Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 22:41, отчет по практике
В соответствии с приказом по Народному Комиссариату Финансов от 2 января 1923 года №3 утверждено положение о государственных сберегательных кассах и Народному Комиссариату Финансов поручено приступить к постепенной организации сберегательных касс.
Первая Государственная трудовая сберегательная касса в Беларуси была открыта в мае 1923 года – Главная касса №16 в г. Минске.
В 1924 году открыта государственная сберегательная касса №2712 в Койдановском районе.
Введение………………………………………………………………….
4
1.
Организационная структура банка……………………………………..
6
1.1
Организация управления банком……………………………………….
6
1.2
Структура подразделений и служб банка, их функциональное назначение………………………………………………………………..
8
2.
Нормативно-правовые документы……………………………………...
10
2.1
Устав банка……………………………………………………………….
10
3.
Операции, осуществляемые банком……………………………………
12
3.1
Расчётно-кассовое обслуживание………………………………………
12
3.1.1
Порядок открытия и ведения счетов, открываемые банком предприятию……………………………………………………………..
15
3.1.2
Документы, применяемые при совершении операций по счетам, и требования к их заполнению………………………………………….
15
3.1.3
Расходные операции по счетам…………………………………………
15
3.1.4
Дистанционное банковское обслуживание («Клиент-Банк», «Интернет-Банкинг», «SMS – банкинг», М-банкинг)…………………
16
3.2
Кассовые операции………………………………………………………
19
3.2.1
Порядок приема и выдачи наличных денег……………………………
19
3.2.2
Ревизия кассы…………………………………………………………….
21
3.2.3
Учет кассовых операций………………………………………………...
23
3.3
Документарные операции……………………………………………….
24
3.3.1
Инкассо…………………………………………………………………...
24
3.3.2
Документарный аккредитив…………………………………………….
25
3.3.3
Банковские гарантии и поручительства………………………………..
26
3.3.4
Международные банковские переводы………………………………...
27
3.4
4Осуществление сделок с иностранной валютой и дорожными чеками, регистрация сделок по внешнеторговым договорам………...
27
3.4.1
Покупка-продажа, конверсия иностранной валюты, перевод с покупкой, продажей, конверсией иностранной валюты………………
28
3.4.2
Покупка иностранной валюты на торгах ОАО «БВФБ»……………...
31
3.4.3
Приём на инкассо банкнот в иностранной валюте, вызывающих сомнение в платёжеспособности……………………………………….
33
3.4.4
Операции с дорожными чеками «American Express»………………….
36
3.5
Операции с ценными бумагами…………………………………………
37
3.5.1
Брокерские услуги……………………………………………………….
37
3.5.2
Депозитарное обслуживание эмитента и депонента…………………..
38
3.5.3
Инвестиционный банкинг……………………………………………….
40
3.6
Инкассация и перевозка денежных средств……………………………
42
3.7
Банковское хранение…………………………………………………….
43
3.7.1
Закрытое и сейфовое банковское хранение……………………………
43
3.7.2
Открытое банковское хранение………………………………………...
44
3.8
Операции кредитного характера………………………………………..
46
3.8.1
Виды кредитов, кредитные договора, их содержание и порядок заключения……………………………………………………………….
46
3.8.2
Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, способы предоставления и погашения кредитов…………..
55
3.9
Депозитные операции…………………………………………………...
57
3.9.1
Виды депозитов, депозитные договора, их содержание и порядок заключения………………………………………………………………
57
3.9.2
Система гарантирования возврата привлечённых банками средств от физических лиц……………………………………………………….
61
4.
Анализ деятельности банка……………………………………………..
63
4.1
Анализ привлечённых средств………………………………………….
63
4.2
Анализ кредитного портфеля банка…………………………………….
64
4.3
Анализ активных и пассивных операций банка………………………
65
4.4
Анализ доходов, расходов, прибыли и рентабельности банка………
66
5.5
Баланс банка……………………………………………………………..
72
Заключение………………………………………………………………
74
Список использованных источников…………………
Учет прав на ценные бумаги осуществляют депозитарии, установившие корреспондентские отношения с РУП "РЦДЦБ". На 1 января 2011 г. 35 депозитариев заключили договоры на установление корреспондентских отношений с РУП "РЦДЦБ", из них 17 банковских и 18 небанковских.
Кроме того, РУП "РЦДЦБ" установлены корреспондентские отношения с пятью депозитариями Российской Федерации и центральным депозитарием Республики Казахстан.
На централизованном хранении в депозитарной системе Республики Беларусь на 1 января 2011 г. находилось 3920 выпусков акций (объем эмиссии - 58960 млрд. рублей), 138 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов (объем эмиссии - 5989,6 млрд. рублей), 45 выпусков государственных ценных бумаг (объем эмиссии - 1759,3 млрд. рублей), 468 выпусков облигаций юридических лиц (объем эмиссии - 11490 млрд. рублей, 1089,3 млн. долларов США, 91,3 млн. евро, 30 млн. российских рублей), 22 выпуска биржевых облигаций (объем эмиссии - 1272,9 млрд. рублей) и 935 бездокументарных закладных.
Депозитарная система обеспечивает оперативность взаимоотношений участников рынка ценных бумаг, так как все технологические процессы осуществляются с использованием системы электронного документооборота.
Основные направления развития РУП "РЦДЦБ" как расчетного депозитария определены Концепцией развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. N 20/40.
Эмитентами ценных бумаг в Республике Беларусь являются Министерство финансов (государственные ценные бумаги), Национальный банк (ценные бумаги Национального банка), местные исполнительные и распорядительные органы (облигации), банки (депозитные и сберегательные сертификаты, акции, облигации), иные организации (акции, облигации).
На 1 января 2011 г.:
количество эмитентов акций (акционерных обществ) составило 4428 (увеличилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 3,1 процента), из них 2044 открытых акционерных общества, 2384 закрытых акционерных общества. Количество акционерных обществ на 1 января 2010 г. составляло 4291, увеличившись на 81 (2 процента) по сравнению с 1 января 2008 г., из них 1892 открытых акционерных общества, 2399 закрытых акционерных обществ;
количество эмитентов облигаций юридических лиц составило 154 (увеличилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 95, или в 2,6 раза), из них 20 банков, 134 организации, не являющиеся банками. При этом удельный вес эмитентов облигаций, не являющихся банками, составил 87 процентов, в то время как на 1 января 2010 г. составлял 67,8 процента;
количество эмитентов облигаций местных исполнительных и распорядительных органов составило 54 (увеличилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 10, или в 1,2 раза);
количество банков, выпустивших депозитные и сберегательные сертификаты, составило 13.
В 2009 году сделки с ценными бумагами осуществляли 62 профессиональных участника рынка ценных бумаг (в 2008 году - 55). Количество совершенных ими сделок составило 77880 на общую сумму 125891,5 млрд. рублей, что больше по суммарному количеству сделок на 72,8 процента, по объему сделок - на 26 процентов, чем в 2008 году.
В 2010 году количество и объем таких сделок, совершенных 63 профессиональными участниками рынка ценных бумаг, уменьшились соответственно на 3,7 и 2,2 процента по сравнению с 2009 годом и составили 75131 сделку на 123141,9 млрд. рублей.
При этом объем сделок с облигациями юридических лиц увеличился на 85,8 процента и достиг 30881,8 млрд. рублей. Объем сделок с акциями снизился на 78,9 процента и составил 724,6 млрд. рублей. Количество совершенных сделок увеличилось на 19,4 процента и составило 18873 сделки.
Количество сделок, совершенных с производными и прочими ценными бумагами, увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом в 2 раза и составило 190 млрд. рублей.
В общем объеме сделок, совершенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг в 2010 году, сделки с облигациями составили 74,5 процента (в 2008 году - 76 процентов, в 2009 году - 79,6 процента), с акциями - 25,1 процента (соответственно 23,9 и 20,3 процента).
В общем объеме сделок сделки с облигациями составляют 98,4 процента (в 2008 году - 98,7 процента, в 2009 году - 97,1 процента), с акциями - 0,6 процента (соответственно 1,25 и 2,7 процента), сделки с векселями, депозитными сертификатами, производными и прочими ценными бумагами - 1 процент.
Несмотря на благоприятные условия по выпуску облигаций, банки продолжают активно использовать выпуск сертификатов для привлечения денежных средств юридических и физических лиц.
В 2008 - 2010 годах ежемесячная задолженность банков перед владельцами депозитных и сберегательных сертификатов изменялась незначительно и находилась на уровне 70 - 100 млрд. рублей. На 1 января 2011 г. общая сумма находящихся в обращении таких сертификатов составила 81,47 млрд. рублей, в том числе депозитные - 72,32 млрд. рублей, сберегательные - 9,15 млрд. рублей.
3.5.3 Инвестиционный банкинг
Международная практика свидетельствует, что различные организационно-правовые формы коллективных инвестиций (паевые и акционерные инвестиционные фонды, фонды банковского управления) являются эффективным механизмом привлечения финансовых ресурсов.
Несмотря на то, что общие нормы функционирования акционерных инвестиционных фондов закреплены в Законе Республики Беларусь от 12 марта 1992 года "О ценных бумагах и фондовых биржах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 11, ст. 194) и иных нормативных правовых актах, а белорусские банки, руководствуясь Банковским кодексом Республики Беларусь и рядом нормативных правовых актов, могли осуществлять доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами и имели возможность объединения доверительным управляющим денежных средств нескольких вверителей, коллективные инвестиции, играющие значимую роль на мировом финансовом рынке, не получили должного развития в Республике Беларусь.
Формирование институтов коллективных инвестиций сдерживалось ограниченным перечнем объектов инвестирования и их низкой ликвидностью, неурегулированностью вопросов, связанных с налогообложением доходов (прибыли), полученных от участия в институтах коллективных инвестиций, отсутствием законодательного механизма объединения вверенного имущества и бухгалтерского учета операций по доверительному управлению различными фондами.
Развитие инвестиционных фондов должно базироваться на мировом опыте создания и функционирования данного вида институтов коллективного инвестирования и опыте национальных специализированных инвестиционных фондов.
Предпосылками развития инвестиционных фондов в республике являются:
развитие рынка ценных бумаг и создание условий для его эффективного функционирования;
развитие инфраструктуры фондового рынка - биржевой торговой и депозитарной систем;
повышение финансовой грамотности граждан и, следовательно, их инвестиционной активности;
необходимость диверсификации рисков инвестиционной деятельности.
Для развития института коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, венчурных и других) необходимо:
совершенствование нормативной правовой базы по созданию и деятельности инвестиционных фондов путем принятия Закона Республики Беларусь "Об инвестиционных фондах" в целях внедрения принципа единства требований и стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;
разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний (в том числе венчурных), а также управляющих компаний.
Развитие инвестиционных фондов позволит:
увеличить приток внутренних инвестиций в экономику;
усилить конкуренцию в сфере привлечения средств населения;
увеличить спрос на ценные бумаги;
расширить возможности населения по сохранению и приумножению своих сбережений.
3.6 Инкассация и перевозка денежных средств
Под инкассацией наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей понимаются осуществляемые на основании договора службами инкассации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций сбор таких ценностей из касс юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сдача их в кассы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Под перевозкой наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей понимаются перевозка таких ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие инкассацию и (или) перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, имеют право:
приобретать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, гражданское и служебное оружие и боеприпасы к нему для использования соответственно работниками их служб инкассации и работниками, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
получать в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, во временное пользование отдельные типы и модели боевого оружия и боеприпасов к нему для исполнения работниками их служб инкассации и работниками, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, возложенных на них обязанностей.
Выдача оружия и боеприпасов работникам службы инкассации и работникам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, производится по решению руководителей банков и небанковских кредитно-финансовых организаций после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии оснований, препятствующих получению ими разрешения на приобретение гражданского оружия.
Работники службы инкассации и работники банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, обеспечиваются форменной одеждой, обувью, снаряжением к оружию и индивидуальными средствами защиты в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь
Работники службы инкассации и работники банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в обязанности которых входит осуществление соответственно инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, имеют право применять оружие в случаях и порядке, предусмотренных законом.
3.7 БАНКОВСКОЕ ХРАНЕНИЕ
3.7.1 Закрытое и сейфовое банковское хранение
Закрытое банковское хранение – вид банковского хранения, при котором хранение предметов банковского хранения осуществляется с предоставлением поклажедателю охраняемого хранителем индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации). Хранитель обеспечивает поклажедателю возможность помещения предметов банковского хранения в индивидуальный банковский сейф и изъятия их из него вне чьего-либо контроля, в том числе и контроля со стороны хранителя.
Сейфовое банковское хранение – вид банковского хранения, при котором хранение предметов банковского хранения осуществляется с предоставлением поклажедателю охраняемого хранителем индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации). Хранитель осуществляет контроль за помещением поклажедателем предметов банковского хранения в индивидуальный банковский сейф и изъятием их из него.
Депозитарное хранилище – изолированное помещение учреждения (подразделения учреждения) банка, в котором находятся индивидуальные сейфы (ячейки). Данное помещение проектируется и оборудуется в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.02-55-2006 «Здания банков.
Режим работы депозитарного хранилища устанавливается руководителем учреждения банка, исходя из имеющихся возможностей, условий работы и объема совершаемых операций.
Каждая индивидуальная ячейка представляет собой металлический шкафчик. Индивидуальные ячейки разных размеров могут собираться в блоки и секции и располагаться таким образом, чтобы клиенту было удобно пользоваться ими. Устройство и техническая укрепленность индивидуальных сейфов (ячеек) (далее – сейф (ячейка)) должны соответствовать требованиям СТБ 51.2.01-99.Все сейфы (ячейки) должны иметь свой индивидуальный порядковый номер.