Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат
Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.
Проведенный анализ основных субъектов инвестиционных процессов, а именно, государства, населения, действующих предприятий, банков и прочих финансовых институтов, иностранных инвесторов показал, что их инвестиционная активность в России снижена по причине продолжающейся трансформации институциональной среды.
Мы также пришли к выводу, что государство, безусловно, является особым и важнейшим участником инвестиционных процессов, поскольку выполняет две главные функции в национальной экономике: арбитра, задающего и контролирующего "правила игры" и игрока, непосредственно участвующего в инвестиционных процессах. Государство прямо и косвенно влияет на инвестиционную активность прочих участников инвестиционных процессов, формируя инвестиционную среду, а именно осуществляя государственную социальную политику, направленную на повышение уровня жизни населения, делая эту категорию граждан полноценными участниками процессов инвестирования, осуществляя общую макроэкономическую стабилизацию, повышающую деловую активность действующих предприятий и финансовых институтов, в частности, банков, меняя институциональную инвестиционную среду с целью повышения притока иностранных инвестиций в национальную экономику.
Для более детального анализа государственных возможностей, на наш взгляд, необходимо проанализировать влияние государства на конституционные и экономические правила, которые представляют собой институты, составляющие институциональную инвестиционную среду и непосредственно воздействующие на инвестиционные процессы в национальной экономике.
2.2 Конституционные и экономические правила как институты влияния государства на инвестиционные процессы.
Анализ основных субъектов инвестиционных процессов показал, что государство является особым их участником, так как выступает в национальной экономике стороной, как непосредственно участвующей в инвестиционных процессах, так и устанавливающей "правила игры", представляющие собой конституционные и экономические правила или формальные институты, вводимые государством.
Во власти государства не только вводить, но и устранять формальные конституционные правила, к которым относятся: политический строй, тип экономики, общие направления внутренней экономической и социальной политики, иерархия органов государственной власти и др., оказывающие непосредственное влияние на все виды экономической деятельности в стране, в том числе и инвестиционные процессы, и определяющие ее социально-экономическое развитие.
Помимо базисных правил, имеющих общее влияние на национальную экономику, государство устанавливает экономические правила или узконаправленные институты, прямо и косвенно регулирующие инвестиционные процессы.
К таким правилам относятся федеральные законы, постановления, положения, распоряжения и т. д. различных государственных органов, которые условно, на наш взгляд, можно разделить на четыре группы:
1. Базовые законы, непосредственно регулирующие процессы инвестирования, закладывающие основные их принципы и вводящие основные понятия, касающиеся инвестиционных процессов (например, Федеральный Закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от
25.02.1999г., Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999г. и др.
4. Законы, касающиеся условий осуществления
инвестиций, т.е.
законы, устанавливающие налоговый режим,
определяющие
организационно-правовую форму предприятий-получателей
инвестиций,
легитимирующие инструменты привлечения
и гарантирования
инвестиций, например, Федеральный Закон
"Об ипотеке (Залоге
недвижимости)" от 16.07.1998г., Федеральный
Закон "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
Закон "Об ипотеке" (Залоге
недвижимости)" от 05.02.2004г. и др.
Экономический анализ влияния государства на инвестиционные процессы с помощью конституционных и экономических правил, связан с радикальной трансформацией большинства институтов в России и относящихся к изменению политической системы страны (переход от социалистического общества к капиталистическому), типа экономики (от плановой к рыночной) и, следовательно, изменениям в иерархии органов государственной власти, изменении приоритетов внутренней и внешней политики государства (ориентация на равноправное экономическое сотрудничество с ведущими развитыми странами мира, открытость российской экономики для иностранных инвестиций и прочее).
Радикальная трансформация конституционных правил вызвала необходимость формирования новых экономических правил, более узких по своей сути и находящихся в согласии с конституционными, определила их рыночное содержание, например, принятие законов о праве на частную собственность, о конкуренции, банкротстве и прочее.
Изменение формальных правил привело к трансформации неформальных правил, которые не всегда способны к быстрому соответствию с формальными из-за разной скорости изменения по причине различной природы формирования, поэтому их рождение осуществляется медленно, эволюционно, например, уважение к частной собственности.
Эти институциональные изменения в конституционных и экономических правилах нашей страны нашли отражение во влиянии государства на инвестиционные процессы по их основным субъектам.
По нашему мнению, институциональная среда плановой экономики, создавала определенные преимущества государства в участии в инвестиционных процессах по сравнению с остальными инвесторами (населением, действующими предприятиями, банками и прочими финансовыми институтами, иностранными инвесторами). Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в плановой экономике основные народнохозяйственные показатели устанавливались централизованно, то есть самим государством, в лице специальных государственных органов
(Госплан, Госснаб и прочее) и государство в полной мере распоряжалось всеми бюджетными поступлениями.
По нашему мнению, можно выделить следующие основные принципы работы плановой экономики, а именно:
- государственная (общенародная) собственность на средства производства и кооперативно-колхозная форма собственности, реальный контроль над которой был у государства;
- отсутствие рыночной конкуренции, которая заменялась государственным регулированием цен, определяемых по затратному методу;
- товарно-денежные отношения играли второстепенную роль., а деньги выполняли лишь учетную функцию и выданные в виде заработной платы оказывали влияние на движение тех материальных ресурсов (рабочей силы), которые не являлись прямым объектом натурального распределения;
- государственное регулирование цен и невозможность установления равновесных цен на рынке (впоследствии приведшая к товарному дефициту и, следовательно, структурным диспропорциям).
Положительной стороной плановой экономики, на наш взгляд, являлась возможность государства аккумулировать в одних руках значительные финансовые ресурсы страны (государство могло использовать механизм принуждения для перераспределения прибыли рентабельных отраслей и производств в нерентабельные или заставлять население инвестировать свои доходы (зарплату) в государственные ценные бумаги), распределяемые в дальнейшем в масштабах всей экономики, что создавало возможность для инвестирования отдельного региона или отрасли, открывало возможности для осуществления крупных инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами государственной экономической политики, осуществлять стратегическое планирование инвестиционных процессов в масштабах всей страны и экономить трансакционные издержки за счет централизованного решения вопросов участия государства в инвестиционных процессах.
По нашему мнению, именно централизованным перераспределением государственных ресурсов можно объяснить диспропорции развития плановой экономики: предпочтение отдавалось оборонной отрасли, тяжелой промышленности, космической отрасли, ядерной энергетике, а легкая промышленность и третичный сектор финансировались по остаточному принципу.
Следует отметить, что в приоритетных отраслях были достигнуты одни из самых высоких в мире показатели, что, безусловно, является положительной стороной.
До 80% основных фондов, используемых современными предприятиями, в том числе и акционированными, были созданы в плановой экономике, что подтверждается данными таблицы 1[82;С.302].
Таблица 1
Основные фонды
Годы |
Млн. руб. (до 1998г. млрд. руб.) |
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | ||||
| Всего по отраслям экономики |
Из них отрасли |
Всего по отраслям экономики |
Из них отрасли | ||
| Производящие товары |
Оказывающие рыночные и нерыночные услуги |
Производящие товары |
Оказывающие рыночные и нерыночные услуги | ||
1960 |
192 |
77 |
115 |
109,1 |
110,2 |
108,3 |
1970 |
421 |
188 |
233 |
107,4 |
108,3 |
106,7 |
1975 |
707 |
320 |
387 |
107,9 |
109,4 |
106,7 |
1980 |
998 |
474 |
524 |
106,7 |
107,2 |
106,2 |
1985 |
1375 |
674 |
701 |
106,0 |
106,2 |
105,7 |
1990 |
1834 |
898 |
936 |
104,9 |
105,1 |
104,7 |
1991 |
1927 |
948 |
979 |
104,1 |
104,4 |
103,7 |
1992* |
2061 |
1025 |
1036 |
103,4 |
103,8 |
103,0 |
1993 |
43215 |
27170 |
16045 |
101,9 |
101,8 |
102,0 |
1994 |
1189561 |
756993 |
432568 |
100,5 |
100,1 |
101,0 |
1995 |
5182040 |
2605819 |
2576221 |
99,8 |
99,0 |
101,6 |
1996 |
13072378 |
7148383 |
5923995 |
100,1 |
99,1 |
100,9 |
1997 |
13286272 |
6607803 |
6678469 |
99,9 |
99,2 |
100,6 |
1998 |
14125670 |
6491161 |
7634509 |
99,6 |
98,6 |
100,4 |
1999 |
14246427 |
6099222 |
8147205 |
99,6 |
98,6 |
100,6 |
2000 |
16605251 |
5603411 |
11001840 |
100,1 |
99,3 |
100,9 |
2001 |
20241428 |
6233638 |
14007790 |
100,4 |
99,6 |
101,1 |
2002 |
24312831 |
8196183 |
16116648 |
100,6 |
99,9 |
101,3 |
2003 |
25764363 |
8699112 |
17065251 |
100,7 |
99,7 |
101,5 |
*Без учета переоценки в цены на 1.07.1992 г.
Из данных таблицы следует, что стоимость основных фондов в условиях плановой экономики неуклонно возрастала (с 1960 по 1991 гг.), как в отраслях производящих товары, так и в оказывающих рыночные и нерыночные услуги и выросла со 192 млрд. руб. в 1960г. до 1927 млрд. руб. в 1991г., при этом динамика изменения процента к предыдущему году (в сопоставимых ценах), на наш взгляд, не выглядит существенной и имеет некоторую тенденцию к сокращению. Кардинальные изменения в основных фондах стали наблюдаться в момент институциональной трансформации российской экономики в 1991 году и перехода к рынку, а именно, несмотря на увеличение стоимости основных фондов с 1927 млрд. руб. в 1991 г. до 13286272 млрд. руб. в 1997г. их процентное соотношение понизилось со 104,1% в 1991г. до 99,9 % в 1997г., что говорит не о количественном увеличении основных фондов, а о росте их стоимости за счет инфляции. Эта тенденция прослеживается вплоть до 1999г., а с 2000г. наблюдается перелом и некоторая стабилизация: стоимость основных фондов в 2000г. составила 16605251 млн. руб., а в 2003г. уже 25764363 млн. руб., причем процентное соотношение за указанный период изменилось в сторону увеличения со 100,1% в 2000г. до 100,7% в 2003г., что, безусловно, является положительной тенденцией. Тем не менее, по нашему мнению, очевидно, что наибольший удельный вес ввода основных фондов приходится на период плановой, а не рыночной экономики, а положительные изменения в динамике основных фондов относятся к периоду принципиальной трансформации институциональной среды российской экономики, то есть 2000г., являющемуся точкой отсчета стабилизации национальной экономики России.
Отрицательной стороной плановой экономики, на наш взгляд, была проблема крайне высоких издержек определения направления наиболее перспективного инвестирования, что, по нашему мнению, можно объяснить рядом причин:
- большая территория страны, создававшая трудности экономического управления ресурсами, в частности разработке инвестиционных программ, что приводило к имевшим место просчетам;
- решения об инвестиционных программах принимали не люди на местах, хорошо знавшие ситуацию, а в министерствах, централизованно, что становилось причиной отрыва от реальной экономической ситуации;
- наблюдалось повсеместное неэффективное управление собственностью, вызванное фактическим отсутствием верховного собственника или субъекта-носителя конечного контроля и права на остаточный доход, что вызывало отсутствие личной заинтересованности в работе.
В этих условиях риск принятия неверного инвестиционного решения был крайне велик, а цена ошибки - существенной, так как оказывала влияние на экономику страны в целом. Имевшие место просчеты покрывались из государственного бюджета, что снижало стимулы к реформированию институциональной среды.
Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы