Основные понятия и принципы оценки эффективности инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в оценке эффективности финансовых вложений, т.е. инвестиционных проектов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи: - раскрыть основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов,
охарактеризовать методы оценки и перечислить основные показатели эффективности инвестиционных проектов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Методология оценки инвестиционных проектов
1.1 Определение, виды и принципы эффективности инвестиционных проектов
1.2 Виды денежных потоков инвестиционного проекта
1.3 Методика расчета нормы дисконта
Глава II. Основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов
2.1 Классификация показателей эффективности инвестиционного проекта
2.2 Показатели, не предполагающие использования концепции дисконтирования
2.3 Показатели эффективности инвестиционных проектов, определяемые на основании использования концепции дисконтирования
Глава III. Расчет экономических показателей оценки инвестиционного проекта ЗАО "НПО Севзапспецавтоматика"
3.1 Краткое описание проекта: суть, цели, стоимость
3.2 Оценка эффективности инвестиционного проекта ЗАО "НПО Севзапспецавтоматика"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инвистиционная стратегия.docx

— 195.85 Кб (Скачать файл)

 

- первоначальные  взносы учредителей;

 

- накопления, направленные  на финансирование капиталовложений  для воссоздания и обновления  Основных Фондов развития производства  за счет результатов хозяйственной  деятельности (чистая прибыль, амортизационные  отчисления).

 

В рыночной экономике  действует концепция самофинансирования предприятий, в рамках которой собственные  средства предприятий и интенсивность  их накопления играют ведущую роль. В настоящее время собственные  средства до 60% от всех инвестиций в  промышленности.

 

б) Заемные средства используются предприятиями в виде кредитов (ссуд) банков, инвестиционных фондов, натурального кредита-лизинга, а также средств, получаемых путем  выпуска облигационных займов. Финансирование инвестиций за счёт из пенсионного  фонда, фондов страхования в связи  с их становлением еще неполноценно.

 

в) Финансирование инвестиций из бюджетов:

 

- на федеральном  уровне из федерального бюджета  финансируются безвозмездно, иногда  в форме кредита с низким %, мероприятия, которые важны с точки зрения государственных интересов (завершение строительства транссибирской магистрали, создание импортозамещающих производств, инновации, реализация национальных проектов).

 

- на региональном  уровне из бюджета финансируются  особо актуальные для территории  объекты;

 

- из местных бюджетов  на тех же условиях и цели. Ввиду малых размерах бюджетов, а также наибольшей близости властей к населению большая часть средств расходится на социальные нужды (благоустройства дворов, спорт площадки, тротуары, освещение территории).

 

г) Иностранные инвестиции. Под ними понимается получение средств в виде кредитов под % (прочие инвестиции) или создание совместных предприятий (прямые инвестиции) за счёт средств из-за рубежа. Вложения иностранного капитала в Российские ценные бумаги - финансовые инвестиции.

 

Актуальность иностранных  инвестиций связана с тем, что  из-за длительного спада в экономике  РФ со времени начала рыночных реформ 92 - 98 гг. (дефолт) собственных (национальных) средств на инвестиции в российской экономике пока не достаточно. А  инвестиции очень нужны для обновления основных фондов (они сильно физически  и морально устарели). Необходимая  потребность в них за счёт Российского  капитала в скором времени удовлетворена  не будет. За счёт иностранных инвестиций можно обновить действующее или  создать новое предприятие уже  сейчас, а не оттягивать этот акт  на 5-7 лет, необходимых для накопления нужных сумм. Фактическое поступление  иностранных инвестиций в страну гораздо меньше требуемого, что объясняется  еще не благоприятным инвестиционным климатом в РФ (коррупция чиновников, отсутствие полноценного страхования рисков зарубежных инвесторов, неразвитость инфраструктуры (связи, транспортные коммуникации), большое налоговое бремя).

 

1.3. Типовые задачи  инвестирования

 

Все многообразие хозяйственных  решений, которые достигаются с  помощью инвестирования, можно разделить  на 4 группы по степени риска их решения:

 

Выпуск новой  продукции

 

Увеличение выпуска  продукции

 

Реализация ресурсосберегающих мероприятий (технологий)

 

Исполнение предписаний  гос. инспекций

 

Рост риска

 

 

а) замечания гос. инспекций (санипедемстанция, газовая, пожарная службы), выданные в форме предписаний, подлежат безусловному исполнению. В противном случае цех, столовая, сан. узлы или предприятие в целом могут быть остановлены. Поэтому исполнение предписаний обязательно и расход инвестиций на эти цели - кабальный, по сути дела, безрисковый.

 

б) достижение ресурсосбережения  возможно путем внедрения новой  техники, технологии. Если после начала работы нового оборудования окажется, что проектные показатели подтверждаются, то успех таких инвестиций (затрат) обеспечен, поскольку выпуск продукции  не увеличивается, спрос на нее гарантирован, т.к. она станет более дешевой. Возможный  риск при решении этой задачи касается в основном качества проекта, а не реализации продукции.

 

в) при расширении предприятия с целью большего выпуска продукции возможны сразу  же или по истечении некоторого времени  трудности в реализации дополнительной продукции. Угроза эта очень вероятна, поскольку предприятие не знает  о намерениях своих конкурентов. Если параллельно с ним конкуренты также организовали выпуск этой продукции, то рынок окажется перегруженным. В  равной степени в подобной ситуации пострадают все предприятия. К реализации проекта расширения необходимо подходить  с крайней осторожностью после  маркетинговых исследований, позволяющих  определить общую емкость рынка, ее не дообеспеченную товаром часть и намерения конкурентов. Риск велик.

 

г) выпуск новой  продукции в данном случае трактуется так: для промышленной продукции - это  выпуск новой техники, для пищевой  продукции - это выпуск нового продукта, которого раньше на продовольственном  рынке не было. При всех его высоких  свойствах очень трудно прогнозировать спрос на такую продукцию, новая  техника приобретает спрос, как  правило, через несколько лет, когда  подтверждает свои высокие характеристики в производстве на первых предприятиях, решившихся внедрить ее. С продуктом  сложнее, это наиболее рискованный  путь развития производства, хотя при  удаче и наиболее эффективный.

 

1.4 Типовые стратегии  развития

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

 

%

 

зона наступательных стратегий

 

14

 

12

 

10

 

8

 

зона отступления

 

6

 

4

 

2

 

Траектория 1 показывает, что среднеотраслевые показатели рентабельности за 5 лет выросли с 10 до 14%. Положение  предприятий с рентабельностью  ниже среднеотраслевой гораздо хуже, чем со среднеотраслевым уровнем  и тем более выше его.

 

Предприятие № 1 за этот период развивалось по траектории 2. Благодаря собственным средствам  и кредитам банка ему удалось  сполна реализовать программу своего развития. Оно развивалось быстрее  отрасли в целом. В результате за 5 лет его рентабельность составила 14%, выросла на 6%, сравнялась со среднеотраслевой. Итоги инвестиционной активности и конечного результата можно оценить как весьма положительные. Хозяйственное положение предприятия упрочилось.

 

Предприятие № 2 хозяйствовало  по траектории 3, не меняя своего «лица». Начало и завершило пятилетие  с 8% рентабельности. Это свидетельствует  о том, что новое оборудование и технологии не привлекли, а поддержание  производственной мощности происходило  за счет ремонта и кап. ремонта, используя амортизационные отчисления. Прибыль на цель развития производства не использовалась. Очевидно, что финансовое состояние предприятия существенно ухудшилось ввиду увеличивающегося отставания от среднеотраслевой рентабельности: с 2% в начале периода до 6% в конце. Предприятие № 3 осуществляло хозяйственную деятельность по траектории 4, его рентабельность снизилось с 8 до 4%. Такое положение вызвано тем, что руководство не только не использовало инвестиции для внедрения нового оборудования и технологий, но и не обеспечивало в должном объеме техническое обслуживание и кап. ремонт. Если шансы 2 предприятия на выживание проблематичны, то у 3 предприятия их практически нет, оно - потенциальный банкрот.

 

1.5 Принятие инвестиционных  решений

 

Существует мнение, что эти решения принимаются  руководством и экономическими службами предприятия, но на самом деле это  не так. Оценка эффективности Инвестиционного  проекта производится действительно  в узком круге специалистов, наиболее компетентных, но так удается оценить  лишь проект выгодно или невыгодно  тратить на него средства. Однако больше трудностей, особенно если предприятие  не частном владении, возникает на этапе убеждения трудового коллектива в целесообразности инвестиций. Это происходит потому, что реализация инвестиционного проекта сопряжена с «подтягиванием поясов», поскольку в период реконструкции или строительства и последующего освоения новой техники финансовые ресурсы предприятия приходится целенаправленно концентрировать не на добавки к зарплате, а на отвлечение их на нужды строительства. Только авторитетный руководитель может сделать реализацию инвестиционных программ успешными с одобрения всех. Он умеет доказать и убедить в том, что текущая потеря работником 1000 руб. обернётся через несколько лет добавкой в 5000 руб., причём на длительный срок.

 

2. Регулирование  инвестиционной деятельности (ИД)

 

2.1 Государственные  формы регулирования

 

а) Создание и совершенствование  законодательной базы, и институциональные  преобразования. Государство несет  ответственность за создание и непрерывную  адаптацию законодательной базы (правого поля) к изменяющимся условиям функционирования экономики. Это дает возможность знать всем участникам хозяйственной деятельности свои права, обязанности и ответственность (в основном экономическую: крупные штрафы, пени, неустойки) в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств. При этом в отношении нарушителей договорных обязательств, решения принимаются не правительством, а автономной ветвью - судебной властью (арбитражный суд, суд и т.д).

 

Наша страна сравнительно недавно перешла к рынку. За истекшие 15 лет законодательная база в  целом создана, хотя имеются еще  пробелы, например, в определении  гарантии по договорам с иностранными инвесторами.

 

На основании  законодательной базы государство  создает вновь или развивает  экономические «институты» призванные либерализовать хозяйственную деятельность, укрепить положение частной собственности, стимулировать малое предпринимательство. Усилия государства в направлении совершенствования и стимулирования, укрепления экономических отношений и их участников находит отражение в институционных преобразованиях. Например, сейчас очень важно укрепить финансовую систему страны: банки, инвестиционные фонды, пенсионный фонд, страховые компании.

 

б) Налоговая политика. Бюджеты в государстве на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) наполняются средствами за счет налогов. Если поступления налогов будут  недостаточны, то государство не сумеет обеспечить материальные потребности  и базу работников бюджетной сферы (преподаватели, врачи, искусcтво, культура, МВД т.д) Если же налог будет чрезмерным, то предприятиям останется мало средств для собственного развития, поэтому важно, чтобы налоговый пресс (бремя, нагрузка) был умеренным. Сейчас он ещё очень сильный.

 

в) Политика амортизации. Амортизация наряду с чистой прибылью является источником накопления инвестиций. Чем короче сроки амортизации, тем  выше норма амортизации и себестоимость  продукции (а прибыль меньше). Но зато цикл обновления техники и технологии будет менее продолжительным, что  и способствует росту конкурентоспособности  предприятий и их продукции. Если амортизационные сроки будут  продолжительными, норма амортизации  уменьшится, уменьшится и себестоимость, а прибыль увеличится. Но в этом случае цикл обновления оборудования удлинится, а моральный износ  техники будет нарастать. В этом свете очевидна роль государства, определяющая в целом оптимальные сроки амортизации.

 

г) Инвестиционная политика. Из бюджетный средств государство на всех уровнях своего управления аккумулирует часть бюджетных средств на инвестиции. Разумеется, эти средства тратятся на создание и поддержание финансирования таких объектов, в которых очень заинтересовано государство непосредственно. Круг государственных интересов ограничен, а, учитывая очень ограниченные размеры бюджета, перечень объектов с непосредственным участием и финансированием государства очень мал. Помимо непосредственного 100% финансирования инвестиций в какую-либо программу или проспект большое влияние на инвестиционную активность оказывает, даже малая доля финансирования государством стоимости будущего объекта (10-15%). При его непосредственном участии в создании объекта легче комплектуется круг акционеров или частных соучредителей предприятия, поскольку обходится без демократических «проволочек» получение согласований всех инспекций, кредитов и т.д. Кроме того, в будущем управление предприятиями, созданных с государственным участием, гораздо лучше.

 

Помимо непосредственного  участия большую роль для активизации  инвестиционной деятельности имеет  поддержка или создание государством специализированных государственных  банков (банк реконструкции и развития), инвестиционных фондов для финансирования инвестиционных проектов, отбор которых  к реализации производится на конкурсной основе. Пока у государства на эти  цели нет достаточных средств.

 

В целом перечисленные  по пунктам «а» - «г» позиции представляют собой инструменты прямого (непосредственного) государственного регулирования инвестиционной деятельностью. Особенно концентрированное  воздействие имеют бюджетные  средства регулирования.

 

Бюджетными они  называются потому, что выделение  стимулирующих средств по ним  осуществляется, как правило, в бюджетах соответствующего уровня отдельной  строкой.

 

2.2 Экономические  денежно-кредитные средства регулирования

 

а) Ставка рефинансирования Центробанка (учетная ставка). ЦБ РФ наряду с функциями эмиссии денег (выпуск), надзора за финансовой деятельностью  коммерческих баков осуществляет установление размера ставки рефинансирования, под  которой понимают тот %, под который  ЦБ выделяет кредиты, необходимые для  стабильной деятельности, коммерческим банкам.

 

Очевидно, что размер ставки рефинансирования ЦБ определяет ставку кредитования коммерческими  банками предприятий. В настоящее  время ставка рефинансирования ЦБ - 11%. Это означает, что размер коммерческого  кредита больше на величину прибыли  и текущих затрат коммерческих банков, надбавки за риски годового темпа  инфляции.

Информация о работе Основные понятия и принципы оценки эффективности инвестиций