Анализ теории и практики развития современных денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ теории и практики развития современных денег.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить деньги как центральное звено экономической теории;
- описать различные трактовки сущности денег;
- рассмотреть зарубежный опыт денежного регулирования, охарактеризовать особенности денежной системы Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ДЕНЬГИ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ
1.2 ФУНКЦИИ И РОЛЬ ДЕНЕГ
Глава 2 РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ СУЩНОСТИ ДЕНЕГ
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДЕНЕГ
2.2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕНЕГ
Глава 3 ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1Современные деньги. Критический анализ теории и практики - курсовая (2009).doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

В течение последнего десятилетия увеличение темпов роста денежной массы обычно вело к снижению удельного веса убыточных предприятий. Наблюдалась и обратная тенденция – принимаемые меры по ограничению роста денежной массы в течение того же или следующего квартала вели к увеличению доли убыточных предприятий.

Нельзя утверждать, что проблемы нашей промышленности обусловлены исключительно проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политикой. Проблемы белорусских промышленных предприятий, в том числе рост удельного веса убыточных предприятий, обусловлен прежде всего неэффективным хозяйствованием и низкой конкурентоспособностью, о чем свидетельствует, в частности, рост запасов готовой продукции на складах предприятий-производителей.

Финансовая ситуация усугубляется также из-за необходимости выполнения предприятиями прогнозных объемных показателей и жестко поставленной задачи обеспечения безусловной выплаты заработной платы за произведенную, но не всегда реализованную продукцию. Кроме того, из-за низкой платежеспособности многих потребителей оплата части продукции производится несвоевременно.

Сложное финансовое состояние многих белорусских субъектов хозяйствования создает предпосылки для роста безработицы.

Прирост денежной массы в экономике необходим прежде всего для компенсирования общего роста уровня цен, то есть для обеспечения беспрепятственного движения прироста произведенной продукции денежными средствами по стадиям товар-деньги-товар. Скорректировав размер денежной массы и объем валового внутреннего продукта на индекс цен мы сможем оценить обеспеченность производства промышленной продукции денежной массой без инфляционной составляющей [10. C. 59].

Анализ динамики денежной массы (агрегат М2), скорректированной на индекс цен показал, что объем денежной массы в сопоставимых ценах резко сократился во второй половине 1998 г. Напомним, что это было время финансового дефолта в России и связанного с ним резким скачком цен в Беларуси. При этом общий рост уровня цен привел к тому, что на единицу продукции в стоимостном выражении денежная масса уменьшилась в 2,3 раза.

Именно финансовый кризис 1998 г. создал предпосылки для проведения в экономике Республики Беларусь более жесткой денежной политики в отношении промышленного сектора. Для этого было достаточно поддерживать сложившиеся тенденции в темпах роста денежной массы, не производя дополнительной денежной эмиссии для полной компенсации скачка цен, связанным с дефолтом 1998 г. Поэтому, хотя следующий, 1999 г. и характеризовался высокими по сравнению с предшествующими периодами темпами прироста денежной массы, однако, во-первых, дополнительная денежная эмиссия не в полной мере компенсировала рост индекса цен на промышленную продукцию и, во-вторых, значительная часть прироста денежной массы была направлена на осуществление комплекса социальных программ, развитие жилищного строительства и поддержку сельского хозяйства. При этом происходил перелив денежных средств из промышленности в другие сферы белорусской экономики.

Если в условиях относительно мягкой денежно-кредитной политики динамика денежной массы не оказывала серьезного влияния на деятельность промышленных предприятий Республики Беларусь, то после перехода к более жесткой денежно-кредитной политике усилилось влияние размеров денежной эмиссии на развитие национальной экономики вообще и промышленности, в частности. Причем зависимость развития национальной экономики от политики Национального банка Республики Беларусь проявляется прежде всего в общем ухудшении финансового состояния белорусских предприятий.

Зависимое положение Национального банка Республики Беларусь от других органов государственного управления вынуждает его делать постоянные уступки в вопросе обеспечения национальной экономики денежными средствами (выделение средств на посевную кампанию, предоставление кредита правительству в конце года и т.д.). Между тем, промышленность по-прежнему нуждается в финансовых средствах по льготным процентным ставкам не только для поддержания текущей хозяйственной деятельности, но и для технического обновления [10. C. 60].

В сложившейся обстановке ситуация в промышленности может развиваться по одному из трех вариантов:

перевод реального сектора экономики на рыночные принципы хозяйствования с отказом от доведения прогнозных показателей, резким сокращением вмешательства государства в экономические процессы для создания условий для привлечения внешних инвестиций. Возможность реализации этого варианта в современных условиях нам представляется достаточно сомнительной из-за неизбежного значительного роста безработицы и усиления социальной напряженности в обществе. Кроме того, нет гарантий, что либерализация условий хозяйственной деятельности обязательно приведет к росту иностранных инвестиций, достаточных для обеспечения конкурентоспособности белорусской промышленности;

сохранение сложившегося положения в промышленности, при котором основные производственные фонды предприятий будут продолжать стареть. Это осложнит выпуск конкурентоспособной продукции и приведет к дальнейшему постепенному ухудшению финансового положения предприятий. В таких условиях для осуществления текущей деятельности отрасль по-прежнему будет нуждаться в ограниченной, но постоянной льготной финансовой поддержке со стороны кредитно-банковской системы. Однако без крупномасштабного обновления производственных фондов промышленность республики перспектив не имеет;

определение наиболее перспективных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке предприятий, их быстрое техническое обновление за счет средств государственного бюджета и льготных кредитов. При этом выдача таких кредитов будет в определенной степени сопровождаться приростом денежной эмиссии со стороны Национального банка Республики Беларусь. Поскольку кредитные деньги будут направляться преимущественно на приобретение новой техники и технологий, то дополнительная денежная эмиссия в значительной части будет «связана» и не окажет серьезного влияния на инфляционные процессы в стране.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Если в условиях относительно мягкой денежной политики динамика денежной массы не оказывала серьезного влияния на производство валового внутреннего продукта и деятельность промышленных предприятий Республики Беларусь, то после перехода к более жесткой денежно-кредитной политике усилилось влияние размеров денежной эмиссии на развитие национальной экономики вообще и промышленности, в частности. Зависимость развития национальной экономики от политики Национального банка Республики Беларусь проявляется в общем ухудшении финансового состояния белорусских предприятий и отсутствии у них средств для технического обновления производства.

2. Анализ показывает, что Национальный банк ориентирован на современные модели экономического регулирования деятельности субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь, предполагающие эффективное хозяйствование предприятий реального сектора, вытекающую отсюда рентабельность их деятельности, стабильное получение ими прибыли.

В то же время деятельность государственных предприятий ориентирована преимущественно на выполнение прогнозных объемных показателей (прежде всего показателя прироста валового внутреннего продукта без учёта его фактической реализации) любыми средствами. Вторичность таких показателей как прибыль, рентабельность по отношению к объемным показателям затрудняет достижение финансовой стабильности.

3. Ориентация на рост стоимостных показателей, высокая степень износа основных производственных фондов, фактический запрет на сокращение излишнего персонала, рост запасов готовой продукции, рост неплатежей в экономике приводит к невозможности нормального кругооборота средств юридических лиц. В результате они нуждаются в постоянной финансовой подпитке, что связано с необходимостью дополнительной денежной эмиссии в национальную экономику. Отказ от такой государственной поддержки может привести к остановке деятельности значительного числа предприятий. Учитывая, что скрытая безработица на отечественных предприятиях оценивается до 10% от общей численности работников, то жесткая денежно-кредитная политика может привести в высвобождению до 10% экономически активного населения. Поэтому перед Правительством стоит дилемма: или поддерживать малоэффективные предприятия реального сектора экономики кредитными ресурсами Национального банка, или стимулировать рыночные преобразования, которые неизбежно будут сопровождаться ростом безработицы и усилением социальной напряженности.

4. В основу регулирования деятельности субъектов хозяйствования в экономике Республики Беларусь должна быть положена ориентация не на выполнение объемных показателей, а на обеспечение рентабельной работы. В связи с этим целесообразно отказаться от доведения предприятиям прогнозных показателей по объемам производства, заменив их показателями прибыльности и рентабельности. При этом промышленные предприятия не следует кредитовать под сверхнормативные запасы готовой продукции, следует серьезно ограничить выдачу банковских ссуд на выплату заработной платы, принять другие меры по ограничению необоснованной (с точки зрения эффективного хозяйствования) кредитной поддержки предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей.

Статистические данные свиде­тельствуют, что в последние годы Республика Беларусь достигла не­сомненных успехов в финансовой стабилизации. В 2005 году впер­вые за всю историю независимого существования нашей страны пре­доставилась возможность восполь­зоваться однозначным числом для оценки годового темпа инфляции. Однако данному успеху предшест­вовал длительный период дестаби­лизации денежно-кредитной сфе­ры и последующего преодоления сложившихся в ней негативных тенденций [7. C. 4].

Достаточно адекватное пред­ставление о процессах, происхо­дивших в денежно-кредитной сфе­ре, и причинах, определивших их развитие, можно получить на ос­нове анализа системы показате­лей, характеризующих динамику и структуру различных денежных агрегатов. Ниже представлены ре­зультаты такого анализа, прове­денного на основе статистических данных за десятилетний период (1996—2005 годы). Этот период выбран с учетом того, что к его на­чалу были преодолены острые кризисные явления в белорусской экономике первой половины 1990-х годов: возобновлен рост объема производства после его продолжительного падения и до­стигнута относительная стабиль­ность национальной валюты.

На рисунке 3.1 представлен гра­фик изменения реального объема рублевой денежной массы (дефлированной по индексу потребитель­ских цен) в течение рассматривае­мого периода (объем на 01.01.1996 принят за 100 процентов). Этот ри­сунок наглядно иллюстрирует от­меченную обратную зависимость между реальными темпами изме­нения денежного агрегата М2 и номинальными темпами роста предложения денег. Результаты проведенного корреляционного анализа подтверждают наличие указанной обратной зависимости. Коэффициент корреляции между реальными и номинальными тем­пами роста рублевой денежной массы оказался равным -0,73. Еще более тесная отрицательная корре­ляционная связь отмечена между реальными и номинальными тем­пами изменения среднегодовых объемов данного денежного агре­гата (коэффициент корреляции ра­вен -0,87).

Качественный и количествен­ный эконометрический анализ данных, получивших графическую интер­претацию на рисунке 3.1, приводит к выводу, что существует некий кри­тический темп роста денежной массы, превышение которого ведет уже не к увеличению, а к умень­шению реальной обеспеченности экономики рублевыми средствами. В частности, из эконометрического уравнения, связывающего средне­годовые реальные и номинальные темпы изменения денежного агре­гата М2, следует, что в условиях нашей экономики значение ука­занного критического темпа нахо­дится в пределах 230—240 процен­тов, и именно этот уровень был превзойден в 1999-м и 2000 годах, когда реальные темпы прироста среднегодовой рублевой денежной массы были отрицательными [7. C. 5].

На рисунке 3.1 видно, что во вто­рой половине рассматриваемого периода (2001—2005 годы) при снижении номинальных темпов роста предложения денег было до­стигнуто значительное увеличение темпов реальной обеспеченности экономики рублевыми средствами. Если в первом пятилетии (1996— 2000 годы) при росте денежного предложения в 50,2 раза реальные денежные остатки возросли только на 7,3 процента (среднегодовой темп прироста — 1,4 процента), то во втором они увеличились в 4,49 раза (среднегодовой темп прироста — 35 процентов), хотя за это время предложение денег увеличилось только в 13,8 раза.

Реальный объем среднегодовой рублевой денежной массы (скор­ректированный на основе дефлято­ра ВВП) в 2000 году только на 0,7 процента превысил объем 1996 го­да. Но если учесть реальный эко­номический рост, достигнутый за этот период (валовой внутренний продукт в 2000 году на 35,8 про­цента превзошел уровень 1996 го­да), то становится очевидным, что реальная обеспеченность экономи­ческого оборота денежными сред­ствами за эту пятилетку сущест­венно уменьшилась. Представлен­ный на рисунке 3.2 график измене­ния коэффициента монетизации, определяемого как отношение среднегодового объема рублевой денежной массы к валовому внут­реннему продукту, наглядно иллю­стрирует это парадоксальное последствие чрезмерно интенсивного роста денежного предложения. Ес­ли в 1996 году коэффициент моне­тизации составлял 8,5 процента, то к 2000 году он уменьшился до 5 процентов. Впоследствии уровень монетизации 1996 года был вос­становлен только в 2004 году.

Рис. 3.1. Динамика РДМ в 1996-2005 годах, темпы прироста за год

 

Наличие обратной зависимости между темпами роста денежного предложения и коэффициентом монетизации в условиях высокой инфляции имеет конкретное объ­яснение. При увеличении предло­жения денег, не подкрепленного соответствующим ростом объемов производства, происходит сниже­ние их покупательной способнос­ти, что побуждает всех субъектов экономики быстрее обменивать их на товары, устойчивую иностран­ную валюту или другие, сохраня­ющие свою реальную стоимость, активы. И чем больше такое обес­ценивание денег (усиление инфля­ции спроса), тем быстрее все стре­мятся избавиться от них, а это увеличивает скорость их обраще­ния. Коэффициент же монетиза­ции, рассчитываемый как отноше­ние денежной массы к ВВП, есть не что иное, как величина, обрат­но пропорциональная скорости об­ращения денег, поэтому при ее по­вышении он уменьшается [7. C. 6].

Рис. 3.2. Динамика реального ВВП, реальной среднегодовой РДМ и коэффициента монетизации в 1996-2006 годах

 

Экономическая практика неод­нократно свидетельствовала, что наиболее резкое падение уровня монетизации имело место в стра­нах с наиболее значительным рос­том предложения денег и высоким уровнем инфляции. Уже много раз повторявшиеся в различных стра­нах попытки восполнить "нехват­ку денег", вызванную инфляцией, за счет ускоренной эмиссии приво­дили к еще большей их нехватке, еще быстрейшему раскручиванию маховика инфляции.

Информация о работе Анализ теории и практики развития современных денег