Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат

Описание работы

Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.

Файлы: 1 файл

Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Базовой единицей анализа в трансакционном подходе является трансакция. Научная концепция А. Е. Шаститко, которую мы используем в исследовании, определяет трансакцию как "деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых обязательств (или выданных обещаний)"[118;С.137], поэтому издержки, сопровождающиеся трансакциями и есть трансакционные издержки.

По мнению О. Уильямсона, которое мы разделяем, причина существования трансакционных издержек в экономике заключается в наличии неопределенности и ограниченной рациональности экономических агентов [95;С.23-24]. Ограниченная рациональность экономических агентов связана с наличием асимметричности информации о рынке и, следовательно, оппортунистическим поведением всех участников рынка, включая государство. Таким образом, институциональный анализ принципиально отличается от традиционного экономического анализа относительно издержек в экономике.

Традиционный экономический анализ, по нашему мнению, исходит из состава издержек, в экономике, обладающих физическими свойствами (вес, масса и др.), их классифицируют как трансформационные издержки. Трансформационные издержки - это издержки производства, связанные с

 

Классификация экономических издержек



 



превращением затрат в готовую продукцию. Издержки трансакционные связаны с осуществлением трансакций, экономическим взаимодействием, охватывающим как материальные, так и контрактные аспекты обмена товарами, различными видами деятельности, юридическими обязательствами. Трансакционные издержки прямому измерению не поддаются, но большая их часть, получающая стоимостную оценку на рынке, представляется как трансакционные услуги. В настоящее время, как отмечает ряд исследователей, и в частности Е. В. Красникова [37;С.85], в экономической науке нет четких критериев измерения услуг, поэтому их исчисление условно, по различным методикам, соответствующим методологии ООН. В связи с этим, проблемы оценки услуг, не принимающих товарно-денежной формы, деятельности банков, страховых организаций, а также услуг, предоставленных по ценам, не возмещающим издержки, решаются по-разному в различных системах национальных счетов. Более наглядно классификация экономических издержек показана на схеме 3.

 

Чтобы минимизировать трансформационные издержки необходимо поменять технологию на более передовую. Для минимизации трансакционных издержек требуется выбор оптимальной организационной формы управления. Необходимо отметить, что трансакционные и трансформационные издержки взаимосвязаны, поэтому, на наш взгляд, национальная экономика должна стремиться к минимизации обеих издержек.

По нашему мнению, трансакционные издержки составляют широкий круг различных рыночных взаимодействий. Эту категорию можно применять как к чисто рыночным институтам, так и к административному регулированию экономики страны государством.

Трансакционные издержки могут проявляться в различных формах. Они опосредуются координирующими структурами (рынками, иерархиями и их смешанными формами) и внешне предстают как издержки функционирования этих структур.

Аналогично издержкам производства, трансакционные издержки могут принимать явную или неявную форму. Так, трансакционные издержки могут формироваться на стадии подготовки процесса обмена, а могут осуществляться непосредственно в ходе этого процесса. Затраты, осуществленные до процесса обмена, будут издержками планирования трансакции, а осуществленные после этого процесса - издержками управления трансакцией.

Р. И. Капелюшников выделяет в трансакционных издержках ряд элементов: издержки поиска информации; издержки измерения информации; издержки заключения контрактов; издержки спецификации и защиты прав собственности; издержки адаптации [35;С.29-31]. Более наглядно классификация трансакционных издержек показана на схеме 4.

 

 

Классификация трансакционных издержек

 

Издержки поиска информации включают затраты времени и средств на поиск информации, необходимой для заключения контрактов, например, потери от выбора неоптимального варианта взаимодействий из-за асимметричности информации.

Издержки измерения информации включают технические затраты на систематизацию, обработку и анализ полученных результатов. Сюда также относятся потери от искажения информации и возможных ошибок в процессе ее обработки.

Издержки заключения контрактов связаны с поиском партнеров, ведением переговоров, заключением соглашений и разработкой комплекса мер по гарантированию их исполнения.

Издержки спецификации и защиты прав собственности связаны с определением прав, их защитой, а также восстановлением в случае нарушения, поэтому они определяются расходами на судебные и государственные органы, обслуживающие законодательный процесс.

Издержки адаптации возникают в процессе реализации достигнутых соглашений и связаны с нарушением сторонами этих соглашений. Также издержки адаптации могут возникать по причине изменения экономической ситуации, не предусмотренной соглашением и

 

 

 

 

оборачиваются отклонением получаемого экономического результата по соглашению от оптимального.

Почему в настоящее время экономисты уделяют так много внимания проблеме трансакционных издержек? По нашему мнению, это связано с тем, что в исторической перспективе уровень трансакционных издержек в национальных экономиках увеличивается о чем, в частности, свидетельствуют исследования Д. Норта и Дж. Уоллиса, сделавших расчет доли трансакционных издержек в ВНП США и согласно которым за период с 1870 по 1970 годы эта доля увеличилась с 26% до 55% [35;С.34]. На рост трансакционных издержек оказывает влияние целый ряд факторов: несовпадение интересов взаимодействующих друг с другом экономических агентов, неопределенность, существующая в экономике, ограниченная рациональность рыночных субъектов, оппортунистическое поведение участников сделок и многое другое. Одним из наиболее значимых и менее изученных факторов является существующий в обществе набор институтов, а именно, их трансформация, ведущая к ликвидации старых и установлению новых формальных и неформальных правил, которые определяют институциональную систему общества. В связи с этим, "трансакционные издержки можно рассматривать как ценность ресурсов, направленных на создание и использование институтов" [130].

По нашему мнению, эффективность институциональных изменений в реформируемом обществе, и в России в частности, во многом определяется тем, насколько новые институты способны уменьшить трансакционные издержки.

Поэтому, на наш взгляд, важнейшим фактором, определяющим тенденции оптимизации институтов в длительном периоде, является показатель снижения трансакционных издержек. На его величину оказывают влияние следующие, по нашему мнению, важнейшие факторы: специфичность трансакционных активов, оппортунистическое поведение рыночных агентов, сложность экономической среды, частота контактов, уровень и порядок отчуждения прав собственности.

Трансакционные активы образуются в результате трансакций и в большинстве случаев носят нематериальный характер. Их особенностью является то, что они могут полностью не утрачивать своей ценности в рамках одной операции. Типичным примером может являться использование эффекта репутации.

Обычно, стороны, участвующие в рыночном взаимодействии, обладают трансакционными активами, различающимися по уровню специализации и вариантам их использования. По этому критерию все ресурсы можно классифицировать следующим образом:

1. Общие, ценность которых не зависит от того, в какой конкретно 
трансакции они принимают участие. Перемещение их из одной 
альтернативной сферы контактов в другую не влечет утраты ими их 
свойств и производственного потенциала.

2. Специфические, допускающие ограниченное альтернативное 
использование. Использование таких активов приносит наибольшую 
отдачу только в той области, для которой они изначально 
предназначались. Другие варианты использования вызывают потери их 
потенциала и снижение ценности.

3. Совершенно специфические, созданные лишь для одного варианта 
применения. В случае прекращения обмена, базирующегося на 
применении этого типа ресурсов, они полностью теряют свою ценность и 
выбывают из экономического оборота.

Таким образом, специфичность трансакционных активов способна влиять на величину трансакционных издержек, а значит и на скорость институциональных изменений в макроэкономике.

Уровень трансакционных издержек находится в прямой зависимости от возможностей оппортунистического поведения в экономике. Чем шире эти возможности, тем вероятнее ущерб для любого участника рыночных взаимодействий. Поэтому с ростом оппортунизма в экономике увеличиваются расходы ресурсов, направленные на сокращение возможных потерь от этого явления, что по нашему мнению, следует принимать во внимание при разработке правительственных макроэкономических программ в области стабилизации экономики и повышения темпов экономического роста в стране.

Необходимо отметить, что в целом, оппортунистическое поведение является неотъемлемой частью рыночной экономики. Его основой является асимметричность информации и переговорной силы сторон. Это обстоятельство делает возможным получение одной из сторон дополнительной выгоды в обмене за счет и вопреки интересам другой стороны. В результате оппортунистического поведения происходит нарушение установленного распределения выигрыша от сделки между сторонами и частичное присвоение одной из сторон чужого эффекта. В этом случае выгода на одной стороне имеет своим источником адекватную потерю на другой, то есть обмен принимает асимметричную форму. Субъекты рыночных отношений, постоянно находящиеся в оппортунистической среде, стремятся к минимизации экономических потерь от оппортунистического поведения посредством внедрения прогрессивных методов управления, грамотного менеджмента и маркетинга.

Сложность экономической среды усиливает показатель неопределенности для агентов рыночного взаимодействия и определяется уровнем развития общественного разделения труда, поскольку от этого зависит многочисленность потенциальных партнеров на рынке и многообразие   экономических   контактов   с   ними.   Экономическое   и социальное развитие национальной экономики приводит к усложнению экономической среды, а следовательно, росту трансакционных издержек, связанных с поиском информации, адаптации к новым условиям хозяйствования, необходимостью мониторингового изучения происходящих в экономической среде изменений и в соответствии с этим корректировки экономического поведения.

Существенным образом на величину трансакционных издержек оказывает влияние частота контактов рыночных агентов. В процессе трансакции создаются активы, в большинстве случаев нематериальные, часть которых полностью не утрачивает своей стоимости при однократном контакте, например, эффект репутации партнера. Нерегулярность контактов и их недостаточный объем приводит к недоамортизированной стоимости, а регулярность трансакций позволяет использовать передовые формы управления во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, полнее учитывать все разнообразие экономических отношений, что позволяет снизить средние издержки в расчете на одну трансакцию, что невозможно при разовых экономических сделках.

Уровень и порядок отчуждения прав собственности является неотъемлемой частью рыночных отношений. Трансакция приводит к полному или частичному отчуждению пучка правомочий от одного хозяйствующего субъекта к другому. Каждая конкретная ситуация обмена правами собственности предполагает специфический состав участников, организационных форм, порядка оформления соглашения и механизмов его соблюдения, что непосредственным образом будет отражаться на величине трансакционных издержек в каждом конкретном случае.

Таким образом, снижение трансакционных издержек оказывает огромное влияние на макроэкономику в целом. Уменьшение удельных трансакционных издержек приводит к увеличению трансакций в экономике. Это вызывает удешевление продукции для потребителя и увеличивает объемы совокупного спроса. При росте трансакционных издержек производство отдельных видов товаров может оказаться невыгодным и прекратиться, несмотря на имеющуюся потребность со стороны рынка. Рост доли ВВП, которая направлена на покрытие трансакций будет соответствовать непроизводительному расходованию ресурсов. Это значит, что часть ресурсов общества будет поступать на покрытие издержек и снижать общее благосостояние. Поэтому, по нашему мнению, функция снижения трансакционных издержек является важнейшей для позитивного развития национальной экономики, а величина общих и удельных трансакционных издержек является критерием целесообразности введения новых институтов. Если введение института снижает абсолютную величину трансакционных издержек в национальной экономике, то этот институт, по нашему мнению, можно считать эффективным. Введение института относительно эффективно, если увеличение трансакционных издержек будет перекрыто ростом прибыли или снижением суммарных производственных и трансакционных издержек.

Как справедливо отмечает В. Л. Тамбовцев, основными причинами, обусловившими рост трансакционных издержек в российской экономике, "явились процессы генезиса фирм, - в форме как трансформации государственных предприятий, так и создания новых фирм, - и процессы генезиса рынков" [92;С.105]. Оба этих процесса потребовали от негосударственных собственников значительных исходных издержек на обеспечение спецификации прав собственности, что и привело к росту трансакционных издержек. В. Л. Тамбовцев обращает внимание на то, что рост трансакционных издержек "явился не отражением меньшей экономической эффективности рыночных форм хозяйствования, основанных на частной собственности, а преобразованием скрытых издержек неэффективного распределения ресурсов и дестимуляции труда в явные трансакционные издержки"[92;С.105]. Следует согласиться с исследователем в том, что в условиях рынка экономические субъекты, обладая всем "пучком" прав собственности и неся всю полноту ответственности за результаты своей деятельности, затрачивают больше усилий на проведение трансакций, что компенсируется выгодами более рационального распределения ресурсов с точки зрения эффективности их использования, что снижает общую массу издержек в экономике.

По нашему мнению, основные функции институтов способствуют сбалансированному протеканию макроэкономических процессов, повышают стабильность и экономический рост национальной экономики в целом. Каждая из функций институтов выполняет свою строго определенную роль в макроэкономике, так координационная функция определяет границы рационального поведения и снижает неопределенность, что повышает эффективность функционирования народного хозяйства в целом; распределительная функция институтов определяет область разрешенных экономических действий для рыночных агентов, наделяет их определенным набором прав по отношению друг к другу, что способствует экономической эффективности всех участников рынка и получению прибыли. Функция снижения трансакционных издержек способствует экономическому росту и росту доли ВВП, за счет повышения эффективности материальных и особенно нематериальных ресурсов.

Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы