Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:00, реферат
Актуальность темы исследования. Важнейшей составной частью национального богатства, важнейшим элементом экономического потенциала страны выступают основные средства. Объекты основных фондов составляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные фонды занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта. Доля основных средств в общей стоимости средств предприятий достигает в среднем около 70%. Это предопределяет необходимость строгого учета их использования, как одной из важных составляющих состояния экономики организаций.
14,0%. За три анализируемых года стоимость основных средств предприятия сократилась на 16,0% (13695:16241*100).
Динамика состава основных средств предприятия за три года была не совсем равномерной. Так, стоимость зданий и сооружений и стоимость земельных участков осталась за весь период на прежнем уровне. Стоимость транспортных средств неуклонно снижалась: с 2009 по 2010 годы она снизилась на 5,0%, а в следующем году уже на 19,0%. В целом за три года стоимость транспортных средств предприятия сократилась на 22,0% (8991:11470*100). Предварительно можно сделать вывод, что это не очень положительная тенденция, так как транспортные средства являются ведущим элементом состава основных средств ОАО «Славянское ПАТП».
Стоимость машин и оборудования на предприятии за три года росла: на 28,0% и на 11,0% по годам соответственно. Стоимость инвентаря и инструментов изменялась неравномерно – сначала наблюдается рост на 11,0% (за 2010 год), а затем в 2011 году снижение стоимости на 48,0%.
Для более точной и детальной оценки динамики основных средств на предприятии следует оценить изменения с позиции значимости элементов основных средств в общей структуре. Поэтому в таблице 5 проанализируем структуру объектов основных средств организации.
Из таблицы 5 видно, что наибольшим удельным весом характеризуются транспортные средства, составляя от 70,7% в 2009 году до 65,6% в 2011 году от общей стоимости основных средств организации. Как показал анализ, доля транспортных средств в общей стоимости основных средств предприятия за три года незначительно, но снижается. На втором месте находятся здания и сооружения, составляя 20,5% в 2009 году и 24,3% в 2011 году, которые постепенно увеличивают свой удельный вес в рассматриваемом периоде по стоимости.
Таблица 5
Динамика структуры объектов основных средств ОАО «Славянское ПАТП» за 2009-2011 гг., тыс. рублей
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % | |
Основные средства, всего |
16241 |
100,0 |
15862 |
100,0 |
13695 |
100,0 |
в том числе: |
||||||
здания и сооружения |
3329 |
20,5 |
3330 |
20,9 |
3329 |
24,3 |
земельные участки |
539 |
3,4 |
539 |
3,4 |
539 |
3,9 |
машины и оборудование |
477 |
2,9 |
613 |
3,8 |
683 |
4,9 |
транспортные средства |
11470 |
70,7 |
10979 |
69,3 |
8991 |
65,6 |
инструмент, инвентарь, принадлежности |
249 |
1,5 |
277 |
1,8 |
145 |
1,0 |
другие виды основных средств |
177 |
1,0 |
124 |
0,8 |
8 |
0,3 |
На основании данных формы 5 Приложения к бухгалтерскому балансу предприятия, где за каждый отчетный год отражается стоимость основных средств организации на начало и конец года, а так же стоимость поступивших и выбывших объектов основных средств произведем оценку основных показателей динамики основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие», к которым относятся коэффициенты обновления, выбытия, прироста.
В таблице 6 приведена информация о стоимости на начало, конец периода и стоимости поступивших и выбывших объектов основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» за 2009 год.
Таблица 6
Наличие и движение основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» в 2009 году, тыс. рублей
Показатели |
Стоимость на начало года (первоначальная) |
Поступило |
Выбыло |
Стоимость на конец года (восстановительная) |
Остаточная стоимость на конец года (остаточная) |
Основные средства, всего |
16327 |
266 |
352 |
16241 |
2510 |
в том числе: |
|||||
здания и сооружения |
3347 |
- |
18 |
3329 |
938 |
передаточные устройства |
539 |
- |
- |
539 |
321 |
машины и оборудование |
473 |
12 |
8 |
477 |
233 |
транспортные средства |
11546 |
250 |
326 |
11470 |
1766 |
инструмент, инвентарь, принадлежности и пр. |
245 |
4 |
- |
249 |
221 |
Как видно из таблицы 6, на фоне поступлений объектов основных средств в общем на сумму 266 тыс. руб. выбыло основных средств всего на 352 тыс.руб., что говорит о том, что организация в 2009 году сократила свой производственный потенциал и мощности. Анализируя структуру изменений, можно отметить, что снижение произошло главным образом за счет выбытия транспортных средств (2,8% от стоимости транспортных средств на начало года). В общей сумме выбытия основных средств за 2009 год выбытие транспортных средств составило 92,6%. Но при этом поступление транспортных средств составило 94,0% от общей суммы поступлений. Можно говорить, что речь идёт незначительном, но обновлении состава транспортных средств на предприятии. В табл. 7 аналогичным образом проанализируем наличие и движение объектов основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» в 2010 г.
Таблица 7
Наличие и движение основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» в 2010 году, тыс. рублей
Показатели |
Стоимость на начало года (первоначальная) |
Поступило |
Выбыло |
Стоимость на конец года (восстановительная) |
Остаточная стоимость на конец года (остаточная) |
Основные средства, всего |
16241 |
281 |
660 |
15862 |
2056 |
в том числе: |
|||||
здания и сооружения |
3329 |
- |
- |
3330 |
805 |
передаточные устройства |
539 |
- |
- |
539 |
298 |
машины и оборудование |
477 |
161 |
13 |
613 |
536 |
транспортные средства |
11470 |
120 |
610 |
10979 |
1080 |
инструмент, инвентарь, принадлежности и пр. |
249 |
- |
30 |
277 |
194 |
Видно, что в 2010 году еще в большей степени происходило выбытие объектов основных средств. Причем характерной чертой можно отметить то, что в основном движение наблюдается по транспортным средствам. Это объясняется спецификой производственной деятельности предприятия и ведущей долей транспортных средств в составе основных средств. Сохранилась также тенденция преобладания выбытия основных средств над их поступлением, что ведёт к сокращению стоимости основных средств на балансе предприятия.
В таблице 8 проанализируем наличие и движение объектов основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» в 2011 году.
Таблица 8
Наличие и движение основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» в 2011 году, тыс. рублей
Показатели |
Стоимость на начало года (первоначальная) |
Поступило |
Выбыло |
Стоимость на конец года (восстановительная) |
Остаточная стоимость на конец года (остаточная) |
Основные средства, всего |
15862 |
106 |
2273 |
13695 |
4880 |
в том числе: |
|||||
здания и сооружения |
3330 |
- |
- |
3330 |
688 |
передаточные устройства |
539 |
- |
- |
539 |
531 |
машины и оборудование |
613 |
96 |
25 |
684 |
243 |
транспортные средства |
10979 |
10 |
2116 |
8873 |
3376 |
инструмент, инвентарь, принадлежности и пр. |
277 |
- |
132 |
145 |
34 |
Из таблицы 8 видно, что в 2011 году все вышеназванные тенденции в динамике основных средств предприятия продолжают сохранятся. Очевидно, наблюдается сокращение производственной мощности предприятия. Причём происходит это за счёт основного производственного элемента автотранспортного предприятия – транспортных средств. Такая динамика основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» не может считаться положительной.
Далее, используя формулы 1.15 – 1.18, представленные в первой части дипломной работы, произведем расчет основных коэффициентов динамики основных средств ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» за 2009-2011 годы. Результаты расчетов и анализа динамики этих коэффициентов представлены в таблице 9.
Таблица 9
Динамика
коэффициентов изменения
Показатели |
На конец 2009 г. |
На конец 2010 г. |
На конец 2011 г. |
Абсолютное отклонение, млн. руб. |
Темпы роста, % | ||
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 = (2 – 1) |
5 = (3 – 2) |
6 = (2 / 1) х 100% |
7 = (3 / 2) х 100% |
Коэффициент обновления |
0,016 |
0,018 |
0,008 |
+0,002 |
-0,01 |
112,5 |
44,4 |
Коэффициент выбытия |
0,022 |
0,041 |
0,007 |
+0,019 |
-0,034 |
186,4 |
17,1 |
Коэффициент прироста |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент годности |
0,15 |
0,13 |
0,31 |
-0,02 |
+0,18 |
86,7 |
238,5 |
Представленные в таблице коэффициенты рассчитаны на основании информации о стоимости объектов основных средств на начало и конец периода, а также с учетом информации о поступлении и выбытии объектов основных средств организации.
Коэффициент обновления, отражающий интенсивность обновления основных средств организации, имеет неоднозначную динамику – в 2010 году его значение растет, говоря о росте интенсивности обновления основных средств на 0,2% (коэффициент составляет в 2009 году 1,6%, а в 2010 году 1,8%). В 2011 году интенсивность обновления объектов основных средств снижается в сравнении с 2010 годом на 1,0% и составляет только 44,4% от уровня 2010 года, то есть темпы обновления (достаточно невысокие) в 2011 году существенно снизились.
Коэффициент выбытия, который показывает долю выбывших объектов основных средств организации в их общем объеме, тоже ведёт себя неравномерно, изменяясь от 2,2% в 2009 году до 0,7% в 2011 году. Причём динамика коэффициента выбытия неоднозначна: в 2010 году он вырос на 86,4% по сравнению с 2009, а в 2011 году упал на 82,9% по сравнению с 2010 годом. С одной стороны, с учетом степени изношенности объектов основных средств, такая политика не говорит об эффективном использовании организацией своих основных средств, так как в производстве остаются изношенные машины и оборудование, здания и другие объекты. С другой стороны, предприятие пытается проводить политику ликвидации устаревших и неэффективных объектов основных средств.
Динамику коэффициента прироста, который показывает уровень прироста объектов основных средств в ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» за 2009-2011 годы, оценить не представляется возможным, так как прироста стоимости основных средств на предприятии в этот период не наблюдалось (размер выбытия основных средств за все анализируемые года превышал размер прибытия).
Динамика коэффициента годности носит неравномерный характер. Так, в 2010 году в сравнении с 2009 годом значение коэффициента снизилось на -13,3%. В 2011 году ситуация обратная – значение коэффициента возрастает на+138,5%, что обусловлено, видимо, более высокими темпами обновления в сравнении с темпами потери стоимости основных средств в результате износа. Это результат того, что ОАО «Славянское пассажирское автотранспортное предприятие» не обеспечивает должного уровня обновления основных средств и сохраняет при этом имеющиеся изношенные объекты основных средств.
В целом можно отметить следующее. Организация проводит обновление объектов основных средств, однако при этом не стремится выводить из оборота устаревшие основные средства, что приводит к недостаточному обновлению производственных фондов. Это в свою очередь ведет к наращиванию доли изношенных объектов основных средств в их общем объеме.
Информация о работе Порядок создания и регистрации коммерческих банков на территории РФ