Единственность и стабильность равновесия на конкурентных рынках (по Маршаллу и по Вальрасу)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать рыночное равновесие и представить подходы к изучению единственности и стабильности (устойчивости) рыночного равновесия.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие рыночного равновесия;
2. Описать основные положения моделей рыночного равновесия Л.Вальраса и А. Маршалла.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты изучения равновесия на конкурентных рынках
1.1 Понятие равновесия на конкурентном рынке
1.2 Теории достижения рыночного равновесия Л. Вальраса и А. Маршалла
1.3 Л. Вальрас и А. Маршалл о единственности равновесия
1.4 Взгляды Л. Вальраса и Л. Маршалла на стабильность равновесия
2 Рыночное равновесие в отечественной экономике
2.1 Либерализация цен в России и начало функционирования механизма рыночного равновесия
2.2 Особенности равновесия спроса и предложения в современной России
2.3 Восстановление равновесия на рынке недвижимости Уральского региона в 2010- 2011 гг.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Штефан О.В. Э-14.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Единственность  и стабильность равновесия на конкурентных рынках (по Маршаллу и по Вальрасу)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение 

1 Теоретические аспекты изучения равновесия на конкурентных рынках

   1.1 Понятие равновесия  на  конкурентном рынке

   1.2 Теории достижения рыночного равновесия  Л. Вальраса и А. Маршалла

   1.3  Л. Вальрас и А. Маршалл о единственности равновесия

   1.4 Взгляды Л. Вальраса и Л. Маршалла на стабильность равновесия

2 Рыночное равновесие в отечественной экономике

2.1 Либерализация цен в России и начало функционирования механизма рыночного равновесия

2.2 Особенности равновесия  спроса и предложения в современной  России

2.3 Восстановление равновесия  на рынке недвижимости Уральского региона  в 2010- 2011 гг.

 

Заключение 

Список использованных источников и литературы

 

 

 

3

 

5

5

 

9

14

 

15

22

 

22

 

24

 

28

 

31

33


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 

Рыночный механизм имеет  ряд  преимуществ по сравнению  с механизмом централизованного производства  и распределения командно-административной системы. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами. Следовательно, в рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке порождает  равновесную цену и равновесный  объем, или рыночное равновесие. Под  рыночным равновесием понимается ситуация на рынке, при которой нет тенденции  к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был  швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас  использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания.

В свою очередь взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла».

В курсовой работе рассматриваются такие понятия,  как рыночное равновесие;   единственность и стабильность  рыночного равновесия  на конкурентных рынках.

  Данная тема является  актуальной и в наши дни,  так как с проблемами, которые  рассматриваются в ней, экономисты  сталкиваются довольно часто.  Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.

Определение  единственности и стабильности рыночного равновесия  будут рассмотрены с точки  зрения двух альтернативных подходов Л.Вальраса и А.Маршалла.

Цель работы: охарактеризовать рыночное равновесие и представить подходы к изучению единственности и стабильности (устойчивости) рыночного равновесия.

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие рыночного равновесия;
  2. Описать основные положения моделей рыночного равновесия Л.Вальраса и А. Маршалла.
  3. Рассмотреть единственность и устойчивость рыночного равновесия.
  4. Охарактеризовать особенности равновесия в рыночной экономике России.

          5. Проанализировать процесс восстановления равновесия на рынке недвижимости Уральского региона в 2010-2011 гг.

Объект исследования: рыночное равновесие.

Предмет исследования: единственность равновесия, стабильность равновесия.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматривается  понятие рыночного равновесия, охарактеризованы модели рыночного равновесия А. Маршалла и Л.Вальраса. Описаны такие свойства рыночного равновесия как единственность и устойчивость. Вторая глава посвящена анализу особенностей рыночного равновесия в России,  в качестве примера рассмотрено восстановление равновесия на рынке недвижимости Уральского региона в 2010-2011 гг.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ НА КОНКУРЕНТНЫХ  РЫНКАХ 

 

 

    1. Понятие равновесия на конкурентном рынке

 

 

Рынок представляет собой  саморегулирующийся механизм  размещения ресурсов, производства, распределения  и обмена благ,  основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала1.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес  покупателя состоит в том, чтобы  купить качественный товар, но по более  дешевой цене и удовлетворить  свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

У производителей-продавцов  другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки. 
           На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний1.

Рыночный механизм максимально  эффективен только в чисто  конкурентной среде производства частных товаров  и услуг, в условиях  совершенной  конкуренции и отсутствия трансакционных издержек.

Спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий. На конкурентном рынке происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение  полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.

Представители классической школы, наблюдая восстановление рыночного  равновесия с помощью ценовой  и количественной подстройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок - это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

В классической экономической  теории существует два подхода к  исследованию рыночного равновесия  - по Вальрасу и Маршаллу.

В конце XIX в. основоположник неоклассического направления выдающийся английский экономист А. Маршалл (1842-1924) доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют и предложение, и спрос, подобно тому как в разрезании бумаги участвуют оба лезвия ножниц1.

Для того чтобы описать  этот процесс, надо свести вместе продавцов  и покупателей и показать соответствующие  кривые спроса и предложения, которые  отражают их интересы.

Равновесие посредством  ценового механизма может устанавливаться как на отдельных рынках, так и в целом на микро- и макроуровнях. Однако условия и методы, обеспечивающие равновесие на разных уровнях, неодинаковы.

Сущность рыночного  равновесия заключается в том, что  в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Иными словами, рыночное равновесие –  это положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рисунок 1) и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка P- цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.


Рисунок 1 - Рыночное    равновесие1

 

Профессор лозаннского университета  швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления  в экономической теории, рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки.

Он обосновал принципиальную возможность состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции, использовав при этом систему уравнений, определяющих объем производства и цены на рынках товаров и ресурсов. Его исследования показали, что для общего равновесия должно соблюдаться соответствие между структурой производства и структурой потребления.

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию (формула 1):

                                            P= PD = PS                                                                                  (1)                

 

При данной цене на рынке  устанавливается и равновесное  количество предлагаемых на рынке товаров (формула 2): 

 

                                              Q = QD = QS                                                                                   (2)

           В следующем разделе остановимся  на основных постулатах теории  равновесия А. Маршалла и Л.  Вальраса.

 

 

1.2 Теории достижения  рыночного равновесия Л. Вальраса и А. Маршалла

 

Таким образом, рыночное равновесие рассматривается как гармония интересов продавцов и покупателей или как отсутствие диспропорции между спросом и предложением. Оно может существовать до тех пор, пока данное состояние рынка соответствует интересам продавцов и покупателей. При любом другом положении на рынке (изменении цены или объемов) он выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В этом случае и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия. Проиллюстрируем это с помощью различных альтернативных подходов к достижению равновесия, разработанных учеными Л. Вальрасом, А. Маршаллом.

Л. Вальрас первым попытался описать  как достигнуть микроэкономическую стабильность и равновесие через систему уравнений.

Информация о работе Единственность и стабильность равновесия на конкурентных рынках (по Маршаллу и по Вальрасу)