Факторы экономическог роста казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении основных факторов ускорения экономического роста в мире и в определении особенностей их влияния на темпы роста душевого ВВП в ведущих развивающихся странах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проследить эволюцию теории экономического роста во второй половине XX века и оценить эффективность применения основных моделей при выполнении эмпирических исследований.
Разработать методику, позволяющую при проведении макроэкономических исследований получать устойчивые результаты и учитывать воздействие уровня развития страны на экономические процессы.
Путем статистического анализа специально сформированной выборки стран определить основные факторы экономического роста в мире в 1960-2011 гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Эволюция теории экономического роста во второй половине XX века 5
1.2 Теоретико-методологические подходы к анализу факторов, обеспечивающих рост макроэкономической системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ. 24
2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной Азии и стран-экспортеров нефти 24
2.2. Влияние детерминант роста в странах с разными уровнями развития экономики 28
2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста 56
ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 64
3.1 Характеристика потенциала роста казахстанской экономики 64
3.2 Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) 75
3.3 Оптимальная стратегия политики роста в казахстанской экономике 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) ДИП ЭКОНОМ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

В третьем периоде, активизация  международной торговли и рост импорта  способствовали развитию стран группы С (г = 0.23), наиболее активно участвовавших  в международном разделении труда и импортировавших значительные объемы трудоемкой продукции (ориентируясь на выпуск капиталоемких изделий). В то же время страны группы В, многие из которых пережили трансформационный кризис, подорвавший национальную промышленность, были вынуждены импортировать технологии и продукцию обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью. В данном случае рост импорта технологий стимулировал развитие национальной промышленности, а повышение благосостояния побуждало граждан покупать более качественную импортную продукцию, что благоприятно сказывалось на развитии торговли, но вредило отечественным производителям. В конечном итоге импорт оказывал слабое положительное влияние на рост ВВП на душу населения стран группы В (г = 0.11). В долгосрочном периоде импорт, как и другие показатели, характеризующие торговлю, не оказывал значимого воздействия на темпы развития экономики.

Прямые иностранные  инвестиции были одним из основных факторов экономического роста в  мире в 1974-2004 гг. (см. табл. 7-9). Во втором периоде их влияние на рост экономики было пропорционально уровню ВВП на душу населения и, следовательно, степени развития институциональной среды и инвестиционной привлекательности страны. Так, наибольшие значения анализируемого показателя наблюдались в государствах групп С (г = 0.27) и В (г = 0.25), в то время как в группе А коэффициент корреляции оказался существенно ниже (г = 0.17). В третьем периоде воздействие прямых иностранных инвестиций на рост душевого ВВП несколько изменилось, в основном за счет ослабления зависимости между этими показателями в развитых странах (г = 0.19). По-видимому, это явилось следствием замедления процессов транснациональных слияний и поглощений в странах группы С и повышения привлекательности для инвесторов государств групп А и В (см. рис. 5).



 

— Группа А —Группа В —Группа С

Рисунок 5. Прямые иностранные инвестиции в рассматриваемых группах стран, 1960-2004 гг., % от ВВП

Источник: Рассчитано по World Development Indicators 2006.

В долгосрочном периоде влияние прямых иностранных инвестиций на экономический рост было одинаковым в развитых и развивающихся странах (г = 0.16) и несколько более сильным (г = 0.19) в странах среднего уровня развития. Это объясняется большей инвестиционной привлекательностью последних, обусловленной сочетанием высокой доходности бизнеса с приемлемым уровнем рисков. Из приведенных результатов следует, что влияние прямых иностранных инвестиций носит устойчивый положительный характер. При этом в краткосрочном периоде оно зависит от уровня развития экономики, а в долгосрочном наблюдается тенденция к конвергенции значений коэффициентов корреляции для разных групп стран.

Теперь проанализируем влияние оттока прямых иностранных  инвестиций на темпы роста ВВП  на душу населения. Статистически значимая корреляция между данными показателями (г = 0.15) была зафиксирована лишь в странах группы В в 1974—1989 гг.. Она во многом объясняется ускорением оттока ПИИ из ведущих государств группы на фоне повышения,темпов экономического роста. Укрепление экономик этих стран способствовало развитию национальных финансово-промышленных групп, в конце периода заметно увеличивших объем трансграничной инвестиционной активности (вследствие падения инвестиционной привлекательности отечественной экономики). Таким образом, влияние оттока ПИИ на темпы развития экономики носит неустойчивый и двойственный характер. Являясь первым симптомом ухудшения инвестиционного климата в государстве, отток прямых иностранных инвестиций может уменьшать темпы роста экономики, но национальные корпорации, экспортирующие капитал, получают существенный доход от прямых инвестиций в более привлекательные регионы мира, что ведет к повышению темпов развития.

Деятельность международных  организаций направлена в первую очередь на стимулирование роста экономики и повышение уровня жизни населения беднейших стран мира. Это делает особенно интересными результаты анализа влияния иностранной помощи на рост ВВП на душу населения. Несмотря на значительные объемы международной поддержки, предоставляемой развивающимся странам, в первом периоде ее влияние проявлялось лишь в беднейших странах мира с лагом в 5 лет (г = 0.31). Однако значительная величина лага дает основания сомневаться в высокой эффективности программ поддержки и, скорее всего, объясняется случайными факторами. Напряженная экономическая ситуация, сложившаяся в 1974—1989 гг., привела к увеличению помощи развитым государствам (Израиль и Сингапур) (см. рис. 9), однако это лишь усугубило кризисное положение (г = -0.52), спровоцировав дальнейшее снижение темпов экономического роста.

Небольшие объемы средств, выделенных странам среднего уровня развития, по-видимому, расходовались  более эффективно и шли не на нужды  текущего потребления и борьбу с  инфляцией, а на конкретные инвестиционные проекты. Это привело к заметному повышению темпов роста экономики в государствах группы В с лагом в 1 год (г = 0.28). В 1990— 2004 гг. поддержка международных организаций оказывала слабое отрицательное воздействие на скорость роста ВВП на душу населения развивающихся стран (г — -0.14), в то время как сокращение объемов помощи стимулировало развитие их экономики. В странах группы В снижение объемов поддержки вело к замедлению темпов развития с лагом в 3 года (г = 0.29), что отражает падение эффективности программ международных организаций, особенно в государствах с переходной экономикой. В долгосрочном периоде международная помощь практически не влияла на экономическую динамику развивающихся стран (г = -0.06) и тормозила рост ВВП на душу населения развитых стран (г = -0.26). Снижение объема помощи странам среднего уровня развития замедляло рост их экономики с лагом в 2 года (г = 0.16)

 



Группа А Группа В Группа С

Рисунок 6. Международная помощь в рассматриваемых группах стран,

1960-2004 гг., % валового накопления

Источник: Рассчитано по World Development Indicators 2006.

 

Поскольку международная  помощь, как правило, предоставляется  напрямую правительству страны, еще  одним важным индикатором, отражающим влияние этой помощи на темпы роста  экономики, является ее доля в государственных расходах. К сожалению, данные по этому показателю доступны лишь для третьего периода. В это время положительная корреляция международной помощи с темпами экономического роста была обнаружена только в странах группы В (г = 0.27). В период трансформационного кризиса доля помощи международных организаций и других государств в расходах правительства лишь сокращалась, однако по мере увеличения темпов роста экономики и нормализации ситуации она начала возрастать. Учитывая ограниченный объем данных по рассматриваемому показателю и наличие лишь одной значимой зависимости (полученной по низким значениям самого показателя (менее 2.2%), близким к статистической погрешности), невозможно сделать определенный вывод о характере воздействия международной помощи на экономическую динамику.

Еще одним индикатором, отражающим влияние международной  поддержки на темпы роста душевого ВВП, является объем международной  помощи на душу населения. В 1960—1973 гг. этот показатель оказывал положительное  влияние на развитие экономики развивающихся стран (г = 0.12). Многие из них лишь обрели независимость и проходили этап формирования независимой от метрополии национальной экономики, поэтому увеличение поддержки международных организаций вело к повышению благосостояния в трудное время. Возрастание темпов экономического роста в государствах группы В, напротив, отражало достаточно успешное развитие их экономики и привело к снижению объемов международной помощи (г = -0.19).

Во втором периоде  поддержка международных организаций  способствовала ускоренному развитию таких стран группы В, как Кипр и Малайзия и позволила сгладить последствия резких колебаний цен на нефть в некоторых государствах, экспортирующих энергоносители (например, в ОАЭ) (г = 0.21). Однако тот факт, что страны-экспортеры нефти получали эту помощь в период высоких цен на энергоносители, позволяет усомниться в эффективности ее использования.

Использование иностранной  поддержки развитыми странами также  следует признать неэффективным. Дело в том, что Израиль и Сингапур, испытывавшие серьезные экономические трудности, получали значительный объем международной помощи, многократно превосходивший объем помощи на душу населения, оказываемой другим странам. Однако эта помощь шла на нужды текущего потребления, а не на инфраструктурные проекты. При этом ее объем во многом определялся успешностью развития экономики в текущем году (г = -0.52). В 1990-2004 гг. увеличение международной поддержки оказывало значимое влияние на темпы роста стран среднего уровня развития (г = 0.12), что преимущественно объясняется ростом целевой помощи, направленной на развитие инфраструктуры и финансовой системы, которая оказывалась странами Европейского Союза десяти государствам-кандидатам, вступившим в ЕС в 2004 г.

В долгосрочном периоде  увеличение международной помощи на душу населения способствовало повышению благосостояния граждан стран группы В (г = 0.09), в которых получаемые средства расходовались на целевые инфраструктурные проекты. При этом помощь развитым государствам была неэффективной, так как она предназначалась не для инвестиционных целей, а для «латания дыр» в бюджете и обеспечения текущих потребностей в периоды экономического спада (г = -0.35).

Для проверки устойчивости полученных результатов и выявления  возможной задержки во влиянии помощи на рост ВВП на душу населения были рассчитаны коэффициенты корреляции с лагом от 1 до 3 лет. Однако существенных отличий этих коэффициентов от соответствующих показателей, приведенных в табл. 4, обнаружено не было. Единственный новый результат, о котором необходимо упомянуть, — зафиксированное в третьем периоде положительное влияние помощи иностранных государств на рост в странах группы В с лагом 3 года (г = 0.29). Однако, поскольку большинство стран данной группы, получавших в это время поддержку, являются государствами с переходной экономикой (политика международных организаций в отношении которых была признана неэффективной), можно сделать вывод о случайном характере обнаруженной зависимости. Суммируя сказанное, следует особо подчеркнуть отсутствие значимого воздействия внешней помощи на развитие беднейших стран и низкую эффективность поддержки развитых государств, приводящей к понижению темпов роста их экономики.

В условиях новой экономики, опирающейся на использование знаний, разработка и внедрение новых технологий являются одним из основных факторов, стимулирующих развитие. В то же время существует проблема точной оценки эффективности научно-исследовательской деятельности. В качестве одного из ее основных индикаторов, как правило, используется доля расходов на НИОКР в ВВП. К сожалению, данные по этому показателю доступны лишь для третьего периода.

Проведенный анализ показал, что в развивающихся странах  уменьшение расходов на научно-исследовательскую  деятельность негативно сказывалось  на темпах роста ВВП на душу населения (г = 0.32), в то время как в развитых странах рост расходов на НИОКР не мог сдержать замедления экономического роста (г = -0.24). В долгосрочном периоде статистически значимая связь между рассматриваемыми показателями отсутствует. Таким образом, на основе имеющихся данных нельзя сделать однозначного вывода о влиянии на развитие экономики расходов на научную деятельность. Вместе с тем приведенные данные позволяют предположить, что увеличение расходов на НИОКР стимулирует рост экономики, особенно в беднейших странах мира. Расширение финансирования фундаментальных исследований в государствах группы С не влияет на темпы роста душевого ВВП в краткосрочном периоде, однако в итоге сделанные открытия приводят к внедрению новых революционных технологий, оказывающих существенное положительное воздействие на экономический рост.

Развитые финансовые рынки, как правило, свидетельствуют  о высоком уровне развития страны. При анализе влияния их динамики на темпы экономического роста в  качестве основного индикатора, отражающего динамику фондового рынка, будем использовать отношение суммарной капитализации котирующихся на бирже национальных компаний к ВВП. Информация по данному показателю доступна лишь для третьего периода.

В это время значимая корреляция между капитализацией фондового рынка и темпами роста ВВП на душу населения наблюдалась только в развитых странах (г = 0.16), где стоимость торгуемых компаний была сопоставима с объемом ВВП. С одной стороны, высокий уровень развития финансовых рынков облегчал проблему заимствования средств для расширения бизнеса национальных компаний, а с другой — рост котировок ценных бумаг стимулировал инвестиционную активность граждан, способствовавшую увеличению благосостояния значительной части населения.

Отсутствие зависимости между данными показателями в других группах стран может быть обусловлено незрелостью их фондового рынка из- за слабо развитой институциональной среды и недостаточной степени прозрачности совершаемых операций. Публичные компании из этих стран, как правило, размещают на национальных биржах лишь незначительную часть капитала, предпочитая делать листинг депозитарных расписок на развитых рынках.

В результате проведенного анализа, можно сделать вывод  о положительном воздействии  роста капитализации национальных компаний на темпы экономического роста развитых стран.

Проведенное исследование показало, что характер влияния целого ряда детерминант экономического роста  зависит от уровня развития страны. Наиболее ярко это проявляется для  шести макроэкономических показателей, коэффициенты корреляции которых с темпами роста душевого ВВП приведены в табл. 10. Это валовое накопление, валовые внутренние сбережения, государственные расходы, внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции и доля международной помощи в валовом накоплении.

Из представленных в  табл. 10 данных следует, что можно  выделить три типа воздействия макроэкономических факторов на темпы роста ВВП на душу населения. Во-первых, это устойчивое в долгосрочном периоде и, как  правило, возрастающее по мере повышения благосостояния влияние на рост экономики всех групп стран (наблюдаемое для таких факторов, как валовое накопление, валовые внутренние сбережения и прямые иностранные инвестиции). Воздействие второго типа, характерное для государственных расходов, сказывается на развитии экономики стран с определенным уровнем ВВП на душу населения и практически отсутствует в странах с другим уровнем благосостояния. К третьему типу относится краткосрочное влияние на динамику роста всех групп стран, проявляющееся в случае таких переменных, как внешняя торговля и международная помощь.

Информация о работе Факторы экономическог роста казахстана