Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении основных факторов ускорения экономического роста в мире и в определении особенностей их влияния на темпы роста душевого ВВП в ведущих развивающихся странах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проследить эволюцию теории экономического роста во второй половине XX века и оценить эффективность применения основных моделей при выполнении эмпирических исследований.
Разработать методику, позволяющую при проведении макроэкономических исследований получать устойчивые результаты и учитывать воздействие уровня развития страны на экономические процессы.
Путем статистического анализа специально сформированной выборки стран определить основные факторы экономического роста в мире в 1960-2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Эволюция теории экономического роста во второй половине XX века 5
1.2 Теоретико-методологические подходы к анализу факторов, обеспечивающих рост макроэкономической системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ. 24
2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной Азии и стран-экспортеров нефти 24
2.2. Влияние детерминант роста в странах с разными уровнями развития экономики 28
2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста 56
ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 64
3.1 Характеристика потенциала роста казахстанской экономики 64
3.2 Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) 75
3.3 Оптимальная стратегия политики роста в казахстанской экономике 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приведенные в табл. 10 данные также наглядно свидетельствуют о том, что воздействие на результаты исследования состава выборки является более ощутимым, чем эффект от рассмотрения разных временных интервалов.
Из результатов
Разработана методика формирования выборки государств и разделения ее на относительно однородные группы, позволяющая учитывать влияние на макроэкономические процессы уровня развития страны.
С использованием данной методики сформирована репрезентативная выборка из 87 государств, на которые в 2004 г. приходилось 96.3% мирового ВВП.
Методом корреляционного анализа изучено влияние 30 макроэкономических переменных на темпы роста ВВП на душу населения в 1960-2004 гг. Определены 11 основных факторов развития. Показано, что характер их влияния на темпы роста душевого ВВП зависит от уровня развития страны.
Выявлены 6 ключевых детерминант экономического роста, воздействие которых на динамику роста ВВП на душу населения в наибольшей степени зависит от уровня развития страны.
Определены три типа влияния детерминант роста на экономическую динамику.
Установлено, что воздействие большинства из изученных показателей наиболее сильно и устойчиво проявляется в экономике развитых стран.
Таблица 7
Средние значения основных макроэкономических индикаторов групп стран с разным уровнем
развития за 1960-2011гг.
ВВП на душу населения, тыс. долл. |
Темпы прироста ВВП на душу населения, % |
% ВВП |
Между | |||||||
Группа |
Доля в мировом ВВП, % |
Валовое накопление |
Валовые внутренние сбережения |
Госрасходы |
ПИИ |
Торговля |
народная помощь, % валового накопления | |||
1960-1973 |
А |
1.2 |
3.1 |
4.4 |
20.0 |
17.4 |
12.2 |
1.0 |
45.1 |
20.9 |
В |
6.2 |
5.0 |
6.9 |
21.8 |
28.6 |
11.8 |
1.2 |
50.1 |
5.5 | |
С |
11.2 |
4.2 |
74.6 |
26.9 |
25.2 |
15.8 |
1.6 |
46.6 |
6.0 | |
А |
1.6 |
0.4 |
5.9 |
25.6 |
21.6 |
14.4 |
0.8 |
61.9 |
15.5 | |
В |
6.2 |
1.9 |
9.4 |
26.7 |
28.4 |
15.0 |
0.9 |
60.8 |
2.2 | |
С |
16.6 |
2.2 |
78.6 |
25.0 |
23.4 |
20.0 |
1.2 |
61.3 |
10.3 | |
А |
1.7 |
1.6 |
9.0 |
23.0 |
18.6 |
13.8 |
2.1 |
72.5 |
17.3 | |
В |
6.3 |
1.8 |
11.4 |
23.3 |
24.0 |
16.9 |
3.0 |
83.3 |
1.8 | |
С |
22.8 |
2.0 |
76.2 |
21.6 |
24.5 |
19.8 |
3..9 |
69.2 |
2.9 | |
А |
1.5 |
1.7 |
6.5 |
23.1 |
18.5 |
14.1 |
1.5 |
65.1 |
17.9 | |
В |
5.8 |
2.3 |
9.3 |
24.2 |
25.5 |
15.9 |
2.2 |
76.0 |
3.0 | |
С |
17.0 |
2.7 |
76.5 |
24.0 |
24.0 |
18.7 |
2.5 |
69.2 |
6.5 |
Источник: Рассчитано по World Development Indicators 2006.
В целях обеспечения
участия государства в
Участие государства в процессе экономической диверсификации и модернизации будет обеспечиваться созданием условий для развития и роста отечественных компаний, а также занятием государством активной и ведущей роли в обеспечении экономического прорыва.
В свою очередь корпоративные лидеры должны занять ведущее место в
экономике Казахстана и стать конкурентными «игроками» региональной и глобальной экономики.
Цель Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»: практический прорыв в приоритетных экономических направлениях Казахстана через:</h4>
- создание, укрепление и развитие 30-ти корпоративных лидеров Казахстана, которые должны занять ведущее место в экономике, являясь конкурентными «игроками» в региональной и глобальной экономике;
- реализацию прорывных
проектов способных оказать
Задачи:
1) обеспечить создание и бесперебойное функционирование организационно-управленческого механизма по поддержке процессов создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана, механизма поддержки внедрения и реализации прорывных проектов;
2) обеспечить согласованное развитие и проведение государственных политик в экономической и смежных с ней сферах, способствующих эффективному функционированию корпоративных лидеров Казахстана и успешной реализации прорывных проектов;
3) обеспечить адекватное
развитие инструментов и
4) обеспечить эффективное информационно-аналитическое, маркетинговое и политическое сопровождение процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов;
5) обеспечить адекватное
ресурсное и инфраструктурное
сопровождение процессов
Основные направления и механизм реализации Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»
Первое направление. Создание и бесперебойное функционирование организационно-управленческого механизма по поддержке процессов создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана, внедрения и реализации прорывных проектов.
Для реализации взаимных интересов и обязательств между государством и бизнес-сообществом будет заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и общенациональными объединениями предпринимателей, руководителями ведущих предпринимательских и финансовых структур.
Со стороны государства должно быть обеспечено создание работающей и взаимовыгодной системы государственно-частного партнерства, в том числе механизмов управления, взаимодействия, содействия процессам создания, укрепления и развития корпоративных лидеров Казахстана.
В этих целях будет проделана работа по консолидации и координации усилий различных структур, включая органы государственного управления.
Также будет реализован комплекс правовых и иных мер, в результате которых статус корпоративного лидера позволит компаниям:
1) автоматически входить в состав Совета национальных инвесторов;
2) иметь государственную поддержку получения права недропользования, землепользования;
3) иметь государственную поддержку получения доступного финансирования;
4) иметь государственную поддержку на инфраструктурное сопровождение, необходимое для реализации прорывного проекта;
5) иметь государственную поддержку на привлечение иностранных специалистов высокой квалификации на реализацию собственных проектов;
6) иметь политическую поддержку при осуществлении экспортных операций.
В свою очередь корпоративные лидеры должны оказывать полную поддержку и принимать активное участие в модернизации экономики страны, включая реализацию прорывных проектов в целях решения поставленной Главой государства задачи по вхождению Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Присвоение статуса корпоративного лидера Казахстана накладывает на компанию ряд обязательств по эффективной реализации прорывного проекта, а также по дальнейшему планомерному повышению конкурентоспособности компании в мировой экономике. В частности, по участию на фондовых рынках, в конкурсах международных корпоративных лидеров по соответствующим направлениям, в рейтингах и/или отраслевых обзорах признанных инвестиционных и консультационных компаний, по созданию глобального бренда, уникальных продуктов и дизайна.
Предварительно предполагается, что разделение рисков между Правительством и бизнес-сообществом при реализации прорывных проектов будет осуществляться путем приобретения акций 25%+1 для государства и 75%—1 для частного бизнеса. При наличии более одного потенциального инвестора на реализацию проекта возможно создание консорциумов.
Второе направление. Согласованное развитие и проведение государственных политик в экономической и смежных с ней сферах, способствующих эффективному функционированию корпоративных лидеров Казахстана и успешной реализации прорывных проектов.
Будет проведена ускоренная комплексная работа по улучшению инвестиционной, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, торговой, миграционной и других политик, отвечающих взаимным интересам бизнеса и государства. В частности, предполагается разработка и реализация комплекса мер по формированию оптимального уровня налоговой нагрузки, устранению дефектов налогового и таможенного администрирования.
Третье направление. Обеспечение адекватного развития инструментов и источников финансового сопровождения процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.
Предусматривается серьезная проработка и решение вопросов, включая вопросы повышения эффективности функционирования и использования Национального фонда, республиканского бюджета, пенсионных накоплений и сбережений населения. Особое внимание будет уделено развитию инвестиционной активности в несырьевом секторе, в том числе через развитие инвестиционных возможностей и инициатив казахстанских институтов развития и национальных компаний, развитие системы зон экономического стимулирования.
Четвертое направление. Обеспечение эффективного информационно-аналитического, маркетингового и политического сопровождения процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.
В рамках этого направления будет проведена системная работа по установлению оперативного и полноценного информационного обмена по проблемам модернизации экономики, реализации прорывных проектов, а также постоянный диалог, в том числе в рамках создаваемого Совета национальных инвесторов Казахстана.
Пятое направление. Адекватное ресурсное и инфраструктурное сопровождение процессов создания, укрепления, развития корпоративных лидеров Казахстана и реализации прорывных проектов.
В рамках данного направления планируется проведение комплексной работы по содействию эффективной реализации прорывных проектов в части целевых организаций и реализации инфраструктурных проектов, управления государственными активами, подготовки, переподготовки и повышения квалификации отечественных кадров.
Программа будет реализоваться через разработку и реализацию плана мероприятий.
Роль политикоопределяющего
органа будет реализовываться
В качестве рабочего органа Государственной комиссии по модернизации экономики выступит Министерство экономики и бюджетного планирования.
Таким образом, создание такого института как «корпоративный лидер Казахстана» и реализация конкретных прорывных проектов будет способствовать диверсификации экономики Казахстана и к 2015 году обеспечит стране высокую конкурентоспособность и вхождение в число пятидесяти развитых стран мира.
Соответственно ожидается, что в результате реализации программы должны быть получены следующие результаты:
Улучшатся социально-экономические показатели страны, в частности: ВВП, объем инвестиций в основной капитал, доля товарооборота в мировой торговле (экспортоориентированной), товарной и сервисной продукции.
Мультипликативный эффект прорывных проектов позволит уйти от сырьевой направленности национальной экономики.
Будут привлечены в страну новые передовые инновационные технологии по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, при этом доля перерабатывающих отраслей в экономике страны будет значительно увеличена.
Механизм государственно-
О темпах реализации проекта корпоративного лидерства можно судить хотя бы потому, что за первый год запуска «30 корпоративных лидеров» было отобрано 86 инновационных проектов на сумму 56 миллиардов долларов. В разработку прорывных проектов были активно вовлечены регионы республики.
Среди наиболее ярких примеров можно выделить строительство трех заводов на территории индустриального парка Астаны: по производству автомобилей «Nissan» с мощностью до 30 тысяч автомашин в год (оборудование будет поставляться с заводов «Nissan», ввод предприятия в эксплуатацию предполагается в текущем году). Второе — казахстанско-финского завода «Nokian» по производству автомобильных шин мощностью до четырех миллионов штук в год, причем не менее 50 процентов продукции пойдет на экспорт. Третье — локомотивосборочно-го завода с объемом инвестиций 78 миллионов долларов.
Павлодарская область презентовала проект строительства завода по производству хлора и каустической соды. Срок реализации - 2009 год, стоимость - 108 миллионов долларов. С пуском завода будет открыто 420 новых рабочих мест. Как было отмечено, аналогов такого производства в республике нет.