Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать рыночное равновесие и представить подходы к изучению единственности и стабильности (устойчивости) рыночного равновесия.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие рыночного равновесия;
2. Описать основные положения моделей рыночного равновесия Л.Вальраса и А. Маршалла.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения равновесия на конкурентных рынках
1.1 Понятие равновесия на конкурентном рынке
1.2 Теории достижения рыночного равновесия Л. Вальраса и А. Маршалла
1.3 Л. Вальрас и А. Маршалл о единственности равновесия
1.4 Взгляды Л. Вальраса и Л. Маршалла на стабильность равновесия
2 Рыночное равновесие в отечественной экономике
2.1 Либерализация цен в России и начало функционирования механизма рыночного равновесия
2.2 Особенности равновесия спроса и предложения в современной России
2.3 Восстановление равновесия на рынке недвижимости Уральского региона в 2010- 2011 гг.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Дальнейшее движение будет уже осуществляться по Маршаллу за счет возникшей разности в уровнях цен. При рыночном объеме Q'1 имеем превышение цены спроса (а следовательно, и рыночной цены Р'1) над ценой предложения. При таком соотношении цен производство рентабельно, и производители станут увеличивать выпуск, а, следовательно, и объем предложения товара. В результате этого движение будет происходить вправо от объема Q'1.
Что касается рыночного объема Q"2, то здесь после прекращения действия механизма Вальраса имеем превышение цены предложения над ценой спроса (а следовательно, и над рыночной ценой Р'2). Это значит, что производство в данном случае убыточно и производители станут уменьшать выпуск, а, следовательно, и объем предложения товара. В результате этого движение будет происходить влево от объема Q"2. Отсюда можно сделать вывод, что у рассматриваемого рынка равновесие нестабильно.
Проанализируем теперь характер действия
интегрального механизма
Рисунок 8 - Механизм восстановления рыночного равновесия при нормальном расположении линии спроса и линии предложения1
При цене Р1, согласно Вальрасу, на рынке возникнет превышение объема спроса (Q'D) над объемом предложения (Q'S). Под влиянием избыточного спроса (ΔQD) цена Р1 устремится вверх вдоль линии спроса, но не к точке Е, а к точке В и достигнет уровня Р'1. Остановка движения цены в точке В произойдет потому, что здесь объем спроса совпадет с объемом предложения (Q'S), а следовательно, ΔQD окажется равным нулю. На этом действие механизма Вальраса прекратится. Дальнейшее движение будет происходить с помощью механизма Маршалла. Поскольку в сложившейся ситуации цена спроса (а, следовательно, и рыночная цена P'1) превышает цену предложения, находящуюся на уровне Р1 то производство окажется рентабельным, и предприниматели станут увеличивать выпуск, а также предложение товара. В результате этого движение будет происходить вправо от Q'S, то есть к точке рыночного равновесия Е.
Рассмотрим теперь ситуацию при цене P2. Здесь имеет место превышение объема предложения (Q"S) над объемом спроса (Q"D). Избыточное предложение (ΔQS) заставляет цену Р2 снижаться. Ее движение будет происходить по линии спроса до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения Q"S. Такое положение будет достигнуто в точке К, когда рыночная цена выйдет на уровень P'2. Поскольку в данной ситуации ΔQs окажется равным нулю, то механизм Вальраса прекратит свое действие. Дальнейшее движение будет происходить за счет разности в уровнях цен, то есть с помощью механизма Маршалла. Учитывая, что здесь цена предложения, находящаяся на уровне Р2 превышает цену спроса (а, следовательно, и рыночную цену P'2), производство окажется убыточным, и потому предприниматели начнут уменьшать объем выпуска, сокращая одновременно объем предложения товара. В результате этого движение будет происходить влево от объема Q"S, то есть к точке рыночного равновесия Е. Отсюда можно сделать вывод, что рассматриваемый рынок обладает стабильным равновесием.
Таким образом, в данной главе были охарактеризованы модели рыночного равновесия Л. Вальраса и А. Маршалла, а также такие характеристики рыночного равновесия как единственность и стабильность.
В следующей главе рассмотрим законы равновесия применительно к российскому рынку.
2 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Либерализация цен в Росcии и начало функционирования механизма рыночного равновесия
На всем протяжении советской истории народное хозяйство отличалось крайней неэффективностью, несбалансированностью, низким уровнем жизни, а в последние десятилетия – и отторжением научно-технического прогресса.
Например, в послевоенный период потребление сырья и энергии на единицу конечного продукта в СССР превосходило аналогичный показатель по США в полтора-два раза. Средний срок строительства промышленного предприятия составлял около 15 лет по сравнению с менее чем двумя годами в США. В 1960-1980-е гг. как минимум 15% рабочей силы в промышленности было избыточным - администрация держала их «на всякий случай» или не имела возможности уволить.
Избыточной была и как минимум примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции – это значит, что она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из-за низкого качества, стремления предприятия иметь резервы на случай перебоя в поставках или просто из-за несовпадения спроса и предложения.
В отличие от рыночного хозяйства, которому, как известно, внутренне присуще стремление к равновесию, государственному социализму присуще устойчивое превышение спроса над предложением.
Социалистические предприятия не несли финансовой ответственности за свою хозяйственную деятельность, в том числе за соотношение затрат и результатов. Социалистическое предприятие не знало конкуренции и банкротств. Поэтому руководители предприятий стремились получить от государства как можно больше ресурсов, чтобы облегчить себе выполнение плана.
Цена в плановой экономике жестко устанавливалась государством и не была связана с объемом спроса и предложения. К примеру, спрос на колбасу значительно превышал ее предложение.
Либерализация цен стала одной из наиболее значимых вех в реформировании российской экономики из плановой в рыночную. 2 января 1992 г. предприятия получили право по своему усмотрению устанавливать цены на свою продукцию, что повлекло за собой радикальную перестройку всей экономики. Первоначально было либерализовано 80% оптовых и 90% розничных цен1. Не были «отпущены» только цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко, лекарства), а также на важнейшие ресурсы (энергоносители и транспорт), резкий скачок которых дезорганизовал бы промышленность. Однако эти островки жестко закрепленных цен быстро разрушились: в марте 1992 г. были либерализованы цены на оставшиеся потребительских товаров, в мае – цены на нефть.
Дольше всего регулированию подвергалась цена труда - заработная плата. Сначала она индексировалась (т.е. увеличивалась для компенсации инфляции) особыми решениями правительства. Затем был введен специальный налога на сверхнормативную заработную плату, который буквально разорял предприятия, решавшие платить своим людям больше, чем было определено государством. Относительная либерализация заработной платы завершилась лишь к 1996 г., однако и сейчас зарплата бюджетников находится под контролем государства, что сравнительно влияет на общий уровень трудовых заработков в стране.
С момента либерализации цены стали устанавливаться в зависимости от спроса и предложения на данный товар. Следствием либерализации цен явился «запуск» (весьма непростой для людей – ведь рост заработной платы ограничивался) регулирующего механизма равновесных цен в российской экономике. На рынке появилось практически все. Дефицит остался только в деньгах. Цены товаров начали направлять потоки спроса потребителей и предприятий. Новая роль цены буквально вынудила субъектов экономических отношений переориентироваться с модели поведения на основе плановых сигналов к поведению на основе сигналов рыночных.
Мотивация действий людей пошла по рыночным каналам стала прямо зависеть от уровня равновесных цен. Далее рассмотрим особенности равновесия спроса и предложения в отечественной экономике современного периода.
2.1 Особенности равновесия спроса и предложения в современной России
В реальной жизни состояние макроэкономического равновесия является практически недостижимым. Но и отказ от понятия равновесия невозможен. Это хорошо объясняет кандидат экономических наук М. Лихачев в одной из своих статей: "Отказ от понятия равновесия ставит перед экономистами проблему объяснения устойчивости рыночной системы: любое измерение параметров экономической деятельности (объемов производства, цен, доходов и т.д.) в рыночной системе создает условия для извлечения спекулятивного дохода и неизбежно вовлекает в этот процесс значительную часть экономических субъектов, стремящихся увеличить свою выгоду или, в неблагоприятных условиях, снизить потери. Если эти импульсы, постоянно возникающие под влиянием многообразных факторов, не будут "затухать", параметры рыночной системы будут неограниченно колебаться, и она разрушится"1.
В самом общем виде экономическое равновесие выступает как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе «Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала 2009 года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента1.
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России. После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз.
Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса и выхода из него.
Следующей особенностью
рынков в России является то, что
многие из них представляют собой
механизмы несовершенной
Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены.
Тоже самое касается и номенклатуры. Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2009 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица.
Следующей особенностью формирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю на рынке товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний день неконкурентоспособна с иностранными фирмами.. По данным таможенной службы, по итогам 2009 и 2010 года импорт наукоемкой продукции превышает 50 %1. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.
Таким образом, к особенностям равновесия спроса и предложения в современной России можно отнести: вмешательство государства в формирование цен; протекционистская политика государства; поддержка падающего спроса; олигополистический характер рынков; сильная связь спроса с социальными факторами, такими как уровень заработной платы и безработицы; высокая доля импортных дешевых товаров в структуре рыночного оборота.