Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 06:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является проанализировать методику оценки кредитоспособности заемщиков в ОАО «Эко Банк», выявить ее положительные и отрицательные стороны. Проанализировать технологию работы с обеспечением кредитной задолженности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I Сущность и методы оценки кредитоспособности заемщика……………6
1. Экономическое понятие кредитоспособности потенциального заемщика.6
2. Методы оценки кредитоспособности заемщика…………………………..13
Глава II Анализ оценки кредитоспособности заемщика в ОАО “Эко Банк”…..29
1. Методика определения кредитоспобности заемщика в ОАО “Эко Банк”………………………………………………………………………………...29
2. Работа банка с заемщиком в период действия кредитного договора……54
3. Работа банка с проблемными кредитами…………………………………..58
Глава III Пути совершенствования методик по оценке кредитоспособности заемщика……………………………………………………………………………64
1. Основные достоинства и недостатки методик по оценке кредитоспособности заемщика…………………………………………………....64
2. Пути совершенствования методики и ее применение в банковском бизнесе………………………………………………………………………………72
Заключение………………………………………………………………………….78
Список используемой литературы……………
Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, их характеризующих, может быть более широким или сокращенным в зависимости от целей анализа, видов кредита, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Оптимальные или допустимые значения таких показателей должны дифференцироваться в зависимости от деятельности заемщика, конкретных условий сделки.
На сегодняшний день существует несколько основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
Существуют следующие способы оценки кредитоспособности физических лиц:
1) скоринговые модели;
2) методика определения платежеспособности;
Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс-кредитование) и при выдаче кредитных карт. Скоринг представляет собой математическую (статистическую) модель, с помощью которой на базе кредитной истории уже имеющихся клиентов банк определяет, насколько велика вероятность, что тот или иной клиент вернет кредит в назначенный срок. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью или, наоборот, с ненадежностью клиента.
Техника кредитного скоринга представляет собой оценку в баллах характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимыми для прогнозирования кредитного риска показателями могут быть такие показатели, как возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья и прочее.
Преимущества скоринговых моделей очевидны:
1) снижение уровня невозврата кредита, быстрота и беспристрастность
2) возможность эффективного управления кредитным портфелем;
3) отсутствие длительного обучения сотрудников кредитного департамента;
4) возможность провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.
Следует отметить, что из анкеты-заявления, заполненной заемщиком, для оценки берутся порядка десяти характеристик, а остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа скоринга.
Несомненно, сегодня это основные параметры, по которым можно определить степень кредитоспособности физического лица. Однако непрерывная корректировка скоринговой методики позволит расширить и изменить перечень оцениваемых характеристик, и те клиенты, которые сегодня попадают в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе кредитной деятельности, возможно, будут отнесены к числу заемщиков, имеющих низкую невозвратность кредитов.
Более сложная и тщательная оценка заемщика применяется при выдаче физическим лицам кредитов на неотложные потребительские нужды. Это, как правило, среднесрочные ссуды на покупку дорогих вещей, оплату каких-либо услуг и работ. Примером может служить приобретение дорогостоящей мебели, плата за обучение, финансирование ремонта жилья и т.п. В этом случае многие крупные коммерческие банки определяют платежеспособность заемщика на основании документов с места работы о доходах и размерах удержаний, а также по данным анкеты. Результат вычисляется как среднемесячный доход за вычетом всех обязательных платежей, скорректированный на поправочный коэффициент и умноженный на срок кредита. Исходя из полученной суммы, рассчитывается максимальный размер кредита. Полученная величина корректируется с учетом влияющих факторов: предоставленного обеспечения кредита, информации, содержащейся в заключениях службы безопасности и юридического департамента банка, остатка задолженности по ранее полученным ссудам.
Для оценки платежеспособности клиента кредитным инспекторам необходимо проанализировать огромное количество документов. Перечень их достаточно велик и насчитывает около пятнадцати наименований. Обязательное их предоставление клиентом, с одной стороны, ограничивает круг потенциальных заемщиков банка, а с другой, позволяет сформировать кредитный портфель более высокого качества и снизить кредитный риск. Один из плюсов данной методики – применение специальных формул и корректирующих коэффициентов, которые позволяют упростить работу сотрудников кредитного департамента банка и рассчитать платежеспособность потенциального заемщика. Однако показатели для нее следует получать в каждой конкретной ситуации отдельно, а результат не рассматривать как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения кредитной заявки финансовые показатели клиента находятся на приемлемом уровне, не стоит забывать, что риск невозвращения кредита все равно остается, поскольку полностью устранить его в принципе невозможно. Показатели помогут лишь оценить степень кредитного риска и, к сожалению, данная методика не позволяет спрогнозировать положение заемщика в будущем.
Следует отметить, что понимание целесообразности и актуальности использования, более совершенных методик возникает чаще всего у тех банков, кредитование физических лиц в которых реализовано в качестве массовой услуги.
Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, то для того чтобы преуспеть на рынке в условиях постоянного ужесточения конкуренции и, как следствие, сокращения доходности, необходимо искать пути сокращения операционных расходов и минимизации рисков.
Обязательным условием здесь будет правильное построение механизма, который будет осуществлять эту деятельность. Образно говоря, нужно создать своеобразный конвейер, состоящий из определенного количества сотрудников, взаимодействующих с заемщиками и между собой по определенным четко обозначенным правилам и алгоритмам. В число таких алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений о выдаче кредита.
Конечно, на первых порах функционирования модернизированной системы проверки данных затраты банка на проведение такой операции увеличатся. Но по мере налаживания системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.
Предлагаемые подходы совершенствования организации процесса кредитования индивидуальных заемщиков на этапе оценки их кредитоспособности позволят унифицировать процедуру, на этой основе ускорить и удешевить ее, получить более точный и обоснованный результат, что в итоге снизит риски кредитования, обеспечит необходимую стабильность работы банка и заданный уровень доходности.
Заключение.
Проблема получения объективных информации и оценок о деловых партнерах затрагивает все сферы их экономической жизни. В связи с этим решение данной проблемы на практике - чрезвычайно сложно.
Методика, который практикуется в коммерческих банках, являясь основой и практическим руководством анализа и оценки кредитоспособности клиентов (заемщиков) оказывается на самом деле далеко не идеальным способом такой оценки. Наверное, это главный вывод, который должен быть сделан на основе всех промежуточных. Все другие, так или иначе, будут привязаны и в какой-то мере зависимы от главного. Тем не менее, они представляют для нас особый интерес и поэтому не останутся без внимания.
Понятие кредитоспособности заемщика, получившее столь динамичное развитие на современном этапе, ещё не достаточным образом воспринимается банковскими структурами и поэтому его точную формулировку не всегда можно встретить на практике.
Несмотря на все теоретические достижения в области оценки кредитоспособности, банк сегодня не может их применить так, как это предлагают их авторы. Причиной этому является тот недостаток информативности современной отчетности, который не позволяет увидеть и проанализировать необходимые сведения тем или иным методом.
В целях повышения информативности отчетности для внешних пользователей, в том числе и для коммерческих банков, что в состав годового отчета за последний финансовый год следовало бы включить справки, полезные для углубления анализа. По аналогии с коммерческими банками предприятия в этом случае будут представлять данные, характеризующие достаточность собственного капитала (для обеспечения устойчивой платежеспособности предприятия), качество активов и ликвидность его баланса, деловую активность, рентабельность работы. Это не вызовет увеличения объема учетной работы (объясняют это необходимостью использования данных синтетического и уже имеющихся в аналитическом учете), то это не только позволит банкам углубить анализ кредитоспособности, но и предприятиям ответственнее подходить к состоянию своей финансовой дисциплины.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1.Раскрыты принципы банковского кредитования. Важнейшее значение их неукоснительного применения на практике вытекает из длительной истории кредитных отношений. Эти принципы раскрывают сущность кредита, его значение для банка и для заемщика. Применение различных методов кредитования и, соответственно, различных форм ссудных счетов связано с тем, что различным заемщикам банк предоставляет различные (неравные) условия кредитования. Этот факт объясняется тем, что необходимо дифференцировать заемщиков по их надежности, кредитоспособности, опыту предыдущих кредитных отношений, т.е. по уровню доверия, оказываемого заемщику банком.
Хочется отметить, что такой метод как открытие кредитной линии еще недостаточно распространен в Кыргызстане. Это связано с тем, что в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране – довольно мало первоклассных заемщиков с устойчивым финансовым положением.
2.Проанализирована методика оценки кредитоспособности заемщика. Эта проблема многофакторная и еще недостаточно разработана. При ее определении необходимо принимать во внимание дееспособность и правоспособность заемщика совершать кредитные сделки, репутация, наличие обеспечения ссуды. Способность заемщика получать доход. Без серьезной аналитической работы невозможно ответить является ли заемщик платежеспособным и кредитоспособным. Особое внимание уделяется изучению основного документа, необходимого для проведения анализа кредитоспособности заемщика – баланса и коэффициентам, расчет которых производится на основе показателей баланса предприятия.
Также важное место в работе посвящено проведению анализа текущего финансового состояния заемщика и контроль за целевым использованием средств, полученных в кредит. Эта работа позволяет банку свести к минимуму риск непогашения кредита.
3.Проанализирована технология работы с обеспечением кредитной задолженности. Более подробно рассмотрена работа с залогом (предварительная экспертиза предмета залога, порядок оформления и регистрации договоров о залоге, обеспечение сохранности, порядок обращения взыскания на предмет залога, реализация заложенного имущества).
В Заключение, следует ещё раз подчеркнуть, что особая актуальность этой проблемы для Кыргызстана обусловливает нужду у коммерческих банков в обеспечении новыми методическими разработками в этой области. Поэтому результат дипломного исследования я считаю посильным вкладом в это сложное и объемное дело.
И в настоящий момент, практика, как может быть никогда, нуждается в подтверждении её теоретическим установкам. И если мы находим недостатки и возможности совершенства практики под влиянием новых идей, то может быть именно они, и соответствуют тому, что происходит у нас сегодня.
Список литературы
1. Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности"
2. Временная инструкция ЦБ РФ №17 от 24.08.93 г. “О порядке составления общей финансовой отчетности”.
3. Положение по работе с "проблемными " кредитами от 29.12.07 №96
4. Банки и банковская деятельность для клиентов/ Александрова Н.Г., Александров Н.А.. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
5. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Бабичевой Ю.А. - М., Экономика, 1994
6. Банковское дело /Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. -учебник – М.:ЮНИТИ-ДАНА:Единство, 2007.
7. Банковский портфель - 2. / Под ред. Коробова Ю.И. - М., Соминтэк, 1994
8. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. – 5-е изд., стер.-М:КНОРУС, 2007.
9. Банковский Менеджмент/ Роуз Питер С., Пер.с англ. Со 2-го изд.- М: «Дело Лтд», 1995.
10. Банковские операции/ Печникова А. В., Маркова О.М. учебник – М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2007.
11. Организация деятельности коммерческого банка / под ред.Пещанской И.В. – ИНФРА-М, 2001.
12. Основы банковской деятельности в условиях перехода к рынку. / Под ред. Тимохина Г.С. - Казань, Издательство КФЭИ, 1995.
13. Основы банковского менеджмента. / Под ред. Лаврушина О.И. - М., Инфра-М,2001.
14. Оценка банковских рисков: новые подходы./ Волошин И.В. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.
15. Основы управления финансами. /Ван Хорн Дж.К. Москва: Финансы и статистика, 2003-
16. Финансовый рынок: расчет и риск./ Первозванский А. -М.,Соминтэк, 1995.
17. Курманкулова Р.Дж. «Управление рисками: теория и мировая практика» автореф.дис.,2006.
18. Журнал «Банковский вестник» №9, 2008.
19. Журнал «Нормативные акты КР» №21 ноябрь,2008.
20. www.ecobank.kg
21. www.nbkr.kg
78
Информация о работе Пути совершенствования методик по оценке кредитоспособности заемщика