Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат

Описание работы

Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.

Файлы: 1 файл

Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

*по данным Банка России.

**по данным Сбербанка России с учетом зарезервированных процентов. На начало 2003г. без учета зарезервированных процентов.

***без учета вкладов нерезидентов и средств на счетах индивидуальных предпринимателей.

Данные  таблицы   11   свидетельствуют  о  том,  что  сбережения населения в виде банковских депозитов за последние несколько лет

выросли, хотя и незначительно, например, за период с 1998г. по 2003г. их общая величина в кредитных организациях возросла на 869875,2 млн. руб., при этом большая часть сбережений, как и в условиях плановой экономики, сосредоточена в Сбербанке - 698934,7 млн. руб., следовательно, на остальные кредитные институты приходится 347641,3 млн. руб., что вдвое меньше. По нашему мнению, эти денежные средства населения нельзя рассматривать как значительные для национальной экономики, поскольку она нуждается в больших размерах инвестиций. По оценкам специалистов, только в реальный сектор экономики России в ближайшие несколько лет необходимо привлечь 600-700 млрд. долл. прямых инвестиций [121;С.140]. Тем не менее, доверие к банковской системе России со стороны населения является положительной тенденцией, а приоритет Сбербанка в выборе финансового института говорит о сохранении доверия к государству, как стороне, обладающей контрольным пакетом данного кредитного института.

Проведя анализ населения, как стороны, потенциально способной к активному участию в инвестиционных процессах, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время эту группу нельзя рассматривать как активно инвестирующую по следующим причинам:

  • падение уровня жизни населения России;
  • рост неравенства в распределении доходов;
  • региональная асимметрия в распределении доходов.

По нашему мнению, активное участие населения в инвестиционных процессах станет возможным по мере преодоления определенной критической величины материального благополучия, а именно, ликвидации группы населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и значительное сокращение группы населения с доходами, незначительно превышающими этот показатель, что позволит достичь некоторого уровня насыщения. К сожалению, на наш взгляд, в настоящий момент в национальной экономике России этот количественный барьер чисто физического выживания не преодолен, поэтому население в качестве приоритетов рассматривает удовлетворение первоочередных потребностей (в пище, одежде, оплате коммунальных услуг), а не инвестирование.

Институциональная трансформация национальной экономики России в результате кардинального изменения конституционных правил расширила возможности участия населения в инвестиционных процессах: появление института частной собственности сделало возможным инвестирование средств населения в реальный сектор (реальные инвестиции), институты финансового рынка открыли возможности аккумулирования свободных денежных средств в виде банковских депозитов (сбережения), а также приобретения населением ценных бумаг (финансовые инвестиции). По нашему мнению, к институциональным факторам повышения инвестиционной активности населения следует, в первую очередь, отнести разработку комплекса государственных мер по совершенствованию системы экономических правил, а именно, дальнейшее формирование и развитие институтов адресной социальной помощи населению, особенно ее отдельным слоям: пенсионерам и малоимущим, совершенствование механизмов защиты денежных доходов населения от недобросовестных рыночных агентов в виде дальнейшего совершенствования законодательной базы, например, в области гарантирования денежных вкладов населения в банках.

Мы считаем, что проблема снижения инвестиционной активности населения, также непосредственно связана со снижением потенциала российского государства (если понимать потенциал как способность организовать коллективное действие), в результате чего произошел отказ государственных структур того или иного вида деятельности от выполнения привычных для населения функций (медицинское обслуживание, образование, предоставление жилья и прочее), что вызвало необходимость населения в расходовании дополнительных собственных средств на блага, предоставляемые ранее бесплатно, таким образом, "сжатие" государства привело к вычету из бюджета граждан. Поэтому, по нашему мнению, повышение потенциала российского государства в будущем будет способствовать активизации участия населения в инвестиционных процессах.

Следующим участником инвестиционных процессов являются банки и прочие финансовые институты (инвестиционные компании, фонды (чековые, паевые, пенсионные), страховые компании и пр.).

Совокупность конституционных и экономических правил плановой экономики не способствовала развитию финансовых институтов, поэтому как ранее было отмечено, в условиях плановой экономики банковская система бала представлена Сбербанком, в котором аккумулировались денежные доходы населения, предприятия и организации обслуживались в специализированных государственных банках.

Трансформация институциональной системы, обусловленная переходом к рыночной экономике, вызвала необходимость реформирования банковской системы России, начало которой пришлось на июль 1990г. согласно постановлению "О государственном банке РСФСР и банках на территории республик", позднее были приняты законы "О Центральном банке России" и "О банках и банковской деятельности на территории России", что позволило сформировать двухуровневую банковскую систему. Согласно Закону, формирование коммерческих банков прошло по четырем направлениям:

1) Преобразование филиалов и отделений бывших специализированных государственных банков (за исключением Сбербанка, который полностью сохранил филиальную сеть и превратился в монополиста на рынке банковских услуг, что практически не изменило его положения в новых институциональных условиях от работы в условиях плановой экономики: Сбербанк, по-прежнему, аккумулировал практически все сбережения граждан);

  1. Создание коммерческих банков по отраслевому принципу, когда министерства и ведомства контролировали деятельность предприятий отрасли через обслуживание их финансовых потоков. К примеру, так были образованы Агропромбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк из бывших Россельхозбанка, Жилсоцбанка и Промстройбанка.
  2. Создание банков организациями и предприятиями с помощью перелива в их уставный капитал собственных средств предприятий, для получения в последующем льготных кредитов.
  3. На рынке банковских услуг получили право работать иностранные и совместные банки с участием иностранного капитала, однако их роль оказалась незначительной.

Сформировавшаяся система экономических правил рыночного содержания способствовали значительному росту финансовых институтов в национальной экономике России, а их максимальное количество было достигнуто к 1996г. Причинами послужили высокая доходность операций с валютой и отрицательные реальные процентные ставки в период высокой инфляции. Таким образом, в национальной экономике сложилась достаточно развитая банковская система, представленная негосударственными банками, инвестиционными компаниями, чековыми инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, были сформированы необходимые институты финансовой системы: рынок корпоративных ценных бумаг, региональных и муниципальных облигаций, частная депозитарная и регистраторская системы, индустрия аудита и брокерских услуг. Для Центрального банка России это означало усложнение задачи по управлению такой системой финансовых институтов, обеспечение ее устойчивости, а для коммерческих банков возникла проблема с концентрацией банковского капитала, сокращение излишне большого числа мелких банков с небольшим собственным капиталом.

По нашему мнению, суммарная капитализация банковской системы России до финансового кризиса 1998г. не являлась достаточной для потребностей развития национальной экономики. Особенности конкуренции на банковском рынке предопределили характер тенденций концентрации банковского капитала в стране, а именно, главенствующую роль Центрального банка, ужесточение им требований по надежности и устойчивости банков, регулирование процессов слияния и поглощения кредитных институтов, включения в эти процессы неформальных банковских объединений с целью образования холдингов и установления межбанковских соглашений по взаимным гарантиям вкладов, что, по нашему мнению, в будущем, может благоприятным образом отразиться на предоставлении синдицированных кредитов реальному сектору экономики.

Однако, на наш взгляд, проблема взаимосвязи коммерческих банков и реального сектора, по-прежнему, актуальна. Проводившаяся в 19921994гг. политика выделения централизованных кредитов с целью поддержки производства на практике лишь оттягивала необходимость реструктуризации предприятий и самой банковской системы. Для коммерческих банков проведение такой политики обернулась потерей стимулов для кредитования реального сектора экономики и привлечения средств со стороны предприятий и населения.

Мы считаем, что к осени 1994г. в национальной экономике России произошли необходимые институциональные изменения для осуществления стабилизационной программы развития банковского сектора, а именно, была принята Конституция РФ, окончательно закрепившая   легитимность   рыночных   институтов,   была   определена независимость Центрального банка России от парламента (что определило его экономическую и политическую независимость и самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики в стране), сложилась финансовая инфраструктура для осуществления неэмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Тем не менее, по нашему мнению, в национальной экономике не было создано экономических условий для полноценной работы коммерческих банков, а именно, предоставления кредитов реальному сектору экономики, поэтому большинство инвестиционных проектов предприятий не имело удовлетворительного результата в банках по причине невозможности предоставления ликвидного залога за кредит. Экономические правила середины 90-х гг. побуждали коммерческие банки к инвестированию свободных денежных средств в иностранную валюту. Установление в 1995г. на валютном рынке наклонного коридора обменного курса и переход к режиму управляемого валютного курса в 1996г. позволили уменьшить спекуляцию на валютном рынке, но одновременно само государство вовлекло банковский сектор в рынок ГКО. Таким образом, по нашему мнению, государство не смогло создать необходимых экономических и институциональных условий для эффективной работы коммерческих банков, деятельность которых должна быть направлена на развитие национальной экономики, что предполагает активное участие в инвестиционных процессах в виде предоставления краткосрочных и долгосрочных кредитов предприятиям и активную работу с населением в форме привлечения сбережений.

Мы считаем, что финансовый кризис 1998г. оказал разрушительное воздействие на российскую банковскую систему, которая в полной мере не смогла восстановиться вплоть до настоящего времени. Тем не менее, на наш взгляд, следует отметить стабилизацию работы банковской системы, в значительной     мере     связанную     с     общей     макроэкономической

 

стабилизацией экономики таблицы 12 [82;С.560]. 

страны,    что    подтверждается    данными

Данные таблицы 12 свидетельствуют о сокращении кредитных организаций после августовского кризиса 1998г. на 727 кредитных институтов, при этом число банков, имеющих право на осуществление банковских операций (действующих) уменьшилось на 368, число филиалов действующих кредитных организаций сократилось практически вдвое, а именно на 3027, из них Сбербанка России на 766 филиалов. Данная ситуация представляется нам закономерной, поскольку финансовый кризис не только подорвал доверие клиентов (физических и юридических лиц) к банковской системе, парализовал обслуживание предприятий и организаций, но и в значительной мере лишил население имеющихся сбережений. Существенное сокращение финансовых потоков вызвало объективную необходимость сокращения филиальной сети устоявших в период кризиса банков и прекращение работы в результате отзыва лицензий у банков, не сумевших справиться с кризисной ситуацией, с другой стороны, новые институциональные условия не требовали излишнего     количества     кредитных     институтов     (до     кризиса ориентированные преимущественно на работу с иностранной валютой и ценными бумагами).

Из данных таблицы 12 мы видим значительное уменьшение банков, работающих с вкладами населения (они сократились к 2003г. на 387), что для национальной экономики означает сокращение инвестиций в виде сбережений (банковских депозитов), на 64 сократилось количество банков, работающих с драгоценными металлами, что означает сокращение реальных инвестиций.

Положительным фактором, по нашему мнению, следует считать появление и наблюдающийся рост на рынке банковских услуг банков со 100%-ным иностранным участием (с 1999г. по 2003г. их присутствие увеличилось на 8 банков), что служит подтверждением стабилизации национальной экономики и рынка банковских услуг, в частности.

Статистические данные свидетельствуют о стабилизации и росте финансовых инвестиций в национальной экономике России, о чем свидетельствуют данные таблицы 13 [82;С.561].

Таблица 13

Структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги 
 (на начало года; млн. руб.) 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Вложения в долговые обязательства - всего

180266

196283

227690

329784

366731

502571

Из них в:

Государственные долговые обязательства

165089

179702

213705

310646

338388

412767

Долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти

6080

4252

3782

2742

8427

22017

Долговые обязательства, выпущенные кредитными организациями-резидентами

1271

2209

228

389

1119

4363

Долговые обязательства, выпущенные нерезидентами

4651

9630

9724

14728

6489

22073

Вложения в акции - всего

6603

7593

25348

26770

32763

51344

Из них в:

Акции кредитных организаций-резидентов

1503

794

807

816

989

876

Акции нерезидентов

539

492

459

690

96

104

Учтенные векселя с номиналом в рублях и в иностранной валюте

41156

61595

65823

109255

147343

208546

Из них:

Векселя органов федеральной власти и авалированные ими

700

929

709

517

458

86

Векселя органов власти субъектов РФ, местных органов власти и авалированные ими

344

337

165

229

41

4

Векселя банков

4721

2139

3024

6607

9041

42228

Векселя нерезидентов

3771

16293

10777

11725

16888

10898


 

Приведенные в таблице 13 данные говорят о росте вложений в долговые обязательства с 1998г. по 2003г. на  322305 млн. руб., из них

государственные долговые обязательства увеличились на 247678 млн. руб., долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти увеличились на 15937 млн. руб., долговые обязательства, выпущенные кредитными организациями-резидентами увеличились почти втрое, а именно, на 3092 млн. руб., вложения в акции выросли на 44741 млн. руб., т. е. более чем в пять раз, увеличилась работа банков с векселями (на 37507 млн. руб.), но значительно уменьшилась работа с векселями органов федеральной власти и власти субъектов РФ (соответственно в 8,1 и 86 раз). Отмечается рост реальных инвестиций (таблица14) [82;С.554].

 

 

Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам*

Из таблицы 14 очевидно, что общее количество предоставленных кредитов в национальной экономике с 1997г. по 2002г. увеличилось на 1752837 млн. руб., причем увеличение кредитов отмечается как в рублях, так и в иностранной валюте (соответственно на 1120641 млн. руб. и на 632196 млн. руб.). Лидерами в получении кредитов являются предприятия (общий рост предоставленных кредитов составил с 1997г. по 2002г. 1405737 млн. руб.), увеличение кредитов населению за тот же период составило 12402 млн. руб., а увеличение кредитов банкам - 175486 млн. руб., данная тенденция одинаково характерна как для рублевых, так и валютных кредитов.

Таким образом, по нашему мнению, рост реальных инвестиций в России, с одной стороны, говорит о достижении определенного уровня экономической и политической стабилизации, чему способствовала сложившаяся система конституционных и экономических правил, а с другой стороны, свидетельствует о достижении необходимого уровня развития банковской системы в стране (совокупность экономических правил регулирования банковской системы), способствующей цивилизованной работе кредитных институтов, направленной на интересы развития национальной экономики. Цивилизованная работа банковской системы, на наш взгляд, предполагает равномерную работу кредитных институтов на всех видах финансовых рынков: работу с корпоративными и государственными ценными бумагами, векселями, иностранной валютой, предоставление кредитов физическим и юридическим лицам, привлечение средств на банковские депозиты и прочее. Наблюдавшиеся в середине 90-х годов перекосы в работе коммерческих банков (ориентация на работу с ценными бумагами и иностранной валютой), говорили о несовершенстве системы конституционных и экономических правил в национальной экономике, их трансформацию, порождающую неопределенность на рынке банковских   услуг.   Общая   стабилизация   институциональной   среды, наблюдающаяся в последние годы, позволила институтам банковской системы стать активными участниками инвестиционных процессов, а дальнейшее совершенствование государством системы экономических правил регулирования банковской системы, (например, введение института частных конкурсных управляющих в банках при банкротстве, предложение о создании бюро кредитных историй и пр.) упрочит это положение.

Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы