Виды банковских счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Порядок осуществления расчётных операций по счетам клиентов. Расчётно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов, юрид и физ лиц, является одной из основных банковских операцияй. Банковский счёт служит для хранения средств, принадлежащих клиенту-владельцу счёта, посредством которого осуществляется учёт поступлении и изъятий денежных средств клиентами коммерч банка. Порядок открытия и закрытия в РФ КО-ми банковских счетов в валюте РФ и в ин.вал. устанавливает БР.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_MDK.docx

— 123.13 Кб (Скачать файл)

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисления или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производится списание по процентам и комиссиям кредитной организации, а также по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь производится списание по процентам и комиссиям кредитной организации, а также по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Выдача денежных средств на неотложные нужды не производится.

При предоставлении в кредитную организацию платежных документов по перечислению средств в правой стороне, в специально отведенных графах, клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной ГКРФ.

При отсутствии средств у клиентов неоплаченные документы учитываются на внебалансовых счетах: 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок”, 90903 “Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации”.

 

 

Тема 1.2. Формы безналичных расчётов.

  1. Нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчётов. Принципы организации безналичных расчётов. Безналичные расчёты – расчёты путём перевода банками денежных средств по счетам клиентов, на основании платёжных документов, совершаемые по единым стандартам и правилам, а также расчёты на основе зачёта взаимных, встречных требований и обязательств.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими порядок безналичных расчётов являются: 1)ФЗ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деят-ти». 2) Положение «О платёжной системе БР». 3) Положение о правилах осуществления перевода ден.ср-в, утвержд-е БР 19.06.12 № 383-П. 4) ФЗ от 27.06.11 №161-ФЗ «О национальной платёжной системе». 5) Инструкция БР от 14.09.06 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». 6) Положение от 24.12.04 № 266-П «О порядке эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт».

Принципы: 1) Все предприятия и орг-ии независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства на счёте в банке. В кассах предприятий на конец дня могут оставаться наличные деньги в сумме, не превышающей лимит остатка кассы, который устанавливается по согласованию.. 2) Срисание денежных средств со счёта клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. 3) Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчётов и закрепления их в хоз-х договорах при не вмешательстве банков в договорные отношкния. 4) Срочность платежа – означает осуществление расчётов строго исходя из сроков, предусмотренных в хоз-х, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договоров администрации с рабочими и служащими на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда. 5) Обеспеченность платежа. Платёж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счёт плательщика или наличием у него прав на получение кредита.

Все принципы расчётов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. С соблюдением всех перечисленных принципов обеспечивают условия для нормальной работы всего хоз-го механизма, реализацию ответ-ти орг-ии за соблюдением условий договоров, платёжной и расчётной дисциплины.

 

  1. Распоряжение клиента, порядок его приёма к исполнению и исполнения. Содержание и порядок заполнения расчётных документов. Процедуры приёма к исполнению распоряжения плательщика, требующего в соответствии с ФЗ согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, включают контроль такого наличия. Процедуры приёма к исполнению распоряжения получателя ср-в. Требующего акцепта плательщика, включает контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или получение акцепта плательщика.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приёме к исполнению распоряжения осуществляется банком посредством проверки подписи, кодов, паролей. Регистрация распоряжений в электронном виде, на бумажном носителе осуществляется в порядке, установленном банком, с указанием даты поступления распоряжения .

При поступлении распоряжения плательщика, требующего в соответствии с ФЗ согласия 3-го лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляют контроль наличия согласия 3-го лица в порядке, установленном закон-ом и договором. Заранее данный акцепт плательщика может быть дан в договоре между банком плательщика и плательщиком и в виде отдельного сообщения либо документа.

При приёме к исполнению каждого распоряжения банк осуществляет контроль достаточности денежных средств на банковском счёте плательщика. При недостаточности средств распоряжение не принимается банком к исполнению и возвращается отправителю не позднее рабочего дня, следующего за днём наступления распоряжения, либо за днём получения акцепта.

Принятые к исполнению распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего контроля и исполнения. Отправителю распоряжения направляется уведомление. В распоряжение указывается дата помещения его в очередь. Очередь неисполненных в срок распоряжений к счетам плательщиков физ лиц не ведётся и распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются не позднее следующего дня при недостаточности средств на счёте.

Размеры полей бланков расчетных документов указаны в приложениях к Положению ЦБ РФ о безналичных расчетах.

Бланк расчетного документа должен размещаться на листе формата А4.Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов. Оттиски печати и штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими. При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

 

  1. Платёжные поручения и виды расчётов, производимых платёжными поручениями. Схема документооборота. Порядок частичной оплаты платёжного поручения. Платёжное поручение – это распоряжение владельца счёта обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или в другом банке.

Платёжными поручениями могут производиться: 1) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. 2) перечисления денежных средств в целях возврата, размещения кредитов, депозитов и уплаты % по ним. 3) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. 4) перечисления ден. ср-в в других целях, предусмотренных закон-ом или договором.

П/п выписываются с использованием технических средств и действительны в течение 10 дней. Выписывается п/п в 3-х экземплярах: 1-й экз – служит основанием для записи операций банка и остаётся в документах дня. 2-й экз – пересылается в банк клиента. 3-й экз – прилагается к выписке из р/с.

П/П принимаются банком независимо от наличия ден. ср-в на счёте плательщика. При отсутствии или недостаточности ден. ср-в на счёте плательщика п/п помещаются в картотеку по внебалансовому счёту 90902. Дт 90902 Кт 99999.

Допускается частичная оплата п/п из картотеки по внебалансовому счёту 90902, при этом используется платёжный ордер. При оформлении платёжного ордера на частичную оплату на всех кз-х в поле «Отметки банка» проставляется штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экз платёжного ордера на частичную оплату заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого п/п в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата»

При осуществлении последней частичной оплаты по п/п 1-й экз платёжного ордера, которым был произведён этот платёж, вместе с 1-м экз оплачиваемого п/п помещаются в документы дня. Оставшиеся экз п/п выдаются клиенту одновременно с последним экз платёжного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счёта.

При полной оплате п/п составляется запись: Дт 99999 Кт 90902

Если оплата не может быть исполнена из-за отсутствия на кор.счёте ср-в она учитывается на счёте 47418. Дт 405 Кт47418. Одновременно расчётный документ учитывается на внебалансовом счёте 90903. Дт 90903 Кт 99999. При оплате платёжного поручения в бух.учёте делается проводка: Дт 47418 Кт 30102.

Аналитический учёт по счёту 90902 ведётся по каждому клиенту банка с разбивкой по группам очерёдности платежей.

 

  1. Расчёты по инкассо. Виды расчётных документов, используемых при расчётах по инкассо. Расчёты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчётов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки. Расчёты по инкассо осуществляются на основании платёжных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика или без его распоряжения и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика.

Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдач исполнительного документа, его №, № дела, по которому принято решение.

Инкассовое поручение на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением исполнительного документа либо его дубликата.

Документы на инкассо рекомендуется принимать на исполнение на основании сопровождающего документа – реестра переданных на инкассо расчётных док-в.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование содержит требование получателя средств к плательщику об уплате определенной денежной суммы путем списания с банковского счета плательщика.

Платежные требования применяются при платежах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных договором между плательщиком и получателем средств.

При платежах платежными требованиями с акцептом плательщик вправе в письменной форме акцептовать платежное требование полностью или частично либо отказаться от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в договоре между плательщиком и получателем средств.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в  том числе для взыскания денежных  средств органами, выполняющими  контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным  документам;

3) в случаях, предусмотренных  сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права  на списание денежных средств  со счета плательщика без его  распоряжения

 

 

  1. Расчёты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке посредством инкассовых поручений. Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе, имеющем право выставлять инкассовое поручение на списание ден.ср-в в бесспорном порядке. Отсутствие условия о списании ден.ср-в в договоре банковского счёта, либо отсутствие сведений о кредиторе является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Информация о работе Виды банковских счетов