Факторы экономическог роста казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении основных факторов ускорения экономического роста в мире и в определении особенностей их влияния на темпы роста душевого ВВП в ведущих развивающихся странах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проследить эволюцию теории экономического роста во второй половине XX века и оценить эффективность применения основных моделей при выполнении эмпирических исследований.
Разработать методику, позволяющую при проведении макроэкономических исследований получать устойчивые результаты и учитывать воздействие уровня развития страны на экономические процессы.
Путем статистического анализа специально сформированной выборки стран определить основные факторы экономического роста в мире в 1960-2011 гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Эволюция теории экономического роста во второй половине XX века 5
1.2 Теоретико-методологические подходы к анализу факторов, обеспечивающих рост макроэкономической системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ. 24
2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной Азии и стран-экспортеров нефти 24
2.2. Влияние детерминант роста в странах с разными уровнями развития экономики 28
2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста 56
ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 64
3.1 Характеристика потенциала роста казахстанской экономики 64
3.2 Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) 75
3.3 Оптимальная стратегия политики роста в казахстанской экономике 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) ДИП ЭКОНОМ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Первый тест дал положительный  результат для 17 стран, из них второй тест прошли лишь 6 государств. Это Гонконг (средний ежегодный объем получаемой помощи 0.07% от ВВП), КНР (0.2% от ВВП), а также Тунис, Марокко, Мальта и Шри-Ланка, которым финансовая поддержка оказывалась в минимальном объеме. Несмотря на то, что в большинстве моделей инвестиции присутствуют в качестве одного из факторов роста экономики (в некоторых случаях являющегося единственным), лишь в 4 странах из 138 удалось выявить статистически значимое положительное влияние капиталовложений на рост ВВП на душу населения (Easterly, 2000а).

Поэтому неудивительно, что некоторые исследователи оспаривают сам факт существования такой зависимости (например, Blomström, 1996).

В то же время сторонники данной теории игнорируют влияние таких признанных факторов снижения эффективности помощи, как нецелевое использование  средств, коррупция и низкий уровень развития институциональной среды.

Международные финансовые институты, как правило, реализуют проекты, направленные на усиление одной из важнейших функций государства  — поддержание и развитие инфраструктуры: транспортных и коммунальных систем, каналов связи и других комплексов жизнеобеспечения. Правительства многих стран плохо справляются с выполнением этой функции, что приводит к замедлению экономического развития. В тоже время увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру и каналы связи на один процент от ВВП ведет к ускорению темпов развития на 0.6 п.п. (Easterly, 1993b; Easterly, 1997а; Canning, 1999). При этом поддержание существующей инфраструктуры в рабочем состоянии не только способствует повышению темпов роста экономики, но и приносит значительную прибыль - до 70% от ВВП (Gyamfi, 1992).

Степень открытости экономики и  ее вовлеченность в мировые торговые связи также влияют на темпы развития страны. Либерализация торговли и  снижение торговых барьеров способствуют ускорению развития (Roubini, 1991; Sachs, 1995а; Ben-David, 1997; Gallup, 1998; Loyaza, 2004; Jones, 2005; Lopez-Cordova, 2005), однако в государствах с переходной экономикой отмена ограничений может приводить к кратковременному сокращению темпов роста ВВП и к возникновению диспропорций в развитии регионов (Rauch, 1994; Chuang, 1998; Kuiper, 2005).

Как показывает целый ряд исследований, быстрее всего растет ВВП на душу населения тех стран, которые  ведут активную внутрирегиональную торговлю с преобладанием экспорта. Наиболее ярко это видно на примере государств Юго-Восточной Азии (Ventura, 1997; Frankel, 1999; Zebregs, 2004). В то же время опыт Латинской Америки показывает, что либерализация торговли может не оказывать заметного влияния на экономический рост или даже приводить к существенному замедлению его темпов (Rodriguez, 1999; Ortiz, 2003). Такая ситуация объясняется тем, что наиболее открытыми являются «маленькие экономики», не способные конкурировать с крупными торговыми державами (Alesina, 1997). Однако введение запретительных тарифов и иных торговых ограничений приведет к росту цен на внутреннем рынке и к замедлению темпов развития (Dollar, 1992; Lee, 1993; Harrison, 1996; Edwards, 1998).

Одним из наиболее важных факторов роста экономики, особенно в развивающихся странах, являются прямые иностранные инвестиции. Их приток способствует переносу технологий и управленческих навыков в развивающиеся страны, стимулирует увеличение доли высокотехнологичной продукции в экспорте и укрепляет степень интеграции принимающей страны в глобальные экономические процессы (Borensztein, 1995; Lipsey, 2002). Это делает вклад ПИИ в развитие гораздо более значимым по сравнению с влиянием домашних инвестиций. При этом рост ПИИ приводит к увеличению капиталовложений внутри страны с мультипликатором, превышающим единицу, за счет стимулирования инвестиций местных компаний (Firebaugh, 1992; Borensztein, 1995). Высокая производительность труда в компаниях, получающих ПИИ, позволяет им выплачивать сотрудникам более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Это, способствуя повышению вознаграждения труда и на отечественных предприятиях, приводит к росту благосостояния населения в экономике в целом (Lipsey, 2002).

Прямые иностранные инвестиции, особенно в финансовом секторе, способствуют развитию институтов и совершенствованию корпоративного управления в принимающей стране, что благоприятно сказывается на ее деловом климате и инвестиционной привлекательности (Goldberg, 2004). Следует также отметить, что положительное воздействие ПИИ на темпы экономического роста принимающей страны заметно усиливается в условиях развитых финансовых рынков и постоянного повышения качества человеческого капитала (Alfaro, 2006).

В последнее время  в экономической литературе большое  внимание уделяется изучению влияния институциональных факторов. В ряде исследований установлено, что существенное положительное воздействие на рост экономики оказывают развитие институциональной среды и формирование эффективно функционирующих институтов (Агоп, 1996; Агоп, 2000; Acemoglu, 2002; Acemoglu, 2004а). Наряду с рассмотренными ранее политическими институтами и институтами финансовой системы росту экономики способствуют четкая спецификация прав собственности (North, 1973; North, 1989; Acemoglu, 2003) при наличии эффективных механизмов контроля со стороны собственника (Rodrik, 2000), активные действия регулирующих институтов (Stiglitz, 1999; Glaeser, 2001), грамотная антициклическая политика кредитно-денежных и налоговых властей (Hausmann, 1996), развитая система государственного социального страхования (Rodrik, 1998; Jacoby, 2001; Rodrik, 2001) и эффективная работа институтов, занимающихся разрешением конфликтных ситуаций (Alesina, 1991; Rodrik, 1999).

Несмотря на то, что  при исследовании влияния институциональных  факторов сложно учесть их непосредственное воздействие на темпы развития, они оказывают ощутимое косвенное влияние на экономические процессы за счет улучшения делового климата, уменьшения инвестиционного риска, снижения коррупции, повышения эффективности работы государственных органов и законодательной системы, формирования антикризисного иммунитета финансовой системы и т.п. (Clauge, 1995; Knack, 1997; Easterly, 2001b; Bordo, 2007). При этом низкий уровень развития институциональной инфраструктуры может ощутимо замедлять рост экономики, сводя на нет положительное влияние высокого уровня нормы накопления и других детерминант роста (Juan-Ramon, 1999; Tiffin, 2006). В то же время из-за трудностей при подборе инструментальных переменных при оценке влияния качества институтов на экономический рост не всегда удается установить наличие статистически значимой зависимости между показателями (Scully, 1987; Helliwell, 1996; Glaeser, 2004; Johnson, 2007).

Если рассматривать  влияние факторов экономического роста  на развитие страны в исторической перспективе, то, безусловно, самым долгосрочным и устойчивым будет воздействие географических факторов (географического положения страны, климатических условий и демографической ситуации). При этом наиболее существенное влияние на экономический рост государства оказывает его географическое положение (Jones, 1981; Gallup, 1998; Sachs, 2001; Artadi, 2003). На современном этапе развития особенно ярко проявляется негативное воздействие географических факторов на экономический рост тропических стран, что объясняется низкой производительностью их сельского хозяйства, высоким уровнем заболеваемости инфекционными болезнями и значительными транспортными издержками при ведении внешней торговли (Gallup, 1998). Сложность мобилизации энергетических ресурсов в этих государствах и невысокая эффективность внедрения созданных в умеренной климатической зоне технологий также замедляют развитие экономики данного региона (Sachs, 2001).

Анализ демографической  ситуации в тропических странах  показал, что высокая плотность  населения и быстрые темпы его естественного прироста оказывают сильное отрицательное влияние на их экономический рост (Barlow, 1994; Zhang, 1997; Bloom, 1998; Gallup, 1998; Sachs, 2001). Завершение демографического перехода, сопровождающееся снижением рождаемости и смертности, а также увеличением ожидаемой продолжительности жизни, напротив, способствует ускорению темпов роста ВВП (Jones, 1981; Bloom, 2000). В то же время ряд исследователей считает, что рост численности населения не оказывает статистически значимого воздействия на темпы развития экономики (Kling, 1994; Kelley, 1995; Kelley, 1996), что представляется весьма спорным. Существенное отставание в развитии большинства африканских стран во многом объясняется разнообразным этническим составом их населения (Easterly, 1997а).

Завершая анализ второстепенных детерминант роста, отметим, что  практически невозможно выявить  и описать все факторы, оказывающие  влияние на темпы развития экономики. В подтверждение этой мысли рассмотрим несколько неординарных показателей, воздействие которых на скорость роста душевого ВВП представляется очень спорным.

В макроэкономике традиционно  разделяют рост и волатильность  случайных колебаний, однако эти  показатели связаны между собой. Высокая волатильность темпов роста  в краткосрочном периоде приводит к снижению скорости развития (Ramey, 1995). Богатство страны природными ресурсами также, как правило, замедляет темпы роста ВВП в долгосрочной перспективе (Гильфасон, 2001).

Значительная часть  экономической активности осуществляется в городах, поэтому уровень урбанизации и большой размер агломераций способствуют экономическому росту (Rossi-Hansberg, 2005). Темпы развития зависят и от того, как население относится к исполнению религиозных обрядов. Распространенность религиозных представлений о мире стимулирует рост, в то время как частые посещения церкви замедляют его (Barro, 2003). Важно учитывать и то, какие именно религиозные течения доминируют в обществе. Так, высокая доля сторонников конфуцианства и ислама ускоряет развитие страны, в то время как значительная концентрация протестантов замедляет его (в данном случае рассмотрены лишь устойчивые зависимости) (Doppelhofer, 2000). При этом автор игнорирует результаты фундаментальной работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (Вебер, 2006), показывающей, что в самой сути протестантской религии заложено стремление к повышению производительности труда и, как следствие, росту выпуска.

К резким изменениям в  экономической политике страны может  привести внешняя агрессия. Необходимость приобретения современного вооружения и поддержания высокой боеспособности армии требует значительных бюджетных вливаний, именно поэтому расходы на оборону могут являться одним из ключевых факторов, воздействующих на экономический рост развивающихся стран (особенно, если учесть количество и частоту возникновения вооруженных конфликтов в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке). Авторы некоторых исследований утверждают, что военные расходы практически не влияют на развитие экономики (Кл^, 1994). Однако более распространенной является точка зрения, согласно которой увеличение расходов на оборону оказывает негативное воздействие на рост душевого ВВП, которое частично компенсируется за счет использования труда военнослужащих при создании инфраструктуры и проведении других крупномасштабных работ (81гоир, 2001).

Подводя итог проведенному рассмотрению, важно отметить, что  мнения исследователей о влиянии  многих факторов на экономический рост нередко существенно различаются. Причиной расхождения результатов, полученных разными авторами, как правило, является использование выборок государств, различающихся по составу входящих в них стран, и рассмотрение несовпадающих временных периодов. Наглядной иллюстрацией данного заключения могут служить результаты исследований влияния государственных расходов на экономический рост, полученные при использовании сходных временных периодов и различных по составу выборок (табл. 1). Из них следует, что различия в оценке воздействия анализируемого фактора на развитие экономики обусловлены, главным образом, несовпадением состава выборок.

В качестве примера того, что рассматриваемый хронологический  интервал также влияет на результаты исследований, можно привести следующие  данные. Анализ воздействия резких повышений мировых цен на нефть на экономическую ситуацию показал, что нефтяные шоки 1970-х гг. вызвали ухудшение макроэкономической ситуации в большинстве стран мира. Даже в развитых странах экономика медленно приспосабливалась к новым уровням цен на топливо. В то же время аналогичное повышение цен в начале нового тысячелетия не оказало существенного влияния на экономическую ситуацию в большинстве стран мира. Его влияние было существенно слабее, чем можно было ожидать (Barsky, 2004; Rogoff, 2004; Dudine, 2006).

 

Таблица 1

Сравнение результатов исследований влияния государственных расходов на экономический рост

Автор

Выборка

Период, годы

Результат

Landau, 1983

104 страны

1960-1977

Значимая отрицательная  связь

Grier, Tullock, 1987

115 стран

1950-1980

Отрицательная зависимость  объясняется сильным влиянием 24 стран ОЭСР

Barth, Bradley, 1988

16 стран ОЭСР

1971-1983

Отрицательная зависимость

Kormendi, Meguire, 1985

47 стран

1950-1977

Отсутствие значимой зависимости

Ram, 1986

115 стран

1960-1980

Положительная зависимость

Источник: составлено автором


 

Показано, что ключевыми  факторами развития экономики являются валовое накопление капитала, научно-технический  прогресс и накопление человеческого  капитала.

Путем анализа результатов  эмпирических исследований установлено, что влияние «географических» и «политических» факторов роста экономики выражено существенно слабее и менее устойчиво, чем воздействие основных детерминант роста.

На ряде конкретных примеров продемонстрировано существенное влияние  применяемой методики анализа на результаты исследования детерминант роста экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ.

2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной  Азии и стран-экспортеров нефти

 

В современной экономической науке большое внимание уделяется исследованию детерминант развития стран, демонстрировавших наиболее высокие устойчивые темпы роста ВВП на душу населения. При этом поиск факторов ускоренного экономического роста в основном фокусируется на детальном изучении особенностей развития новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ВА и ЮВА).

К их числу, как правило, относят Гонконг, Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Малайзию, Таиланд и Индонезию. Эти государства в течение  нескольких десятилетий сокращали свое отставание от развитых стран быстрее, чем какие-либо другие государства мира. Уникальность данного явления заключается в том, что «азиатским тиграм» удавалось на протяжении всего этого времени поддерживать очень высокие темпы роста (в среднем на 4.5-5% выше среднемировых). Лишь Китай может соперничать с ними по этим показателям (Красильщиков, 2007). Однако из-за более позднего начала периода роста, специфичности механизмов развития (см. Дынкин, 2007, с. 303-329) и глобального масштаба экономики, как правило, КНР рассматривается отдельно или в составе группы БРИК.

Большинство исследователей считает, что стабильное динамичное развитие государств ВА и ЮВА обусловлено  высоким уровнем накопления капитала, увеличением численности рабочей  силы и повышением качества человеческого капитала. Так, изучение зависимости роста производительности труда от увеличения капиталовооруженности работников в четырех странах Юго-Восточной Азии показало, что быстрый экономический рост этих стран был вызван преимущественно накоплением капитала и лишь незначительная его часть (не более 2.5%) явилась следствием технологического прогресса (Young, 1995). Эта идея получила развитие в работе П. Кругмана, который провел аналогию между капитало-интенсивным ростом в СССР и капитало-интенсивным ростом Сингапурской экономики (Krugman, 1994). Согласно другим оценкам, вклад накопления в развитие «азиатских тигров» составлял от 48% до 72% (Kim, 1994; Collins, 1996).

Информация о работе Факторы экономическог роста казахстана