Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Главная цель работы раскрыть проблему оценки эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики субъектов РФ;
- проанализировать инвестиционную политику субъекта федерации;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Закон Курганской области от 2 ноября 2009 года № 495 «О государственно-частном партнерстве в Курганской области» направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства в Курганской области, привлечение и эффективное использование государственных и частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы Курганской области, повышения уровня жизни населения.

В рамках целевой программы Курганской области «Развитие сельского  хозяйства в Курганской области  на 2008-2012 годы» оказывается поддержка  инвестиционной деятельности на территории Курганской области посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), на не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

В рамках целевой программы Курганской области «О развитии и поддержке  малого и среднего предпринимательства  в Курганской области на 2009-2011 годы» в целях предоставления услуг поручительств при привлечении предпринимателями банковских кредитов создана и осуществляет свою деятельность Некоммерческая организация «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области».

В соответствии с целевой программой Курганской области «О развитии и  поддержке малого и среднего предпринимательства  Курганской области на 2009-2011 годы»  субъектам малого и среднего предпринимательства  также оказывается следующая  поддержка:

  • субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение количества рабочих мест;
  • предоставление поручительств по финансовым обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) на сумму не более 70% от объема обязательств субъекта малого и среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры перед финансовой организацией;
  • предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, с последующим отчетом об использовании указанных денежных средств;
  • микрофинансирование, осуществляемое в форме займов до 500 тыс. рублей под 10% годовых сроком до одного года;
  • субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • гранты на создание инновационной компании до 500 тыс. рублей;
  • субсидии  субъектам  малого  и" среднего  предпринимательства  на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
  • субсидии на финансирование мероприятий программ повышения энергоэффективности производства.

2.3. Проблемы и перспективы развития  инвестиционной политики региона

Основными факторами, обеспечивающими  инвестиционную привлекательность  Курганской области, являются:

  • политическая стабильность и межнациональное согласие;
  • наличие промышленного потенциала;
  • относительно благоприятные природно-климатические условия по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа, наличие значительных ресурсов плодородных земель, обеспечивающих развитие специализации Курганской области на продукции сельского хозяйства;
  • наличие запасов топливно-энергетических и рудных полезных ископаемых;
  • выгодное экономико-географическое положение;
  • наличие кадрового потенциала;
  • развитая банковская инфраструктура;
  • наличие правовой базы Курганской области для государственной поддержки отечественных и иностранных инвесторов.

Однако достигнутые масштабы в  полной мере не обеспечивают решения  стоящих перед Курганской областью задач по обновлению производственных мощностей, наращиванию материально-технической базы производственной и социальной инфраструктур. В этой связи дальнейший рост инвестиционной активности, позволяющий задействовать имеющиеся в Курганской области собственные инвестиционные ресурсы и обеспечить необходимые объемы привлеченных средств, остается в числе проблем, обусловливающих необходимость внедрения современного инструментария и механизмов инвестирования.

Инвестиционная политика является составной частью социально-экономической  политики Курганской области. Недостаточное  обеспечение инвестиционными ресурсами отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе Курганской области и не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете резко сужаются возможности решения проблем социальной сферы.

Основными проблемами в обеспечении инвестиционной активности и роста эффективности инвестирования в Курганской области являются:

  • отсутствие крупных инвестиционных проектов межрегионального значения;
  • недостаточная проработка со стороны инициаторов инвестиционных проектов стратегии развития предприятий с учетом перспектив смежных производств и отраслей, а также экономики Курганской области в целом;
  • недостаток высококвалифицированных менеджеров в области разработки и управления инвестиционными проектами в соответствии с международными стандартами;
  • неготовность многих предприятий реального сектора экономики к привлечению заемных инвестиционных ресурсов в силу высокой стоимости заемного капитала и отсутствия прозрачности финансовой деятельности самих предприятий;
  • отсутствие эффективных механизмов привлечения свободных финансовых ресурсов для реализации социально и экономически значимых инвестиционных проектов, слабая ориентация кредитно-финансовой системы Курганской области на реализацию функций аккумулирования внутренних сбережений и их трансформацию в прямые инвестиции;
  • недостаточность банковских инвестиций в экономику из-за высоких кредитных рисков, отсутствия банковского механизма ликвидного залогового обеспечения, недостаточной правовой защищенности такого рода операций.

Решение проблемы активизации и  повышения эффективности инвестиционной деятельности предполагает реформирование системы управления инвестиционной деятельностью в Курганской области.

Активизация инвестиционных процессов, реализация комплекса мер, направленных на привлечение инвестиций в Курганскую область, послужит повышению инвестиционной привлекательности Курганской области.

Создание благоприятных условий  для привлечения инвестиций является важнейшим условием, обеспечивающим активизацию инвестиционной деятельности в Курганской области. Необходимость выполнения данного условия обусловлена низкой эффективностью существующей инвестиционной инфраструктуры, слабо содействующей росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, обеспечению устойчивых темпов экономического развития.

Формирование инвестиционной привлекательности  Курганской области требует точного  определения проблем, выбора и обоснования  системы развития инвестиционной деятельности, разработки комплексных мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных инвестиционных ресурсов.

Программа определяет цели экономического развития в области улучшения  инвестиционного климата и привлечения  инвестиций в экономику Курганской области, в ней проведена оценка инвестиционного климата Курганской области, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

Инвестиционная политика Курганской области направлена на развитие инвестиционного потенциала предприятий, кредитных организаций и населения, а также на формирование благоприятного инвестиционного имиджа Курганской области, создание предпосылок для привлечения инвестиций в Курганскую область. В этих целях предполагается разработка портфеля инвестиционных проектов, оказание содействия в поиске инвесторов и реализации инвестиционных проектов.

Для повышения эффективности мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, утверждена целевая программа, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области на 2011-2015 годы.

Программа определяет цели экономического развития в области улучшения  инвестиционного климата и привлечения инвестиций и основные направления инвестиционной политики.

Одним из основных мероприятий программы  является ежегодное формирование и  исполнение Плана инвестиций в основной капитал.

Губернатором Курганской области  утвержден План инвестиций в основной капитал по Курганской области на 2012 год (Приложение 4).

План предусматривает  реализацию 131 инвестиционного проекта  с объёмом инвестиций 20,5 млрд. руб.

В 2012 году запланирована реализация новых мероприятий по поддержке инновационного предпринимательства — субсидирование затрат:

- на приобретение машин и оборудования действующим инновационным компаниям, связанным с проведением производственного проектирования;

- на приобретение новых технологий действующим инновационным компаниям, связанным с технологическими инновациями.

Планируется создание Центра прототипирования и дизайна, необходимого для создания условий  для разработки инновационной продукции  субъектами малого и среднего предпринимательства, а также для подготовки серийного производства, решения проектно-конструкторских и дизайнерских задач, производства единичных образцов.

С целью содействия реализации крупных инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства  и привлечения внебюджетных средств Правительство Курганской области взаимодействует с институтами развития государственно-частного партнерства:

  • Инвестиционным фондом Российской Федерации,
  • Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — Внешэкономбанк).

Для финансирования из Инвестиционного  фонда Российской Федерации Министерством  регионального развития Российской Федерации одобрен и включен  в перечень предварительно отобранных перспективных инвестиционных проектов, направленных на реструктуризацию экономики монопрофильных городов, региональный инвестиционный проект «Создание агропромышленного комплекса в Далматовском и Шадринском районах Курганской области». Инвестором инвестиционного проекта выступает общество с ограниченной ответственностью «Агро-Клевер». Стоимость инвестиционного проекта составляет 886,5 млн. руб.

Правительством Курганской области  ведется системная работа по внедрению  механизма государственно-частного партнерства в модернизацию и  строительство новых объектов коммунального  теплоснабжения.

Целевая программа Курганской области  «Модернизация систем коммунального теплоснабжения Курганской области на 2010-2015 годы» предполагает строительство новых и модернизацию существующих котельных и тепловых сетей в муниципальных образованиях Курганской области и включает в себя инвестиционные проекты по всем 24 районам Курганской области и городам Кургану и Шадринску (далее — Программа модернизации).

Общий объем инвестиций для реализации Программы модернизации - 9,4 млрд. рублей на 2010-2015 годы, срок окупаемости — 12 лет. Общий экономический эффект при реализации Программы модернизации оценивается в размере не менее 850 млн. рублей в год. В основе Программы модернизации — механизм государственно-частного партнерства. Программа модернизации ориентирована на привлечение инвестиций от Внешэкономбанка. В 2011 году запущен первый этап реализации Программы модернизации.

Правительством Курганской области  прорабатывается вопрос о создании Центра кластерного развития для  субъектов малого и среднего предпринимательства  Курганской области (далее — Центр  развития) с целью выявления приоритетных кластеров и разработки кластерной политики Курганской области, организации взаимодействия между органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, учреждениями образования и науки и участниками кластера, а также для обеспечения формирования благоприятных условий развития кластеров, развития инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом задач развития кластеров.

Деятельность Центра развития основана на сосредоточении на специально отведенных территориях в Курганской области комплекса бизнес-структур и создании для них благоприятных условий ведения бизнеса, что позволит повысить инвестиционную привлекательность Курганской области и сформировать «точки роста», которые могут послужить основой развития всей экономики Курганской области.

 

 

глава 3. направления  повышения эффективности  инвестиционной политики субъекта федерации

3.1. Субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов

Одним из условий динамичного  развития экономики регионов является развитие инвестиционных процессов  через малые формы предпринимательства. Это усиливает интерес к вопросам приоритетов банковского участия  в стимулировании предпринимательства в развитии инвестиционного потенциала различных отраслей экономики.

Кредитование малого и среднего предпринимательства  сегодня предлагают многие банки. Однако получить банковский кредит малому и  среднему бизнесу — задача не из легких. В зависимости от вида кредита, залогового обеспечения и характеристик компании-заемщика ставки могут достигать 30% годовых. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей.

Решением проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам банков может стать субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов.

Реализацию мероприятия  «Субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов» предлагается начать с 2012 года в рамках целевой программы Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2012-2014 годы».

Учитывая, что расходы  на данное мероприятие не софинансируются из федерального бюджета, его реализация будет финансироваться только за счет средств бюджета Курганской области.

Информация о работе Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации