Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат

Описание работы

Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.

Файлы: 1 файл

Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Следует отметить, что подобные экономические шаги со стороны российского правительства в настоящее время уже делаются, а именно, согласно новой пенсионной реформе, работающие пенсионеры не будут лишаться пенсии, как было ранее, а смогут получать полную пенсию и прибавку, которая в 2004 году составит 90-100 рублей в месяц и будет повышаться в последующие годы, что, по нашему мнению, сможет сделать эту категорию населения более активными субъектами инвестиционных процессов. Также правительство не намерено повышать величину подоходного налога с граждан, который в настоящее время составляет 13% и, что, по нашему мнению, также будет способствовать их инвестиционной активности. То есть, на наш взгляд, активная роль государства в экономике, делающая приоритетной задачу повышения благосостояния своих граждан, позволит создать условия для инвестиционной активности населения России.

Следующим субъектом инвестиционных процессов являются действующие предприятия. Их источниками инвестиций могут быть как собственные средств (прибыль, амортизация), так и кредиты или заемные средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг (акции, облигации, векселя).

Если показатели прибыли не очень высоки, а использовать ускоренный метод начисления амортизации могут не все предприятия (по закону льготы предоставляются малым предприятиям и определенной узкой группе юридических лиц, перечень которых также устанавливается в законодательном порядке), то в этом случае следует прибегнуть к привлечению заемных средств.

Нам представляется, что одной из главных проблем в положительном решении этого вопроса в настоящее время является неспособность большинства действующих предприятий предоставить банкам ликвидный залог за предоставляемый кредит, а значит и невозможность его получения. Ликвидным залогом для коммерческих банков могут служить ценные бумаги (как самого предприятия, так и других юридических лиц) и ключевое оборудование. Однако, на практике, по нашему мнению, коммерческие банки крайне редко предоставляют кредиты под ключевое оборудование, что связано с трудностями его реализации в случае не возврата кредита, поэтому в подавляющем большинстве случаев, ликвидным обеспечением кредитов выступают ценные бумаги, которые банк легко сможет реализовать на фондовом рынке.

На наш взгляд, действующие предприятия в настоящее время не являются активными участниками инвестиционных процессов. Главной причиной, по нашему мнению, является общая нестабильность российской экономики, что является следствием формирования качественно новой институциональной среды в России, предполагающей новые "правила игры", то есть постепенное введение правил, отвечающих требованиям развитой рыночной экономики. Поэтому, период трансформации институциональной среды, сопровождающийся постоянной заменой правил на более эффективные, неизбежно влечет к сдерживанию инвестиционной активности у предприятий, так как напрямую влияет на их коммерческую деятельность (например, меняются ставки процентов по кредитам, вводятся дополнительные лицензии на определенные виды деятельности, устанавливаются новые налоги, которые будет обязано уплачивать предприятия и прочее, что влияет на показатели рентабельности и, в том числе, входит в стоимость кредитов, взятых у коммерческих банков, делая их более дорогими). В подобных условиях большинство предприятий либо предпочитают не рисковать, либо не обладают финансовыми ресурсами для инвестиций в обновление оборудования, расширение производства, участия в совместных с другими предприятиями инвестиционных проектах. Это, по нашему мнению, можно объяснить боязнью выхода за оптимальные показатели рентабельности и не получения ожидаемой прибыли.

На наш взгляд, активными участниками инвестиционных процессов в сложившихся в настоящий момент экономических условиях являются предприятия отдельных отраслей и областей деятельности, что также можно объяснить объективно благоприятной рыночной конъюнктурой, вызванной исключительно институциональными изменениями в России, чем хорошим менеджментом и грамотной экономической политикой руководителей таких предприятий. В качестве примера можно назвать строительство, как жилищное, так и строительство автодорог, развитие пищевой промышленности и ряда других.

По нашему мнению, решением проблемы активизации инвестиционной деятельности предприятий может стать проводимая в стране административная реформа, направленная на повышение эффективности государственных структур через устранение излишних административных барьеров. Для выполнения этой задачи государственные чиновники на местах, от имени государства, проводят государственную экономическую политику, то есть регулируют и контролируют правила экономической деятельности всех субъектов инвестиционных процессов. Таким образом, повышение инвестиционной активности   предприятий,   во   многом   зависит   от   возможностей   и способностей государства создавать "правила игры" в экономике, активизирующие инвестиционную активность.

На наш взгляд, отдельного рассмотрения заслуживает участие в инвестиционных процессах предприятий малого бизнеса. Здесь огромную роль играет выработка правильной экономической политики со стороны государства в отношении малых предприятий, а именно предоставление льготных кредитов, льгот по уплате налогов или освобождение от ряда налоговых платежей, государственные заказы малым предприятиям, которые могли бы стать одним из факторов роста экономики. Для этого малые предприятия обладают множеством преимуществ, а именно: необходимостью небольших объемов первоначальных вложений, относительно низкими экономическими барьерами входа на рынок во многих отраслях, гибкостью и маневренностью, присущей малому бизнесу потенциально способны привести к тому, что бы многие привлекательные, востребованные рынком, но незаполненные ниши были бы заняты малыми предприятиями, и что позволило бы частично преодолеть структурные диспропорции без каких-либо дополнительных мер институционального характера со стороны государства. По нашему мнению, в России, в настоящее время, для позитивного развития малого предпринимательства необходима продуманная налоговая политика, а также комплекс мер по устранению излишних административных барьеров в экономике. Мы считаем, что данные проблемы решаются (внесены изменения в налоговый кодекс, принят таможенный кодекс и др.), а проводимая административная реформа позволит государству создать все условия для активного участия предприятий малого бизнеса в инвестиционных процессах.

Следующим субъектом инвестиционных процессов являются финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные  компании, чековые  инвестиционные  фонды,  паевые инвестиционные фонды), но главным среди них субъектом, на наш взгляд, выступают коммерческие банки.

Выделение коммерческих банков среди прочих финансовых институтов связано, по нашему мнению, с большей величиной собственных средств (капитала), а также с возможностями банков оказывать ряд финансовых услуг, которые предоставляются прочими финансовыми институтами, например, выгодное для клиентов размещение денежных средств на определенное время, их целевое размещение и прочее. К тому же, коммерческие банки, в силу большего перечня предоставления клиентам услуг, аккумулируют более значительные денежные средства по сравнению с прочими финансовыми институтами. Принципиальным отличием деятельности коммерческих банков от остальных финансовых институтов является их способность аккумулировать сбережения юридических и физических лиц, тогда как прочие финансовые институты специализируются на финансовых инвестициях своих клиентов (продажа и покупка ценных бумаг от имени и по поручению клиентов).

Как отмечалось, клиентами финансовых институтов могут быть как физические, так и юридические лица. Одним из условий регистрации юридического лица является открытие расчетного счета в коммерческом банке, через который в дальнейшем будут осуществляться финансовые потоки, производиться расчеты с прочими юридическими лицами, выплачиваться заработная плата сотрудникам и так далее. Банки здесь выступают как стороной предоставляющей финансовые услуги, так и стороной, осуществляющей надлежащий контроль за всеми перемещениями денежных средств своих клиентов и не допускающими их незаконного осуществления.

Контролером деятельности коммерческих банков во всех странах выступает главный банк страны, выражающий интересы государства на финансовом рынке, в России - это Центральный банк РФ. В его обязанности входит недопущение нарушений и финансовых злоупотреблений в деятельности коммерческих банков и прочих финансовых институтов. Центральный банк также регулирует деятельность коммерческих банков при помощи инструкций, в частности Инструкции № 1 ЦБ РФ, содержащей перечень всех банковских нормативов, которым должен удовлетворять каждый коммерческий банк. Если финансовое состояние банка не отвечает требованиям ЦБ РФ, то у него отзывается лицензия и он обязан закрыться.

В странах с развитой рыночной экономикой наибольший удельный вес денежных средств в банковской системе приходится на работу с физическими лицами, которые хранят в банках накопленные на депозитах денежные средства, представляющие собой инвестиции, называемые сбережениями. В России, в отличие от большинства стран с рыночной экономикой, удельный вес сбережений населения, хранящихся в банках не очень высок. На наш взгляд, это можно объяснить рядом причин, а именно, низкий уровень жизни населения, не позволяющий делать сбережений, отсутствие доверия к банковской системе, низкие процентные ставки по вкладам, едва покрывающие показатели инфляции. Таким образом, сбережения населения в коммерческих банках не отвечают на сегодняшний день требованиям развития экономики России и не позволяют банкам быть полноценными участниками инвестиционных процессов, поскольку в своей коммерческой деятельности банки используют привлеченные средства своих клиентов.

Что касается прочих финансовых институтов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных компаний, чековых инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов), то, по нашему мнению, там наблюдается аналогичная ситуация, имеющая в своей основе низкий  уровень  жизни  в  России  и  низкие  доходы  населения,  не позволяющие инвестировать свободные денежные средства в ценные бумаги, быть активным участником страхового рынка, делать сбережения на случай наступления пенсионного возраста и прочее, что на наш взгляд, также приводит к выводу о том, что остальные институты, входящие в банковскую систему, также не могут считаться активными участниками инвестиционных процессов в России.

Мы считаем, что активное вовлечение банковской системы в инвестиционные процессы станет возможным по мере решения государством ключевых социальных вопросов, а именно проведение целенаправленной и планомерной государственной политики по повышению благосостояния своих граждан. Следует отметить активную работу государства в этом вопросе, например, его участие в пенсионной реформе, понимание большинства социальных вопросов и выделение на них дополнительных средств из федерального бюджета, в частности, постоянное, постепенное увеличение социальных выплат всем категориям граждан.

Необходимо, на наш взгляд, отметить и объективную сторону сложившегося положения в банковской системе страны, а именно, радикальная трансформация институциональной среды в России, вызвавшая как появление новых финансовых институтов, отсутствовавших в социалистической экономике (коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных компаний, чековых инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов), так и породившая экономические трудности (низкий уровень сбережений населения, в силу обнищания подавляющей его массы, расслоение общества на очень богатых, имеющих огромные сбережения и осуществляющих финансовые инвестиции и на очень бедных, не имеющих сбережений и никак не участвующих в инвестиционных процессах). Отсюда, нам представляется, следует вывод о том, что стабилизация институциональной среды, вызванная прохождением определенного временного периода, позволившего выжить или трансформироваться эффективным институтам и быть ликвидированными неэффективным в скором времени позволит сформироваться таким институциональным условиям, которые позволят банковской системе стать активным участником инвестиционных процессов.

Еще раз следует отметить важнейшую роль государства в активизации инвестиционных процессов в банковской системе, как стороны обладающей возможностью вводить и устранять формальные институты, косвенно влиять на неформальные институты, а также разрабатывать и осуществлять стратегическое развитие страны, направленное на приток инвестиций в банковский сектор экономики.

Следующим субъектом инвестиционных процессов являются иностранные инвесторы. В условиях недостаточности внутренних инвестиционных ресурсов в России, их денежные средства способны стать источником повышения инвестиционной активности в стране.

На наличие иностранных инвестиций в экономике любого государства оказывают влияние различные факторы: политические, экономические, социальные, институциональные и прочие. Главными, по нашему мнению, являются институциональные факторы, а именно, стабильность законодательной базы, частота ее изменения, контроль государства за исполнением законов, уважение к частной собственности и ее защита, формирующие благоприятный инвестиционный климат в стране. Мы считаем, что российская институциональная среда в настоящее время в полной степени не отвечает требованиям иностранных инвесторов. Главная причина, на наш взгляд, заключается в ее формировании, что вызывает частую смену законодательной базы, то есть изменение формальных институтов, а также трансформацию неформальных институтов,   влияющих   на   инвестиционную   активность,   например, соблюдение деловой репутации, уважение к чужой собственности и прочее. Мы считаем, что по мере стабилизации институциональной среды в России деловая активность иностранных инвесторов будет увеличиваться.

К особенностям участия иностранных инвесторов в инвестиционных процессах в России, на наш взгляд, следует отнести приоритеты их инвестирования, а именно, вложения капитала в высокорентабельные сектора экономики (газовая, нефтяная отрасли, строительство и ряд других), то есть инвестирование средств с гарантией получения определенной нормы прибыли и с минимальным риском для инвестора. Вложения в отрасли, которые по-настоящему нуждаются в притоке иностранных инвестиций, например, автомобилестроение, легкая промышленность, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и ряд других, по нашему мнению, весьма незначительны или отсутствуют по причине необходимости большого первоначального инвестирования средств, что дало бы возможность развиться и обеспечило прибыль в будущем, что однако, не способно заинтересовать иностранных инвесторов, предпочитающих вкладывать деньги на короткий срок и с гарантией, желательно со стороны государства.

Участие иностранных инвесторов в экономическом развитии России, по нашему мнению, положительно отражается на динамике экономического роста в стране. На наш взгляд, следует предположить, что дальнейшее совершенствование политических, экономических, социальных, институциональных и прочих факторов, а также государственной политики, направленной на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, будет способствовать повышению инвестиционной активности иностранных инвесторов.

Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы