и 60% - государство. Такая политика могла бы способствовать высоким темпам роста предпринимательства в нашей стране, а это, в свою очередь, быстрее вывело бы экономику из кризиса.
Самое главное - поиск эффективно действующих механизмов кредитования малых предприятий. Преград здесь достаточно, и прежде всего, чрезмерно сложная процедура получения средств. Процедура выдачи кредита должна быть максимально упрощена, причем по всем регионам России.
Для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса важен качественный анализ существующих на финансовом рынке условий, а также возможностей кредитных организаций обслуживать потребности малого и среднего бизнеса. Так, на основе анкетного обследования кредитов, выданного для малого и среднего бизнеса, проводимого аналитическим отделом ЦБ РФ, были установлены:
Исходя из итогов мониторинга,
наиболее значимыми факторами, влияющими
на усиление заинтересованности малого
бизнеса в получении услуг, можно
назвать следующие: сфера деятельности
предприятий, стабильность и репутация
кредитной организации, уровень
ставок по кредитам, процедура оформления
документации, набор банковских услуг
и др.
Предприятиями малого бизнеса наиболее
широко использовались такие виды банковских
услуг, как расчетно-кассовое обслуживание
и инкассация, услуги по внешнеэкономическим
операциям, кредитование. Кредитными услугами
пользовались 92,7% предприятий малого и
среднего бизнеса. Спрос на банковские
услуги был в различной степени удовлетворен
у 84,9% предприятий, участвовавших в опросе,
но на высокую степень удовлетворенности
спроса указало только 12% из них.
Московский банк ОАО Сбербанк» РФ, как один из территориальных банков крупнейшего банка России, уделяет большое внимание кредитованию малого и среднего бизнес, однако для банка кредитование корпоративных клиентов остается важнейшим приоритетом. В 2010 году Банк ставил перед собой задачи обеспечения оптимального баланса между ростом кредитного портфеля, его доходностью и качеством, оптимизации кредитных процессов, разработки и внедрения клиентоориентированной модели работы с клиентами от микробизнеса до крупнейших компаний.
В 2010 году ситуация на финансовых рынках и в экономике в целом стабилизировалась и начала улучшаться. В этих условиях спрос корпоративных заемщиков на инвестиционные ресурсы стал постепенно восстанавливаться, и банковская система активно наращивала объемы кредитования.
По объемам вложений в реальный сектор экономики Сбербанк занимает лидирующее положение в банковской системе страны. За 2010 год Банк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 4,35 трлн. руб. С середины II квартала объем выдачи кредитов корпоративным клиентам стабильно превышал объем погашений. Это позволило увеличить кредитный портфель по итогам года на 14,2% до 4 872 млрд. руб. Банк активно взаимодействует как с флагманами российского и наднационального бизнеса, формирующих большую часть добавленной стоимости в российской экономике, так и с сегментом микро- и малого бизнеса. С точки зрения кредитования приоритетное внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов, которых проходит по счетам в Сбербанке.
В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов. Банком предоставлялись средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ клиентов, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья, в том числе по контрактам с Министерством обороны Российской Федерации.
В сегменте малого бизнеса приоритетной задачей Банка является предоставление простых стандартизированных качественных продуктов и услуг, точно соответствующих массовым потребностям клиентов. В рамках этой задачи в 2010 году начато тиражирование на всю систему Сбербанка инновационной технологии кредитования клиентов микробизнеса «Кредитная фабрика», позволяющей существенно снизить срок рассмотрения кредитной заявки и упростить процедуры получения кредита. Кроме того, в пилотном режиме начато кредитование клиентов малого бизнеса с годовой выручкой до 60 млн. руб. по технологии «Кредитный конвейер».
В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования спроса на кредиты в 2010 году Сбербанк предложил клиентам новую линейку из семи базовых кредитов — «Доверие», «Бизнес-оборот», «Бизнес-инвест», «Бизнес-авто», «Бизнес-недвижимость», «Бизнес-актив», «Бизнес-рента», а также трех специальных — «Приватизация для малого бизнеса», «Госзаказ», программа «ГАЗ».
Кредит – это передача настоящих активов (в том числе – денег) в обмен на будущие активы (в том числе – деньги) на условиях возвратности, на оговоренный срок и с уплатой процента.
Кредит предоставляет
возможность заимствования на оговоренный
срок права собственности и
Существенной особенностью кредита является перенос во времени активов купли и продажи: получение актива в настоящем с его оплатой в будущем либо наоборот. При этом кредит может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме.
Лицо, предоставляющее кредит, называется кредитором. Лицо, пользующееся кредитов, называется заемщиком.
Кредитор предоставляет заемщику кредит в обмен на обещание заемщика погасить сумму кредита при наступлении срока платежа. При этом размер кредитной ссуды является основной суммой долга. Дополнительная плата, которую заемщик обязан заплатить в качестве компенсации за полученный кредит, является суммой процента со ссуды. В ходе кредитной сделки устанавливается срок погашения, или продолжительность действия кредитной сделки.
Для заемщика размер долга вплоть до срока погашения является обязательством. Для кредитора ссуда до срока погашения является требованием, так она предоставляет право получить основную сумму и процент в момент погашения долга.
Кредитная сделка состоится лишь в том случае, если и кредитор, и заемщик обоюдозаинтересованы в ее осуществлении. Так как обладание активом в настоящее время ценится выше, чем в будущем, кредитор должен получить компенсацию за ущерб (за отказ от немедленного потребления) в виде процента в денежной или натуральной форме.
Кредитором и заемщиком на кредитном рынке может быть любой экономический субъект. В современных условиях функцию кредитора очень часто выполняют коммерческие банки, а в качестве заемщиков чаще всего выступают общественный сектор, предприниматели, а также домашние хозяйства. Тем самым роль банков, помимо всего прочего, сводится к аккумулированию «свободных» денежных средств одних экономических субъектов и их предоставлению другим экономическим субъектам.
Коммерческие банки, выдающие кредит, выполняют важную народно-хозяйственную функцию. Они являются посредниками между субъектами, осуществляющими сбережение, сберегателями и инвесторами.
Осуществляя кредитные операции, банки способны трансформировать краткосрочные вклады в долгосрочные ссуды, и наоборот (трансформационная функция). Банки предоставляют своим заемщикам различные виды кредитов, а с другой стороны – сами являются получателями кредита (рефинансируются) посредством выпуска ценных бумаг (например, облигаций) или получая дисконтный и ломбардный кредит у центрального банка. Выдача кредита, осуществляемая в различных формах и на различные сроки, формирует структуру процентных ставок кредитного рынка.
В современной экономике главными кредиторами являются коммерческие банки. Вместе с тем, кредиторами могут быть: центральный банк, государство и небанковские институты.
Спрос на кредит зависит от многих факторов. Отметим главные из них:
Информация о работе Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса