Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Главная цель работы раскрыть проблему оценки эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики субъектов РФ;
- проанализировать инвестиционную политику субъекта федерации;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

В данном определении отражены, три  основных признака региональной инвестиционной политики с позиции региональной экономики. В частности:

1) региональная инвестиционная  политика – это особый вид  многоуровневой и многокомпонентной  государственной экономической  политики, субъектами которой выступают  федеральный, региональный и местный  уровни власти, а также иные  физические и юридические лица – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое назначение;

2) региональная инвестиционная  политика тесно связана не  только с другими «частными» региональными экономическими политиками (например, промышленной, финансовой, инновационной и т.п.), но и с другими относительно самостоятельными региональными политиками (например, экологической, социальной, градостроительной и т.п.);

3) главные целевые установки региональной инвестиционной политики состоят в эффективном инвестиционном обеспечении процесса комплексного социально-экономического развития региона, устойчивого роста качества жизни населения, в способности региона отвечать на вызовы внешней среды и максимально удовлетворять запросы жителей территории.

Конфигурация региональной инвестиционной политики представлена на рисунке 1. Прежде всего, следует формировать в регионе инвестиционный климат, ибо он является экономическим регулятором, позволяющим управлять процессом инвестиционной деятельности на территории, координировать развитие региональной экономической системы и, как следствие, качество жизни населения.

 

Рис. 1. Обобщенная модель формирования региональной инвестиционной политики7

 

Формирование и развитие региональной инвестиционной политики возможно только на основе создания и функционирования особого механизма региональной инвестиционной политики. Этот довольно сложный и масштабный механизм представляет собой совокупность конкретных методов, инструментов, процедур, приемов, правил, технологий, связей и отношений (горизонтальных, вертикальных, прямых, обратных, непосредственных, косвенных, ближайших и отдаленных, промежуточных и конечных, всеобщих и локализованных), посредством которых региональные, муниципальные и другие уполномоченные институты и органы регулирования воздействуют на инвестиционную деятельность на территории в соответствии с заданными целевыми установками, определенными социально-экономической политикой государства.

Целенаправленное воздействие органов государственного управления и местного самоуправления в пределах их компетентности на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития территории и является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

1.2. Основные элементы инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации

За последние 20 лет во многих российских регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

Таблица 1

Методы государственного регулирования

инвестиционной деятельности на региональном уровне8

Прямые методы

Косвенные методы

1

 

 

2

 

3

 

4

5

6

7

8

 

9

 

10

11

целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;

региональные бюджетные, внебюджетные фонды;

прямые капитальные государственные  вложения;

региональные стандарты и нормы;

квотирование;

лицензирование;

региональные контрольные пакеты акций;

региональная и муниципальная  собственность;

стимулирование спроса и регулирование  цен;

государственное финансирование НИОКР;

субсидирование затрат предприятий  на патентование изобретений за рубежом

налоговые ставки и стимулирующее  льготное налогообложение;

налоговые каникулы;

льготные ставки по ссудам;

кредитные меры стимулирования экспорта:

предоставление прямых экспортных кредитов;

рефинансирование экспортных кредитов;

страхование экспортных кредитов

государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;

инвестиционный налоговый кредит;

региональные и муниципальные  займы;

платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;

платежи за загрязнение окружающей среды;

гарантии и льготы кредитным  учреждениям региона, предоставляющим  инвестиции в экономику региона.


 

Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими  регионами соответствуют мировой  практике.

Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление (в пределах своих  полномочий) инвесторам различных  льгот и стимулов финансового  и нефинансового характера; 

3) создание организационных структур  по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам  в получении таможенных льгот; 

6) предоставление гарантий и  поручительств банкам под выделенные  ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения  путем выпуска муниципальных займов.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

В последние годы акценты  в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

При этом решаются следующие  первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование  инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

1) вопросы социально-экономического развития региона - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;

2) организационные вопросы  - порядок регистрации предприятий  с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур  в органах государственной власти  субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

3) вопросы льгот и  привилегий - предоставление и обеспечение  гарантий прав инвестора; создание  льготного режима инвестиционной  деятельности - предоставление льгот  и освобождений по налогам  и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

4) вопросы бюджетного  финансирования и обеспечения  инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

5) вопросы государственного  контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.

Правовое регулирование  инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:

- о гарантиях осуществления  и мерах государственной поддержки  инвестиционной деятельности, предоставляемых субъектом Федерации; - о налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;

- о порядке предоставления гарантий  и льгот при реализации инвестиционной деятельности;

- о порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов;

- о порядке государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями;

- о размере регистрационного  сбора, взимаемого за регистрацию  создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями.

Таблица 2

Динамика принятия региональных законов

1992

1994

1993

1995

1996

1997

1998

1

3

4

11

22

51

79


 

Процесс формирования регионального  законодательства об инвестициях происходил достаточно быстро: если в 1994 г. лишь три первых российских региона приняли свои законы об инвестициях, то в 1998 г. их насчитывалось уже 79.

К 2002 году в подавляющем  большинстве регионов России в рамках их компетенции приняты законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, оказание кредитной поддержки строительства, выделение земли, развитие лизинговой деятельности, и т.п.

В 1999-2000 гг. многие ранее принятые региональные законы были обновлены. За этот период просматривается достаточно отчетливая тенденция: наиболее инициативны в разработке различных законов, направленных на привлечение инвестиций, законодательные органы тех регионов, в которых сложилась неблагоприятная ситуация с капитальными вложениями.

Анализ принятых регионами  нормативных актов свидетельствует  о том, что инвестиционная политика регионов развивается, прежде всего, по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идет речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот.

За менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.

В приложении 1 даны сравнительные характеристики ряда региональных законов об инвестициях.

Законы об инвестиционной деятельности рассматриваемых субъектов Федерации содержат перечень форм поддержки региональных властей. Данная поддержка заключается в предоставлении гарантий и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.

Законы об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального бюджета. Данная помощь может происходить в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).

Кроме вышеперечисленного используются и другие гарантии:

1) госгарантии в форме поручительства  за исполнение обязательств третьих  лиц, в форме залога имущества  региона, в форме передачи имущества в доверительное управление в пользу третьего лица (закон Ярославской области);

2) прямое управление инвестициями - определение приоритетных направлений,  формирование перечня инвестиционных программ и т.д. (закон Хабаровского края).

Во всех законах “Об  инвестиционной деятельности» используется “дедушкина оговорка” (стабилизационная оговорка), суть которой сводится к тому, что действие вступивших в силу новых законов, ухудшающих налоговый статус иностранных инвесторов во время реализации ими приоритетных инвестиционных проектов, не распространяется на срок окупаемости этих инвестиционных проектов. Оговорка также применяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие законы и иные нормативные акты. Субъекты Федерации используют различные формы стабилизационной оговорки - на основе компенсационного принципа (Республика Карелия), на основе принципа неизменения условия хозяйствования (Краснодарский край, Архангельская область), принципа запрета ограничения прав инвестора, неизменения условия заключенных договоров9.

Информация о работе Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации