Факторы экономическог роста казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении основных факторов ускорения экономического роста в мире и в определении особенностей их влияния на темпы роста душевого ВВП в ведущих развивающихся странах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проследить эволюцию теории экономического роста во второй половине XX века и оценить эффективность применения основных моделей при выполнении эмпирических исследований.
Разработать методику, позволяющую при проведении макроэкономических исследований получать устойчивые результаты и учитывать воздействие уровня развития страны на экономические процессы.
Путем статистического анализа специально сформированной выборки стран определить основные факторы экономического роста в мире в 1960-2011 гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Эволюция теории экономического роста во второй половине XX века 5
1.2 Теоретико-методологические подходы к анализу факторов, обеспечивающих рост макроэкономической системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ. 24
2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной Азии и стран-экспортеров нефти 24
2.2. Влияние детерминант роста в странах с разными уровнями развития экономики 28
2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста 56
ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 64
3.1 Характеристика потенциала роста казахстанской экономики 64
3.2 Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) 75
3.3 Оптимальная стратегия политики роста в казахстанской экономике 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) ДИП ЭКОНОМ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Приведенные в табл. 10 данные также наглядно свидетельствуют  о том, что воздействие на результаты исследования состава выборки является более ощутимым, чем эффект от рассмотрения разных временных интервалов.

Из результатов корреляционного  анализа также следует, что сильнее  всего стимулируют экономический  рост повышение нормы накопления, увеличение объемов внутренних сбережений и рост прямых иностранных инвестиций. Положительное влияние внешней  торговли на развитие экономики не столь велико и менее устойчиво. Государственные расходы практически всегда оказывают стабильное отрицательное воздействие на рост ВВП на душу населения. Слабее всего в мировой экономике выражено негативное влияние международной помощи. Обобщение полученных данных позволяет также заключить, что влияние большинства из рассмотренных факторов наиболее ярко и устойчиво проявляется в группе развитых стран.

Разработана методика формирования выборки государств и разделения ее на относительно однородные группы, позволяющая учитывать влияние на макроэкономические процессы уровня развития страны.

С использованием данной методики сформирована репрезентативная выборка из 87 государств, на которые  в 2004 г. приходилось 96.3% мирового ВВП.

Методом корреляционного анализа изучено влияние 30 макроэкономических переменных на темпы роста ВВП на душу населения в 1960-2004 гг. Определены 11 основных факторов развития. Показано, что характер их влияния на темпы роста душевого ВВП зависит от уровня развития страны.

Выявлены 6 ключевых детерминант  экономического роста, воздействие  которых на динамику роста ВВП  на душу населения в наибольшей степени  зависит от уровня развития страны.

Определены три типа влияния детерминант роста на экономическую динамику.

Установлено, что воздействие  большинства из изученных показателей  наиболее сильно и устойчиво проявляется  в экономике развитых стран.

Таблица 7

Средние значения основных макроэкономических индикаторов групп стран с разным уровнем

развития за 1960-2011гг.

   

ВВП на душу населения, тыс. долл.

Темпы прироста ВВП

на душу населения, %

 

% ВВП

Между

 

Группа

Доля в  мировом ВВП, %

Валовое накопление

Валовые внутренние сбережения

Госрасходы

ПИИ

Торговля

народная  помощь, % валового накопления

1960-1973

А

1.2

3.1

4.4

20.0

17.4

12.2

1.0

45.1

20.9

В

6.2

5.0

6.9

21.8

28.6

11.8

1.2

50.1

5.5

С

11.2

4.2

74.6

26.9

25.2

15.8

1.6

46.6

6.0

 

А

1.6

0.4

5.9

25.6

21.6

14.4

0.8

61.9

15.5

В

6.2

1.9

9.4

26.7

28.4

15.0

0.9

60.8

2.2

 

С

16.6

2.2

78.6

25.0

23.4

20.0

1.2

61.3

10.3

 

А

1.7

1.6

9.0

23.0

18.6

13.8

2.1

72.5

17.3

 

В

6.3

1.8

11.4

23.3

24.0

16.9

3.0

83.3

1.8

С

22.8

2.0

76.2

21.6

24.5

19.8

3..9

69.2

2.9

 

А

1.5

1.7

6.5

23.1

18.5

14.1

1.5

65.1

17.9

 

В

5.8

2.3

9.3

24.2

25.5

15.9

2.2

76.0

3.0

С

17.0

2.7

76.5

24.0

24.0

18.7

2.5

69.2

6.5



Источник: Рассчитано по World Development Indicators 2006.


2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста

 

 

В целях обеспечения  участия государства в диверсификации экономики разработана программа  «30 корпоративных лидеров Казахстана», которая определяет наиболее важные направления государственного вмешательства в экономику Казахстана.

Участие государства  в процессе экономической диверсификации и модернизации будет обеспечиваться созданием условий для развития и роста отечественных компаний, а также занятием государством активной и ведущей роли в обеспечении экономического прорыва.

В свою очередь корпоративные  лидеры должны занять ведущее место в

экономике Казахстана и  стать конкурентными «игроками» региональной и глобальной экономики.

Цель  Государственной  программы «30 корпоративных лидеров  Казахстана»: практический прорыв в  приоритетных экономических направлениях Казахстана через:</h4>

- создание, укрепление  и развитие  30-ти корпоративных  лидеров Казахстана, которые должны занять ведущее место в экономике, являясь конкурентными «игроками» в региональной и глобальной экономике;

- реализацию прорывных  проектов способных оказать мультипликативный эффект на отрасли экономики.

Задачи:

1)  обеспечить создание  и бесперебойное функционирование организационно-управленческого механизма по поддержке процессов создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана, механизма поддержки внедрения и реализации прорывных проектов;

2) обеспечить согласованное  развитие и проведение государственных политик в экономической и смежных с ней сферах, способствующих эффективному функционированию корпоративных лидеров Казахстана и успешной реализации прорывных проектов;

3) обеспечить адекватное  развитие инструментов и источников финансового сопровождения процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов;

4) обеспечить эффективное  информационно-аналитическое, маркетинговое и политическое сопровождение процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов;

5) обеспечить адекватное  ресурсное и инфраструктурное  сопровождение процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.

Основные направления  и механизм реализации Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»

Первое направление. Создание и бесперебойное функционирование организационно-управленческого механизма по поддержке процессов создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана, внедрения и реализации прорывных проектов.

Для реализации взаимных интересов и обязательств между государством и бизнес-сообществом будет заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и общенациональными объединениями предпринимателей, руководителями ведущих предпринимательских и финансовых структур.

Со стороны государства  должно быть обеспечено создание работающей и взаимовыгодной системы государственно-частного партнерства, в том числе механизмов управления, взаимодействия, содействия процессам создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана.

В этих целях будет  проделана работа по консолидации и координации усилий различных структур, включая органы государственного управления.

Также будет реализован комплекс правовых и иных мер, в результате которых статус корпоративного лидера позволит компаниям:

1) автоматически входить в состав Совета национальных инвесторов;

2) иметь государственную поддержку получения права недропользования, землепользования;

3) иметь государственную  поддержку получения доступного финансирования;

4) иметь государственную  поддержку на инфраструктурное сопровождение, необходимое для реализации прорывного проекта;

5) иметь государственную  поддержку на привлечение иностранных специалистов высокой квалификации на реализацию собственных проектов;

6) иметь политическую  поддержку при осуществлении  экспортных операций.

В свою очередь корпоративные лидеры должны оказывать полную поддержку и принимать активное участие в модернизации экономики страны, включая реализацию прорывных проектов в целях решения поставленной Главой государства задачи по вхождению Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Присвоение статуса  корпоративного лидера Казахстана накладывает на компанию ряд обязательств по эффективной реализации прорывного проекта, а также по дальнейшему планомерному повышению конкурентоспособности компании в мировой экономике. В частности, по участию на фондовых рынках, в конкурсах международных корпоративных лидеров по соответствующим направлениям, в рейтингах и/или отраслевых обзорах признанных инвестиционных и консультационных компаний, по созданию глобального бренда, уникальных продуктов и дизайна.

Предварительно предполагается, что разделение рисков между Правительством и бизнес-сообществом при реализации прорывных проектов будет осуществляться путем приобретения акций 25%+1 для государства и 75%—1 для частного бизнеса. При наличии более одного потенциального инвестора на реализацию проекта возможно создание консорциумов.

Второе направление. Согласованное развитие и проведение государственных политик в экономической и смежных с ней сферах, способствующих эффективному функционированию корпоративных лидеров Казахстана и успешной реализации прорывных проектов.

Будет проведена ускоренная комплексная работа по улучшению инвестиционной, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, торговой, миграционной и других политик, отвечающих взаимным интересам бизнеса и государства. В частности, предполагается разработка и реализация комплекса мер по формированию оптимального уровня налоговой нагрузки, устранению дефектов налогового и таможенного администрирования.

Третье направление. Обеспечение адекватного развития инструментов и источников финансового сопровождения процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.

Предусматривается серьезная  проработка и решение вопросов, включая вопросы повышения эффективности функционирования и использования Национального фонда, республиканского бюджета, пенсионных накоплений и сбережений населения. Особое внимание будет уделено развитию инвестиционной активности в несырьевом секторе, в том числе через развитие инвестиционных возможностей и инициатив казахстанских институтов развития и национальных компаний, развитие системы зон экономического стимулирования.

Четвертое направление. Обеспечение эффективного информационно-аналитического, маркетингового и политического сопровождения процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.

В рамках этого направления будет проведена системная работа по установлению оперативного и полноценного информационного обмена по проблемам модернизации экономики, реализации прорывных проектов, а также постоянный диалог, в том числе в рамках создаваемого Совета национальных инвесторов Казахстана.

Пятое направление. Адекватное ресурсное и инфраструктурное сопровождение процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.

В рамках данного направления планируется проведение комплексной работы по содействию эффективной реализации прорывных проектов в части целевых организаций и реализации инфраструктурных проектов, управления государственными активами, подготовки, переподготовки и повышения квалификации отечественных кадров.

Программа будет реализоваться  через разработку и реализацию плана мероприятий.

Роль политикоопределяющего  органа будет реализовываться Государственной  комиссией по модернизации экономики.

В качестве рабочего органа Государственной комиссии по модернизации экономики выступит Министерство экономики и бюджетного планирования.

Таким образом, создание такого института как «корпоративный лидер Казахстана» и реализация конкретных прорывных проектов будет  способствовать диверсификации экономики Казахстана и к 2015 году обеспечит стране высокую конкурентоспособность и вхождение в число пятидесяти развитых стран мира.

Соответственно ожидается, что в результате реализации программы  должны быть получены следующие результаты:

Улучшатся социально-экономические показатели страны, в частности: ВВП, объем инвестиций в основной капитал, доля товарооборота в мировой торговле (экспортоориентированной), товарной и сервисной продукции.

Мультипликативный эффект прорывных проектов позволит уйти от сырьевой направленности национальной экономики.

Будут привлечены в страну новые передовые инновационные технологии по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, при этом доля перерабатывающих отраслей в экономике страны будет значительно увеличена.

Механизм государственно-частного партнерства, используемый при реализации прорывных проектов, станет основой дальнейших взаимоотношений государства и бизнеса.

О темпах реализации проекта  корпоративного лидерства можно судить хотя бы потому, что за первый год запуска «30 корпоративных лидеров» было отобрано 86 инновационных проектов на сумму 56 миллиардов долларов. В разработку прорывных проектов были активно вовлечены регионы республики.

Среди наиболее ярких примеров можно выделить строительство трех заводов на территории индустриального парка Астаны: по производству автомобилей «Nissan» с мощностью до 30 тысяч автомашин в год (оборудование будет поставляться с заводов «Nissan», ввод предприятия в эксплуатацию предполагается в текущем году). Второе — казахстанско-финского завода «Nokian» по производству автомобильных шин мощностью до четырех миллионов штук в год, причем не менее 50 процентов продукции пойдет на экспорт. Третье — локомотивосборочно-го завода с объемом инвестиций 78 миллионов долларов.

Павлодарская область  презентовала проект строительства завода по производству хлора и каустической соды. Срок реализации - 2009 год, стоимость - 108 миллионов долларов. С пуском завода будет открыто 420 новых рабочих мест. Как было отмечено, аналогов такого производства в республике нет.

Информация о работе Факторы экономическог роста казахстана