Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Главная цель работы раскрыть проблему оценки эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики субъектов РФ;
- проанализировать инвестиционную политику субъекта федерации;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики субъекта федерации.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции Российской Федерации и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном Российской Федерации, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

Таким образом, законодательство играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Не случайно зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции между регионами  при предоставлении льгот: их резкий разброс дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет получение  объективных оценок и стандартизацию процедур принятия решений об инвестициях.

В целом, с одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную  и последовательную, чем на федеральном  уровне, инвестиционную политику. С  другой стороны, качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет притом, что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т.п.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

1.3. Оценка эффективности инвестиционной  политики региона

В России основным и законодательно закрепленным документом, на основании которого производится оценка эффективности региональных инновационных проектов, является методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493. (Далее – Методика).

 Указанная Методика содержит в себе алгоритмы расчета ряда показателей финансовой, экономической, социальной, бюджетной эффективности рассматриваемых проектов. По каждому из критериев авторами предложены порядок определения соответствия или несоответствия рассматриваемого инвестиционного проекта требованиям, установленным нормативными документами, либо предлагается сравнение полученных показателей с нормативными величинами, установленными справочно.

Перечень показателей эффективности, порядок их расчета и критерий соответствия значений показателей, определенных Методикой представлены в приложении 2.

Оценка соответствия регионального  инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта РФ осуществляется в части:

а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии  социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б) соответствия целей и ожидаемых  результатов реализации проекта  количественным и качественным целевым  индикаторам и планируемым результатам  реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

в) Наличие положительных социальных эффектов, связанных  
с реализацией регионального инвестиционного проекта.

Таким образом, алгоритм принятия решения  об участии в региональном инвестиционном проекта представляет собой последовательность итераций, на каждой из которых проверяется соответствие значения показателя установленному условию для данного критерия, и в случае выполнения данного условия проект считается удовлетворительным. Так же среди критериев оценки присутствуют показатели, имеющие справочный характер оценки и не имеющие, по мнению авторов методики, определяющего значения при анализе инвестиционного проекта.

Представим классификацию критериев  оценки проектов с точки зрения их влияния на принятие решения об участии  в проекте (таблица 3).

Таблица 3

Показатели эффективности по степени влияния на принятие решения об инвестировании10

Критические показатели

Справочные показатели

Показатель

Условие соответствия

Показатель

1

NPV

NPV>0

WACC

2

T

3

IRR

IRR>WACC

RFA

4

VA

5

PIS

PIS>1

Эt

6

Эτ

7

Социальные (нефинансовые) эффекты


 

Из приведенной таблицы следует, что только 3 из рассчитываемых при  оценке региональных инвестиционных проектов, критериев определяют его соответствие заданным условиям. В то же время  авторами методики предлагается рассчитывать 6 основных показателей имеющих справочный характер.

При этом необходимо отметить тот  факт, что 2 из 3-х критических показателей  определяют финансовую эффективность  проекта, на основании которых принимается  решение об инвестировании, основным из которых не только в рамках указанной методики, но и большинстве коммерческих организаций является определение чистой приведенной стоимости проекта NPV.

С учетом того, что внедрение инвестиционных проектов в течение длительного  периода времени оказывает влияние  на экономический потенциал и результаты хозяйственной деятельности предприятия, ошибка в оценке их эффективности чревата значительными финансовыми рисками и потерями. Кроме того, при стандартном расчете NPV не учитываются возможности принятия управленческих решений в процессе реализации проекта и специфические риски и возможности, присущие инновационным проектам. Данные факторы позволяет учитывать методология реальных опционов.

Для расчета чистой приведенной  стоимости необходимо определить, как  решение повлияет на свободные денежные потоки компании, и продисконтировать ожидаемые изменения в денежных потоках по ставке стоимости привлечения капитала, отражающей степень риска и структуру финансирования. Если принимаемое решение создает стоимость (чистая приведенная стоимость больше нуля), оно — принимается, в противном случае отвергается.

Для многих проектов метод дисконтированных денежных потоков (англ. –DCF) является эффективным рабочим инструментом инвестиционного анализа, разработки бюджета капиталовложений и оценки стоимости бизнеса. Однако, как и любой метод в финансах, подход DCF основывается на ряде упрощающих предположений. Первое: речь идет о прогнозе будущих денежных потоков, поэтому результат верен настолько, насколько правильны заложенные в расчет предположения о будущих значениях цен, объемов продаж и других параметров. Расчет NPV базируется на наиболее вероятном прогнозе развития событий исходя из доступной на сегодняшний день информации.

Второе предположение метода DCF — решение принимается «здесь и сейчас», возможности адаптации к изменяющимся условиям (т. е. принятия решений в будущем) в расчетах не учитываются.

Третья важная особенность DCF состоит  в выборе ставки дисконта. Риск (например, коэффициент бета) оценивается обычно по отраслевым данным. Но различные инвестиционные проекты (даже принадлежащих к одной отрасли) могут содержать разные возможности по адаптации, а это означает, что уровень риска в них не одинаков, тем самым ставка дисконта также должна различаться.

Представляется целесообразным введение в Методику расчета следующих положений: «Да, пока этот проект финансово не выгоден, но он важен с точки зрения реализации стратегии общества», «Это решение усиливает долгосрочные конкурентные преимущества региона», «Данный проект создает новые возможности» — все это распространенные аргументы в пользу проектов с отрицательной чистой приведенной стоимостью.

 

глава 2. Анализ инвестиционной политики субъекта федерации

2.1. Анализ инвестиционной деятельности Курганской области

Обновление основных фондов экономики Курганской области и вложение инвестиций в инвестиционные проекты Курганской области активно велось в 2008-2009 годах, и по темпам роста инвестиций Курганская область опережала показатели темпов роста по Российской Федерации. В 2008 году Курганская область заняла второе место по Российской Федерации, когда темп роста инвестиций в основной капитал составил 148,2%.

Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Курганской области за 2003-2011 гг. (Приложение 3) позволил выявить следующие тенденции на фоне РФ и Уральского федерального округа:

  • хотя за указанное время объемы инвестиций в основной капитал выросли с 5879,3 млн р. в 2003 г. до 27954,8 млн р. в 2011 г. (в 4,75 раза), объем инвестиций на душу населения в регионе существенно ниже, чем в целом по Уральскому федеральному округу и РФ, тыс. р.: в 2003 г. в РФ - 15124, в Уральском федеральном округе - 36143,00, в Курганской области - 5820,5; в 2006 г. – 33196; 65494,00 и 14279 соответственно; в 2011 г. - 75946,441; 152765,2 и 30973,5 соответственно;
  • Курганская область существенно остальным субъектам Уральского федерального округа по доле инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, %; в 2003 г. в РФ - 20,4; в Уральском федеральном округе- 26,88; в Курганской области- 15,3; в 2006 г. -21,0; 21,54 и 20,9 соответственно; в 2010 г.— 20,6; 28,13 и 22,5 соответственно;
  • в последние годы серьезных изменений в структуре распределения инвестиций по источникам финансирования не произошло (своеобразный феномен стабильности);
  • наблюдается заметный рост активности иностранных инвестиций в развитии экономики Курганской области. Если в 2003 г. объем иностранных инвестиций на душу населения составлял 0,45 дол. США, то в 2010 г. - уже 17,2 дол. США.

За 2009 год объем инвестиций в  экономику Курганской области составил 35 млрд. руб., темп роста к 2008 году составил 104,8%, по Российской Федерации — 84,3%. Экономический кризис 2008 года проявился в Курганской области в сфере инвестиций в 2010 году11.

Объем иностранных инвестиций в  экономику Курганской области за 2008 год составил 49 млн. долларов, по сравнению с 2007 годом объем иностранных инвестиций увеличился в 2 раза. В связи с влиянием мирового финансового кризиса в 2009 году объем иностранных инвестиций в Курганской области составил 40,2 млн. долларов, что составляет 82% к соответствующему периоду 2008 года. В 2010 году объем иностранных инвестиций по Курганской области 16,3 млн. долларов, что составляет 40,5 % к 2009 году.

Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал по Курганской области в 2007-2011 годы

 

В 2010 году по отношению к уровню 2007 года темп роста составил 106,7%, по Российской Федерации темп роста  к 2007 году составил 98,1%. По итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал по Курганской области составил 27,95 млрд. рублей, что на 2,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Темп роста составил 101,2 % к уровню 2010 года.

Рис.3. Динамика инвестиций в основной капитал в Курганской обл., 2011 г.12

Согласно рисунку 3 наибольшие инвестиции были сделаны в сентябре и декабре 2011 года, однако, сравнивая их с соответствующим  периодом 2010 года, можно отметить, что  в сентябре наблюдалось снижение на 6,9%.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал  по видам экономической деятельности в Курганской области, млн.руб.13

Вид экономической деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

Распределение газообразного топлива

171,165

286,117

721,636

640,6

2

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

28,538

3,328

15,267

4,1

1,1

0,3

3

Деятельность по обеспечению работоспособности  тепловых сетей

-

57,6

4,8

4

Распределение воды

47,454

86,499

54,946

82

32,1

41,9

5

Сбор и обработка  сточных вод

5,302

36,659

49,819

95,2


 

По данным таблицы можно сделать  вывод о сформировавшейся направленности инвестиций - коммунальное хозяйство.

В настоящее время Правительством Курганской области ведется работа с Министерством экономического развития Российской Федерации по привлечению ресурсов федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе на дополнительную капитализацию Некоммерческой организации «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области» и Некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования Курганской области».

Информация о работе Оценка эффективности инвестиционной политики субъекта Федерации