Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа
дипломной работы и свидетельствуют о ее актуальности.
Целью данного исследования является разработка экономически обоснованного механизма оценки и регулирования кредитным портфельным риском с целью удовлетворения интересов банка, связанных с минимизацией риска кредитного портфеля банка и повышением качества портфеля.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определены особенности управления риском кредитного портфеля банка, в соответствии с которыми проанализированы действующие методики оценки и регулирования совокупного кредитного риска банка;
- разработаны концептуальные подходы к совершенствованию оценки и регулирования риска кредитного портфеля банка;
- разработан комплекс моделей и методов, формирующих механизм оценки и регулирования кредитного портфельного риска
Введение
Раздел 1. Теоретический подход к оценке риска кредитного портфеля банка
1.1 Анализ текущей ситуации в банковском секторе России
1.2 Основные понятия
1.2.1 Определение кредитного риска в документах Базельского комитета
1.2.2 Определение кредитного риска в документах Банка России
1.2.3 Определение кредитного риска в МСФО
1.2.4 Определение риска кредитного портфеля
1.3 Оценка риска кредитного портфеля
Раздел 2. Методические основы формирования механизма оценки регулирования кредитного портфельного риска банка
2.1 Комплексная оценка риска кредитного портфеля банка
2.2 Модель прогнозирования совокупного кредитного риска банка
2.3 Механизм регулирования кредитного портфельного риска банка
2.3.1 Диверсифиация
2.3.2 Лимитирование
2.3.3 Резервирование
2.3.4 Секъюритизация
2.4.Базель II в контексте портфельного кредитного риска
Раздел 3 Реализация концепции механизма оценки и регулирования риска кредитного портфеля банка
3.1 Информация о банке
3.2 Оценка риска кредитного портфеля ОАО АКБ "Связь-банк"
3.3 Апробация модели прогнозирования совокупного кредитного риска банка
3.4 Рекомендации по повышению качества кредитного портфеля ОАО АКБ "Связь-банк"
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, в ходе анализа кредитного портфеля ОАО «Альфа-Банка» были выявлены основные проблемные и спорные моменты, которые непосредственно отражают кредитный риск и негативно влияют на качество кредитного портфеля: это, во-первых, недостаточная диверсификация кредитного портфеля по категориям заемщиков, размерам ссуд, географическому признаку, и, во-вторых, наличие просроченной задолженности, которая имеет тенденцию к увеличению. Более того, прогнозные расчеты показали, что размер просроченной задолженности за 2006г. должен увеличиться на 0,5%, что, в общем, не является катастрофическим явлением, но требует внимательного, продуманного и взвешенного подхода к решению этой ситуации.
Как было упомянуто выше, что основной причиной существования просроченной задолженности является недостаточно хороший уровень оценки кредитоспособности заемщика, как юридических, так и физических лиц, поэтому пересмотр и усовершенствования комплексной системы оценки кредитоспособности будет необходимым условием оздоровления «проблемных активов» и улучшения качества кредитного портфеляСвязь-банка. Важно отметить, что качество кредитного портфеля и уровень просроченной задолженности во многом также зависит от системы контроля за кредитными операциями, которые должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки.
Однако мониторинг риска
и обуславливающих его
В силу того, что на практике
распространен принцип
На наш взгляд, в
случае возникновения проблемы, решаемой
основным подразделением, юридической
службой и службой
Подразделение по работе с проблемными активами должно выполнять следующие функции:
- осуществление комплекса
мероприятий, связанных с
- организация и проведение работы по возврату проблемной задолженности, в том числе с привлечением специалистов смежных подразделений; подготовка, в пределах своей компетенции, заключения для коллегиальных органов банка;
- сопровождение активов
от стадии перехода в группу
проблемных до получения
- в части, относящейся к компетенции подразделения, осуществление организации, учета и контроля деятельности дочерних структур банка, привлекаемых к работе с проблемными активами.
- осуществление расчета,
начисления и контроля за
Для эффективности реализации
функций подразделения
Существенную роль в работе с проблемными активами играет аналитический отдел банка, который дает оценку возможных последствий принимаемых решений с учетом стратегических интересов банка в целом. Здесь должны формулироваться окончательные ответы на вопросы о приоритетах использования механизмов возврата или списания задолженности, временных рамках осуществления нестандартных схем погашения, тактических и стратегических последствиях проведения той или иной операции подразделения, налоговых последствиях для банка и генеральной линии в работе с проблемными активами.
Подразделение по работе с проблемными кредитами должно поддерживать непосредственный непрерывный оперативный контакт с юридической службой и службой безопасности. Только благодаря консолидированным усилиям этих, как впрочем, и других, служб банка возможно достижение ожидаемого эффекта в работе с проблемными активами.
Создание такого подразделения (департамента управления, отдела) означает, что руководитель банка четко понимает и правильно оценивает ситуацию на кредитном рынке страны и готов не только пассивно созерцать, но и активно влиять на формирование кредитно-инвестиционной стратегии банка, одним из направлений которой является снижение уровня невозврата кредитов и профилактика возникновения проблемных активов.
До последнего времени банки не задумывались о научно обоснованных стратегиях работы с должниками. Следствием этого являлся хаотический, несистематизированный и непродуманный подход к такого рода деятельности. Анализ успешной работы по возврату проблемных активов показывает, что каждая проблема требует строго индивидуального решения.
Следует также отметить, что создание специализированных отделов требует определенных расходов. Однако, учитывая то, что такие отделы будут предоставлять точную и исчерпывающую информацию о состоянии кредитного портфеля, расходы по их содержанию будут покрываться прибылью банка от кредитных операций, получаемую в результате эффективного использования своих кредитных ресурсов.
Итак, благодаря внедрению подразделения по работе с проблемными активами можно избежать хаотичного, несистематизированного и непродуманного подхода к управлению кредитным портфелем и кредитными операциями в частности.
Большое значение для банков имеет и то обстоятельство, что по мере увеличения объемов ссудной задолженности возрастают издержки кредитования. Это издержек усиливает конкуренцию между банками, которая все больше превращается в конкуренцию технологий поставки кредитных продуктов и их доведения до потребителей. В этих условиях определенные преимущества получают те банки, которые оперативно и своевременно проводят работу по оптимизации бизнес-процессов. Как правило, это - крупные банки, имеющие возможности выделять на такие цели значительные средства. Однако финансовые ресурсы и этой группы банков не безграничны. Именно по этой причине все более важную роль начинают играть факторы, связанные с формированием и повышением эффективности инфраструктуры кредитного процесса. Последняя включает в себя совокупность институтов (бюро кредитных историй, оценочные компании, коллекторские агентства, поставщики программных продуктов и др.), деятельность которых снижает издержки всего банковского сектора.
Поэтому другой альтернативный вариант по борьбе с просроченной задолженностью является помощь сторонних организаций или коллекторских агентств, собирающих в основном потребительские долги, просроченные задолженности по которым и являются наиболее серьезной проблемой сегодня. Практически при каждом банке существует собственное подразделение, занимающееся взысканием долгов. Обычно банк работает по системе soft collection, держа марку «хорошего полицейского». В мировой практике банк старается сохранить клиента, если он задерживает платежи по кредиту до 60 дней. Все это время общение с должником происходит в «маркетинговой упаковке», служащие банка демонстрируют рафинированную вежливость. А вот по прошествии 2 месяцев банк может решить, что такой клиент ему не нужен и передает долг коллекторам, которые практикуют hard (late) collection и по сравнению с банком выглядят «плохими полицейскими».30
Процедура работы
коллекторских агентств примерно такова:
коллекторское агентство
Но сборщики долгов указывают на серьезные преимущества, которые получает банк, обращаясь к услугам профессионалов. Банк дистанцируется от неприятного процесса выяснения отношений с клиентом. В глазах клиента банк остается организацией, которая дает деньги, а не выколачивает долги. Более того, работа с агентством выгодна банку экономически. Банк существенно снижает и имиджевые риски, связанные с процессом взыскания задолженности, так как всю работу с должником ведет не банк, а агентство. После взыскания проблемной задолженности должник, как правило, перестает быть интересным банку как клиент. Отдав плохие долги агентству, банк имеет возможность сконцентрироваться на профилактике просрочки и на работе с должниками, которые еще интересуют банк в качестве добросовестных заемщиков. Иными словами, помогают отвадить от банка жуликов и не испортить отношения с людьми, случайно попавшими в плохую ситуацию.
Еще более привлекательным вариантом для банка может стать не заключение агентского договора, а продажа долга с дисконтом, что означает снятие долга с баланса и влечет за собой оптимизацию резервирования и налогообложения. Сегодня российские коллекторские агентства не оказывают таких услуг, но, например, такое агентство, как «Секвойя», ведет работу над технологией покупки долга с дисконтом. Агентству необходима методика оценки и дисконтирования долга, а для того, чтобы выработать такую методику, следует накопить достаточную статистику сотрудничества с банками. В международной практике коллекторские компании активно практикуют покупку долгов. Размер дисконта может варьироваться в достаточно широких границах: от 50 до 97% от суммы основного долга31.
В российской практике, которая пока совсем невелика и насчитывает не более полугода, банки передают в агентства очень разнородные по качеству портфели. Кстати, чем «моложе» долг, тем проще его вернуть и тем дешевле обойдутся банку услуги коллектора. По данным ФАСП, каждый день бездействия уменьшает вероятность взыскания в среднем на 0,7%. По старым долгам, с просрочкой в районе года, шансы минимальны, а размер комиссионных, наоборот, самый большой, до 60—70% от взысканного.
Особый интерес вызывает вопрос: что такого делают коллекторы с должниками, чего не может сделать банк? Методы агентств практически аналогичны методам банков. Эти методы вырабатывались столетиями. Еще в средневековой Венеции рядом с человеком, не заплатившим в срок, появлялся «призрак» в хорошо всем известной желтой одежде. Этот «призрак» сопровождал неплательщика с утра до вечера, и всему городу было ясно, кто перед ними. Методика современных коллекторов причудливым образом сочетает высокие технологии, специальное программное обеспечение и проверенные средневековые способы давления на личность. Коллекторские агентства подразделяют задолженность на «раннюю» — если просрочка не превышает 60—120 дней, и «позднюю», когда долг «висит» уже на протяжении 120—180 дней32. На первом этапе происходит наименее затратная работа: «виновник» принимает звонки, письма и SMS с вежливой просьбой погасить долг. Если эти методы на клиента не действуют, к оплате предъявляется уже весь кредит, включая проценты и штрафы. Это называется работой с поздней просроченной задолженностью, и наиболее эффективным на данном этапе считается личное общение с должником. Если все психологические уловки не помогли, равно как и знание человеческой природы, коллектор должен признать свое поражение33. Конечно, по настоянию банка агентство может, и будет судиться, потом взыскивать долг с помощью службы судебных приставов. Но такие разбирательства будут продолжаться и год, и два по каждому делу, а вероятность реального взыскания чрезвычайно невелика. Перспектива судебных разбирательств вообще теряет смысл, если учесть, что средняя сумма иска будет колебаться в пределах 100—500 долларов, редко превышая планку 1000 долларов, потому что самые крупные суммы кредитов, на покупку автомобилей и жилья, защищены залогом. Взыскивать через суд большое количество мелких сумм просто экономически нерентабельно. Поэтому 90% случаев погашения долгов потребительского кредитования происходит именно в досудебном порядке. И это норма для коллекторов.