Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение и анализ основных направлений банковского кредитования малого и среднего бизнеса, разработка комплекса мер по совершенствованию методов кредитования малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования является кредитный портфель Московского банка ОАО «Сбербанк» РФ. Задачей исследования является установление проблем кредитования малого и среднего бизнеса и разработка новых методов совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса.

Файлы: 10 файлов

~$дание на диплом.doc

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$нковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса на примере Московского банка Сбербанка РФ.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

аннотация.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса на примере Московского банка Сбербанка РФ.docx

— 434.53 Кб (Скачать файл)

 

По результатам исследования, проводимого Рабочим центром  экономических реформ – либеральная альтернатива, по вопросам взаимоотношений банков и малых предприятий выяснилось, что среди услуг, которые субъекты малого бизнеса хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, кредитование стоит на первом  месте. Получение кредита у банка считают доступным только 37,3% участников опроса. Фактически испытывали трудности в получении кредита в банке 30,7% респондентов.

Как уже отмечалось, значительная роль в развитии малого бизнеса отводится  сегодня банковскому сектору. Именно они могут обеспечить доступность  финансовых услуг малому бизнесу. Однако наличие ряда проблем, связанных  с кредитованием малого бизнеса  ограничивает доступ данных субъектов  хозяйствования к финансовым ресурсам.

 

Рис. 16. Причины, препятствующие получению кредита, %

 

Как видно из схемы основная проблема доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам банка в первую очередь связана с проблемой предоставления залога и гарантий (43%), во-вторых, это высоки процентные ставки за пользование кредитом (32%), сложность и длительность оформления соответствующих документов беспокоят 26% респондентов, короткие сроки проблема для 15%, не видят необходимости в привлечении дополнительных средств – 12% и не располагают доверием банка – 5%.

Как показывают исследования, совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2010 году составил около 15 миллиардов долларов. На фоне кредитов крупным предприятиям (почти 140 миллиардов долларов) или частным лицам (40 миллиардов долларов) это выглядит довольно скромно.

Об эффективности работы с малым предпринимательством, правильности выбранной стратегии можно судить, опираясь на накопленный кредитными организациями опыт. Тот факт, что лишь у 8,7 % исследованных банков доля кредитования малого бизнеса за год работы уменьшилась, у 33,3 % – осталась неизменной, а у 58,3 % увеличилась, свидетельствует в целом о перспективности работы банков в этом секторе экономики и экономической оправданности расширения своего присутствия на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства.

 

Рис. 17. Предпочтения банков в обеспечении при выдаче кредита

 

Как мы видим из схемы, предпочтение банки отдают недвижимости – 46 %, после  товарно-материальные запасы – 37 % и  остаток на расчетном счете – 6%.  Стоит отметить, однако, что гарантии – 11%, как вид залога чаще используются теми предприятиями, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко.

При этом 95% кредитов, полученных респондентами, не превышают 10 миллионов рублей. Существенную часть (около 40%) составляют кредиты до 500000 рублей. В основном, это краткосрочные кредиты. В 2010 году 84% респондентов получили кредиты по ставкам, превышающим 20% годовых, а в 2005 году уже 65%, причем с заметным перевесом в сторону кредитов выданных под 20-25% годовых.

 

Рис. 18. Процентные ставки по выдаваемым кредитам малому и среднему бизнесу, %

 

Среди целей кредитования респондентами указывались: закупка  сырья и товара, приобретение оборудования, выкуп зданий и прочее. При этом более 60% ответивших брали кредит на решение краткосрочных задач (пополнение оборотных средств). В качестве залога в большинстве случаев использовались объекты недвижимости и товары в обороте.

По всей видимости, в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты на срок до одного года. Особенно характерно это будет для местных банков, которые станут расширять охват и активно сотрудничать с теми малыми предприятиями, которые ранее не использовали банковские кредиты как источник финансирования. У крупных банков, распределение кредитов сроком до года и от года до трех лет со временем станет несколько равномернее в силу того, что, проводя более консервативную политику работы с малым бизнесом в регионах, они будут накапливать больше постоянных клиентов, которые со временем начнут брать более крупные кредиты на длительные сроки. Сегодня 42% от общего объема кредитов выдается сроком до одного года, 27% на срок от одного года до двух лет, 23% на срок от двух до трёх лет и свыше трех лет было выдано 8% кредитов.

 

Рис. 19. Структура кредитов по срокам предоставления

 

Ассоциация «Россия» проводила  обследование банков на предмет кредитования ими малых предприятий. В нем  приняли участие 85 банков.

Отвечая на вопрос анкеты о  причинах, препятствующих увеличению объема кредитования этой сферы, 58% респондентов назвали высокие риски, 46% – отсутствие надежного заемщика и лишь 22% – недостаточность ресурсной базы.

Рис. 20. Причины, препятствующие увеличению объемов кредитования малого бизнеса банками

 

Как видно из рисунка 19 основной преградой, которая стоит на пути расширения операций банков с предприятиями малого бизнеса, является их высокий риск кредитования. Риски кредитования малого бизнеса обусловлены как спецификой этого особого вида бизнес деятельности, так и особенностями его развития в России. Например, оторванность российского малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды. В результате, в отличие от зарубежных аналогов, малые предприятия в России функционируют изолированно от крупных корпораций. Значимым фактором, влияющим на формирование рисков банковского кредитования малого бизнеса, является также деформация хозяйственной среды малого бизнеса, проявляющаяся в разрыве между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота, что вызывает малую информационную прозрачность данного сектора экономики. Специфичным представляется и кадровый состав менеджмента, обусловленный особенностями становления рыночной экономики в России. Это обусловливает такое положение, что банковская работа с клиентом такого рода соединяет как методы работы с юридическим лицом, так и методы работы с физическим лицом.

Таким образом, минимизация  рисков банковского кредитования малого бизнеса возможна при условии  реализации комплексной программы  взаимодействия субъектов малого бизнеса  и коммерческих банков. Коммерческий банк должен стремиться не только к  мониторингу финансового состояния  заемщика, но и осуществлять мониторинг текущей деятельности заемщика.

Не секрет, стремясь обезопасить  себя, коммерческие банки подчас закладывают  повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата кредита. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.

Оценку финансового состояния  клиента банки проводят на основании  его официальной отчетности, скорректированной  с учетом реальной деятельности. В  процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления  в бизнесе клиента, история его развития, форма и структура собственности, уровень организации управления, зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков, перечень основных конкурентов, дебиторская и кредиторская задолженности, уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом практически все  методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений  банков с малым бизнесом:

  • не предоставлять кредит, если предприятие  находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения  другого кредита;
  • определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
  • учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
  • учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
  • оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения кредита.


 

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки  признают залогом только имущество  или поручительства, другие кредитуют  лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю  клиента, начиная работу с ним  с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму  и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

Уже сегодня кредитные  отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды  брал раньше, как обслуживал и погашал  долг, возникали ли конфликтные ситуации – все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит  от эффективности использования  заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Нельзя забывать и о  том, что в сфере малого бизнеса  как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме кредит нужен, как  правило, для пополнения оборотных  средств, то производственной или строительной – на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта. Есть и многопрофильные малые предприятия.

    1. Методы совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса

В этой части дипломной  работы я приведу примеры улучшения  корпоративного кредитования юридических  лиц для малого и среднего бизнеса  Московским банком ОАО «Сбербанк» РФ.

Во-первых, резервы под обесценение кредитного портфеля были завышены. Доля резерва под обесценение кредитного портфеля составила 11,3 % или 702523 млн. руб., в то время как доля неработающих кредитов составили 7,3 % или 452292 млн. руб. Разница составила 250231 млн. руб., т.е. мертвые активы, подверженные инфляции.

Для начала посчитаем упущенную  прибыль банка, если деньги были бы направлены на кредитование малого и  среднего бизнеса. Средний процентный доход банка по кредитованию корпоративных клиентов в 2010 г. составил 11,375 %, чистая маржа активов составила 6,58%. Я бы направил 75 % этих средств на кредитование малого и среднего бизнеса по программе «Бизнес – Инвест» и «Бизнес – Актив», т.к. деньги вкладываются в реальные активы и снижаются риски за счет тех же активов, которые можно использовать под залог и снизить процентную ставку. И 25 % я бы направил на кредитование по программе «Госзаказ» в такие города как Красноярск, Новосибирск и Екатеринбург, так как именно в таких городах государство могло бы осуществлять государственные заказы, потому что эти города имеют огромную перспективу экономического роста.

Таблица 22

Кредитные программы

Кредитная программа

Общие средства,

250231 млн. руб.

Упущенная прибыль

Убыток за счет инфляции,

10%

Бизнес – Инвест

Бизнес – Актив

75 %,

187673,25 млн. руб.

187673,25 * 11,375% = 21347,8 млн. руб.

21347,8 * 6,58% = 1404,8 млн. руб.

187673,25 * 10% = 18767,3 млн. руб.

Госзаказ

25%,

62557,75 млн. руб.

62557,75 * 11,375% = 7115,9 млн. руб.

7115,9 * 6,58% = 468,2 млн. руб.

62557,75 * 10% = 6255,7 млн. руб.


 

 

    Подводя итоги по завершении расчета, мы видим, что упущенная прибыль, в общем, составила 1873 млн. руб. Убыток составил 25023 млн. руб. По отношении к чистой прибыли банка, 181,6 млрд. руб., упущенная прибыль составила 0,01%, убыток за счет инфляции 0,13%.

Подводя итоги, делаю вывод, что упущенная прибыль незначительно повлиял бы на прибыль банка, но убыток за счет инфляции имеет больший вес в доле. 

Во-вторых, в России нужно создать «Гарантийный фонд», основная задача которого будет предоставление гарантий банкам, что заемщик вернет долг.

 

 

Рис. 21. Структура «Гарантийный фонд»

 

  Средства «Гарантийного фонда»:

    • Федеральный бюджет
    • Региональный бюджет
    • Частный инвестор. Фонд будет приносить доход в виде вложения средств в венчурные проекты.

 

 

 

 

Основные функции «Гарантийного  фонда»:

    • Предоставление гарантий банкам до 90 % займа на основные и оборотные средства проектам до 3 лет.
    • Венчурное кредитование проектов, за которые не берутся банки.

 

 

Плюсы для Московского  банка ОАО «Сбербанк» РФ:

    • Позволит банку уменьшить процентную ставку кредита для бизнеса, примерно на 3-4%, что приведет к увеличению клиентской базы и в дальнейшем увеличит прибыль банка.
    • «Гарантийный фонд» улучшит экономическое положение страны за счет увеличения доли малого и среднего бизнеса к ВВП. На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса составляет 10–12% ВВП. ОАО «Сбербанк» РФ направлен не только на получение прибыли, а также на улучшения экономической ситуации в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С момента развития современной  банковской системы в России кредитные  организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила  банкам устойчивый и высокий доход  при минимуме затрат. В результате через несколько лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций.

Доклад.ppt

— 85.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Задание на диплом.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отзыв.rtf

— 76.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложения к диплому.pdf

— 4.12 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.rtf

— 78.38 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса