Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат

Описание работы

Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.

Файлы: 1 файл

Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Безусловно, что выполняемые институтами функции обладают особым значением для макроэкономики, однако, по нашему мнению, исключительно рыночное регулирование национальной экономики при помощи основных функций институтов было бы невозможно без активной роли государства в экономике.

1.3 Институциональная природа сущности и функций государства в экономике.

Институциональная точка зрения определяет государство как особую организацию, которой граждане делегируют часть своих прав, на основе которых оно осуществляет свою деятельность, то есть природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, которая играет роль социального контракта. Граждане добровольно отказываются от части своих "естественных" прав и передают их государству, потому что они уверены, что государство лучше справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Кроме того, государство, предоставляя обществу коллективные блага, экономит на масштабах их производства. Таким образом, если бы общество самостоятельно обеспечивало себя подобными благами, а это возможно, то их производство обходилось бы каждому члену значительно дороже. Поэтому экономически более выгодно нанимать такую особую организацию как государство, которое в обмен на налоги обеспечивает общество коллективными благами.

Таким образом, по нашему мнению, очевидно, что государство представляет собой особый тип организации, который фундаментально отличается от других организаций, существующих в рыночной экономике, что заключается в следующем:

  • государство изначально формировалось как организация, являющаяся носителем власти, или политической воли;
  • для обеспечения политической воли государство производит институты принуждения и наказания, которые принципиально отличаются от институтов рынка;
  • государство, по своей сути, является органом достижения общественных целей и одновременно представляет собой аппарат чиновников, принимающих решения от имени всего общества и которые преследуют личные, а иногда, лоббируют групповые цели, при этом чиновник совмещает в своем выборе общественные, групповые и личные цели таким образом, чтобы достичь максимума благосостояния в условиях особых ограничений, наложенных спецификой его деятельности, поэтому самому государству присуще "раздвоение";
  • государственные решения носят глобальный характер, оказывают влияние на национальную экономику в целом и действуют длительное время;
  • ответственность государства за принимаемые решения реже и в меньшей степени персонифицирована, так как сами решения почти всегда носят коллективный характер, поэтому лица, принимающие решения, несут солидарную ответственность или коллективную безответственность ("не с кого спросить").

Специфические особенности государства, по нашему мнению, позволяют определить его как набор нерыночных институтов принятия решений.

К основным функциям государства в современной экономике, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:

- спецификация и защита прав собственности, что позволяет ограждать собственника ресурса от его несанкционированного использования со стороны других лиц, а государство при этом выступает гарантом прав собственника, что повышает стабильность функционирования национальной экономики, поскольку позволяет осуществлять стратегическое планирование экономической деятельности без опасения использования ресурса экономическими агентами, не обладающими исключительным правом собственности на ресурс, то есть эта функция позволяет специфицировать права собственности на ресурс, а государство выступает гарантом соблюдения прав собственности или в роли "внешней силы";

  • обеспечение участников рынка всей полнотой информации о нем с минимальными издержками и минимальным искажением, что повышает общую макроэкономическую стабильность национальной экономики;
  • разработка стандартов мер и весов, что позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг, в более широком смысле, к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения, так как универсальная мера обмена является одной из важнейших функций денег, в качестве негативных факторов невыполнения государством этой функции может быть инфляция и демонетизация, что может привести к нарушениям в ценовой и контрактной системах, к общеэкономическому и технологическому упадку национальной экономики;
  • создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг, а именно: инфраструктура рынка должна включать в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспортная сеть, организационные площадки для торгов и т. д.), что безусловно, должно обеспечиваться государством, как стороной, несущей ответственность и заинтересованной в позитивном развитии рыночных отношений в национальной экономике, а также стороны, не обладающей личной экономической заинтересованностью в искажении информации, касающейся агентов рынка и имеющей материальные возможности для крупных вложений в дорогостоящие проекты, связанные со строительством дорожной сети, крупных торговых площадей и прочих составных частей рыночной инфраструктуры;
  • ограничение доступа рыночных агентов на определенные виды рынков, включая доступ нерезидентов на отечественные рынки, то есть проведение определенной внешнеторговой политики, позволяющей влиять на степень монополизированности или конкурентности национальной экономики: чем в большей степени государство стремится к обеспечению равных возможностей доступа для всех субъектов экономики, тем более конкурентны рыночные структуры такой экономики, а конкуренция представляет собой процесс, через который осуществляется эволюционный отбор наиболее эффективных инноваций не только в области технологий, но и в организационной сфере, с другой стороны, предвзятость государства в распределении прав доступа на рынки среди хозяйствующих субъектов приводит к образованию естественных монополий, в то же время, государство должно защищать определенный круг монополистов, чья монополия образована вследствие создания нового продукта или технологии с помощью государственной системы патентов и лицензий (частный случай первой функции государства), а отсутствие такой системы может привести к тормозу в технологическом развитии национальной экономики;
  • правоохранительная деятельность и выполнение роли "третьей" стороны (суда) в конфликтах, что позволяет государству не только устанавливать экономические правила и вводить институты, но и принуждать к выполнению этих правил и норм всех участников рыночных отношений, делая несоблюдение правил экономически невыгодным, что решает проблему неопределенности во взаимоотношениях рыночных агентов, а значит, повышает общую макроэкономическую стабильность национальной экономики;
  • обеспечение общества коллективными благами, то есть такими благами, потребление которых осуществляется всеми членами общества коллективно, достается всем поровну и исключить потребление данного блага для отдельного члена общества невозможно, поскольку пользование данным благом носит обязательный, неисключаемый из потребления характер, в первую очередь - это оборона и здравоохранение, в меньшей степени образование, так как это благо не обладает свойством неисключаемости из потребления.

Особенность институционального понимания роли государства в экономике заключается в том, что нормальное функционирование рыночной экономика без выполнения государством его функций невозможно. При этом под нормальным функционированием экономики понимается наличие и соблюдение определенных моральных и правовых норм или "правил игры" [62;С.7]. Эти правила игры - или институциональная среда - создают рамки, в которых осуществляются взаимодействия между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике [118;С.73]. Государство выступает в роли создателя определенной части таких правил, а именно формальных правил игры (или формальных институтов), которые представляют закрепленные законодательно или инструктивно нормы и правила, регламентирующие деятельность частных и юридических лиц. Другим элементом институциональной среды являются неформальные правила игры (или неформальные институты), представляющие собой традиции, обычаи, стереотипы поведения, сформированные культурой и прочее.

По нашему мнению, специфической особенностью государства как организации является как возможность формирования правил игры, формирующих институциональную среду, так и необходимость им подчиняться, что как отмечалось, характеризует двойственную природу государства.

Мы считаем, что институциональная среда играет ключевую роль в функционировании и развитии национальной экономики. На наш взгляд, можно выделить следующие аспекты этой роли, которые обладают взаимосвязью.

Прежде всего, - это ограничение выбора хозяйствующих субъектов в экономике. Существует две разновидности этих ограничений: бюджетные (доходы и цены) и натуральные ("физические" ресурсы). Отличительной особенностью институционального анализа является введение третьей разновидности ограничений - институциональных, к которым относятся формальные и неформальные институты, регламентирующие экономическое поведение в национальной экономике.

Следующим аспектом выступает влияние на структуру стимулов, что выражается в характере существующей в национальной экономике институциональной среды: если эта среда обладает четко разработанными и закрепленными правилами игры в виде формальных институтов, например, четкая определенность и защищенность прав собственности, то в такой среде отсутствует институциональный вакуум, провоцирующий развитие оппортунистического поведения и повышающий трансакционные издержки, что вынуждает институциональную среду к ответной реакции в виде формирования неформальных институтов с собственными формами защиты.

Последним ключевым аспектом выступает влияние на степень рациональности поведения, заключающегося в трактовке поведения участников рыночных взаимоотношений как варьирующегося в диапазоне от полностью рационального до привычного и рутинного, то есть нерационального, например, снижение формальными институтами степени неопределенности в национальной экономике или поощрение неформальными институтами индивидуального накопления богатства приводит к повышению степени рациональности поведения экономических агентов.

По нашему мнению, институциональная среда, как сложное единство формальных и неформальных институтов, играет ключевую роль в формировании позитивного развития национальной экономики, а ее качество и степень соответствия институциональным изменениям в стране во многом определяются ролью государства в экономике.

Это заключается в том, что государство само формирует себя как набор институтов, например, участвует в создании институтов рынка, тем самым, образуя институциональную среду.

Отличительной особенностью роли государства в рыночной экономике является ориентация на неформальные институты, даже при создании формальных институтов, поскольку формальные институты бывает недостаточно просто создать, так как они начинают реально работать только тогда, когда дополняются и подкрепляются неформальными нормами и отношениями. В противном случае в экономике наблюдается конфликт институтов и неработающих законов. Одновременно обязанностью государства является всяческое содействие в предоставлении правовых гарантий нарождающимся на базе существующих законов институтам, а также появляющимся в институциональном вакууме неформальным правилам и нормам, если они обладают позитивной направленностью для экономики. Тем самым, государство постоянно находится в состоянии необходимости закрепления временных, переходных институтов без чего невозможно представить развитие национальной экономики. Устаревшие и неэффективные институты способны к еще некоторому непродолжительному существованию в экономике в виде маргинальных, остаточных норм, правил или отношений, иногда стремящихся адаптироваться к новой институциональной среде в виде "институциональных ловушек". Поэтому, на наш взгляд, одной из функций государства в экономике должно быть создание конкурентной альтернативы "институциональным ловушкам" в качестве формирования и закрепления новых институтов, отвечающих требованиям развития национальной экономики.

К преимуществам роли государства в создании новых институтов, по нашему мнению, следует отнести возможность ускоренного введения новых формальных институтов в экономику. Если для естественного формирования институтов в результате отбора требуется достаточно длительное время (от 300 до 400 лет), то государство способно ввести новый формальный институт практически за несколько дней, выступая в роли инициатора изменений институциональной среды. Мы считаем, что такие возможности открывают перед государством безграничные перспективы в области реформировании национальной экономики, макроэкономической стабилизации и формирования позитивного хода экономического развития страны, позволяют осуществлять ускоренный отбор наиболее перспективных инноваций в области технологий и организационной сфере, повышения темпов экономического роста.

С другой стороны, чрезмерная "зарегулированность" экономики со стороны государства в виде высоких налогов и социальных трансфертов способна привести к понижению мотивации к труду и снижению инвестиционной активности, возможно перемещение производственной деятельности из легальной области в нелегальную. Напротив, отсутствие продуманной государственной социальной политики, поддержки со стороны государства определенных секторов экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности может лишить стимулов к работе у самых незащищенных экономических агентов и побудить их к несоблюдению формальных правил или к организованному их изменению с использованием лоббистских групп специальных интересов, что приводит к общей макроэкономической нестабильности и отрицательно отражается на эффективной экономической деятельности в стране.

Поэтому так важно, на наш взгляд, определить ту оптимальную роль государства в экономике, которая бы способствовала исключительно положительному развитию национального хозяйства. По нашему мнению, следует согласиться с Н. В. Расковым, считающим, что "Рыночная экономика начинается с государства, оно должно найти свое место в этой системе хозяйства. Оно не должно не самоустраняться, ни брать на себя не свойственные ему функции" [81;С.12].

Нам представляется, что современное российское государство только частично справляется с выполнением институциональных функций в экономике.

К нерешенным государством проблемам российской экономики, по нашему мнению, следует отнести слабый контроль за спецификацией прав собственности на ресурсы, что выражается в очень низкой степени защиты прав собственности и заключаемых агентами рынка контрактов. Во многом, это является следствием неразвитости судебно-правовой системы, например, отсутствием в ряде законов механизмов их реализации, аморфностью формулировок, неисполняемостью законов и прочее, что стало причиной общей правовой незащищенности российской экономической системы.

Еще одной нерешенной проблемой российского государства на протяжении последнего десятилетия, по нашему мнению, является нестабильное и неэффективно функционирующее денежное обращение; необходимо заметить, что о наступившей некоторой стабилизации стало возможно говорить лишь на протяжении последних нескольких лет. Эти негативные процессы во многом отрицательно сказались на потребностях в деньгах реального сектора экономики, породили неплатежи, бартер и замену "живых" денег "суррогатными" деньгами, поставили под угрозу заключение долгосрочных контрактов между рыночными агентами, без чего   невозможно   эффективное   развитие   рыночной   экономики.   В настоящее время многие из проблем с денежным обращением оказались преодоленными, например, бартер и отказ от денежных суррогатов, однако, мы считаем, что упущенное время послужило тормозом для более динамичного развития национальной экономики.

Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы