Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и анализ основных направлений банковского кредитования малого и среднего бизнеса, разработка комплекса мер по совершенствованию методов кредитования малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования является кредитный портфель Московского банка ОАО «Сбербанк» РФ. Задачей исследования является установление проблем кредитования малого и среднего бизнеса и разработка новых методов совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса.
По результатам исследования, проводимого Рабочим центром экономических реформ – либеральная альтернатива, по вопросам взаимоотношений банков и малых предприятий выяснилось, что среди услуг, которые субъекты малого бизнеса хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, кредитование стоит на первом месте. Получение кредита у банка считают доступным только 37,3% участников опроса. Фактически испытывали трудности в получении кредита в банке 30,7% респондентов.
Как уже отмечалось, значительная роль в развитии малого бизнеса отводится сегодня банковскому сектору. Именно они могут обеспечить доступность финансовых услуг малому бизнесу. Однако наличие ряда проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса ограничивает доступ данных субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам.
Рис. 16. Причины, препятствующие получению кредита, %
Как видно из схемы основная проблема доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам банка в первую очередь связана с проблемой предоставления залога и гарантий (43%), во-вторых, это высоки процентные ставки за пользование кредитом (32%), сложность и длительность оформления соответствующих документов беспокоят 26% респондентов, короткие сроки проблема для 15%, не видят необходимости в привлечении дополнительных средств – 12% и не располагают доверием банка – 5%.
Как показывают исследования, совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2010 году составил около 15 миллиардов долларов. На фоне кредитов крупным предприятиям (почти 140 миллиардов долларов) или частным лицам (40 миллиардов долларов) это выглядит довольно скромно.
Об эффективности работы
с малым предпринимательством, правильности
выбранной стратегии можно
Рис. 17. Предпочтения банков в обеспечении при выдаче кредита
Как мы видим из схемы, предпочтение банки отдают недвижимости – 46 %, после товарно-материальные запасы – 37 % и остаток на расчетном счете – 6%. Стоит отметить, однако, что гарантии – 11%, как вид залога чаще используются теми предприятиями, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко.
При этом 95% кредитов, полученных респондентами, не превышают 10 миллионов рублей. Существенную часть (около 40%) составляют кредиты до 500000 рублей. В основном, это краткосрочные кредиты. В 2010 году 84% респондентов получили кредиты по ставкам, превышающим 20% годовых, а в 2005 году уже 65%, причем с заметным перевесом в сторону кредитов выданных под 20-25% годовых.
Рис. 18. Процентные ставки по выдаваемым кредитам малому и среднему бизнесу, %
Среди целей кредитования респондентами указывались: закупка сырья и товара, приобретение оборудования, выкуп зданий и прочее. При этом более 60% ответивших брали кредит на решение краткосрочных задач (пополнение оборотных средств). В качестве залога в большинстве случаев использовались объекты недвижимости и товары в обороте.
По всей видимости, в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты на срок до одного года. Особенно характерно это будет для местных банков, которые станут расширять охват и активно сотрудничать с теми малыми предприятиями, которые ранее не использовали банковские кредиты как источник финансирования. У крупных банков, распределение кредитов сроком до года и от года до трех лет со временем станет несколько равномернее в силу того, что, проводя более консервативную политику работы с малым бизнесом в регионах, они будут накапливать больше постоянных клиентов, которые со временем начнут брать более крупные кредиты на длительные сроки. Сегодня 42% от общего объема кредитов выдается сроком до одного года, 27% на срок от одного года до двух лет, 23% на срок от двух до трёх лет и свыше трех лет было выдано 8% кредитов.
Рис. 19. Структура кредитов по срокам предоставления
Ассоциация «Россия» проводила обследование банков на предмет кредитования ими малых предприятий. В нем приняли участие 85 банков.
Отвечая на вопрос анкеты о причинах, препятствующих увеличению объема кредитования этой сферы, 58% респондентов назвали высокие риски, 46% – отсутствие надежного заемщика и лишь 22% – недостаточность ресурсной базы.
Рис. 20. Причины, препятствующие увеличению объемов кредитования малого бизнеса банками
Как видно из рисунка 19 основной преградой, которая стоит на пути расширения операций банков с предприятиями малого бизнеса, является их высокий риск кредитования. Риски кредитования малого бизнеса обусловлены как спецификой этого особого вида бизнес деятельности, так и особенностями его развития в России. Например, оторванность российского малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды. В результате, в отличие от зарубежных аналогов, малые предприятия в России функционируют изолированно от крупных корпораций. Значимым фактором, влияющим на формирование рисков банковского кредитования малого бизнеса, является также деформация хозяйственной среды малого бизнеса, проявляющаяся в разрыве между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота, что вызывает малую информационную прозрачность данного сектора экономики. Специфичным представляется и кадровый состав менеджмента, обусловленный особенностями становления рыночной экономики в России. Это обусловливает такое положение, что банковская работа с клиентом такого рода соединяет как методы работы с юридическим лицом, так и методы работы с физическим лицом.
Таким образом, минимизация
рисков банковского кредитования малого
бизнеса возможна при условии
реализации комплексной программы
взаимодействия субъектов малого бизнеса
и коммерческих банков. Коммерческий
банк должен стремиться не только к
мониторингу финансового
Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата кредита. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.
Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента, история его развития, форма и структура собственности, уровень организации управления, зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков, перечень основных конкурентов, дебиторская и кредиторская задолженности, уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и другое.
В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:
Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика.
В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.
Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации – все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.
Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.
Нельзя забывать и о
том, что в сфере малого бизнеса
как нигде требуется
В этой части дипломной работы я приведу примеры улучшения корпоративного кредитования юридических лиц для малого и среднего бизнеса Московским банком ОАО «Сбербанк» РФ.
Во-первых, резервы под обесценение кредитного портфеля были завышены. Доля резерва под обесценение кредитного портфеля составила 11,3 % или 702523 млн. руб., в то время как доля неработающих кредитов составили 7,3 % или 452292 млн. руб. Разница составила 250231 млн. руб., т.е. мертвые активы, подверженные инфляции.
Для начала посчитаем упущенную прибыль банка, если деньги были бы направлены на кредитование малого и среднего бизнеса. Средний процентный доход банка по кредитованию корпоративных клиентов в 2010 г. составил 11,375 %, чистая маржа активов составила 6,58%. Я бы направил 75 % этих средств на кредитование малого и среднего бизнеса по программе «Бизнес – Инвест» и «Бизнес – Актив», т.к. деньги вкладываются в реальные активы и снижаются риски за счет тех же активов, которые можно использовать под залог и снизить процентную ставку. И 25 % я бы направил на кредитование по программе «Госзаказ» в такие города как Красноярск, Новосибирск и Екатеринбург, так как именно в таких городах государство могло бы осуществлять государственные заказы, потому что эти города имеют огромную перспективу экономического роста.
Таблица 22
Кредитные программы
Кредитная программа |
Общие средства, 250231 млн. руб. |
Упущенная прибыль |
Убыток за счет инфляции, 10% |
Бизнес – Инвест Бизнес – Актив |
75 %, 187673,25 млн. руб. |
187673,25 * 11,375% = 21347,8 млн. руб. 21347,8 * 6,58% = 1404,8 млн. руб. |
187673,25 * 10% = 18767,3 млн. руб. |
Госзаказ |
25%, 62557,75 млн. руб. |
62557,75 * 11,375% = 7115,9 млн. руб. 7115,9 * 6,58% = 468,2 млн. руб. |
62557,75 * 10% = 6255,7 млн. руб. |
Подводя итоги по завершении расчета, мы видим, что упущенная прибыль, в общем, составила 1873 млн. руб. Убыток составил 25023 млн. руб. По отношении к чистой прибыли банка, 181,6 млрд. руб., упущенная прибыль составила 0,01%, убыток за счет инфляции 0,13%.
Подводя итоги, делаю вывод, что упущенная прибыль незначительно повлиял бы на прибыль банка, но убыток за счет инфляции имеет больший вес в доле.
Во-вторых, в России нужно создать «Гарантийный фонд», основная задача которого будет предоставление гарантий банкам, что заемщик вернет долг.
Рис. 21. Структура «Гарантийный фонд»
Средства «Гарантийного фонда»:
Основные функции «
Плюсы для Московского банка ОАО «Сбербанк» РФ:
С момента развития современной
банковской системы в России кредитные
организации интересовались в основном
крупными клиентами. Прибыль от обслуживания
холдингов и финансово-
Информация о работе Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса