Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении основных факторов ускорения экономического роста в мире и в определении особенностей их влияния на темпы роста душевого ВВП в ведущих развивающихся странах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проследить эволюцию теории экономического роста во второй половине XX века и оценить эффективность применения основных моделей при выполнении эмпирических исследований.
Разработать методику, позволяющую при проведении макроэкономических исследований получать устойчивые результаты и учитывать воздействие уровня развития страны на экономические процессы.
Путем статистического анализа специально сформированной выборки стран определить основные факторы экономического роста в мире в 1960-2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Эволюция теории экономического роста во второй половине XX века 5
1.2 Теоретико-методологические подходы к анализу факторов, обеспечивающих рост макроэкономической системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ В 1960-2011 ГГ. 24
2.1. Опыт Восточной и Юго-Восточной Азии и стран-экспортеров нефти 24
2.2. Влияние детерминант роста в странах с разными уровнями развития экономики 28
2.3 Возможности государственного регулирования процесса экономического роста 56
ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 64
3.1 Характеристика потенциала роста казахстанской экономики 64
3.2 Факторы роста экономики Казахстана (на результатах эмпирических исследований) 75
3.3 Оптимальная стратегия политики роста в казахстанской экономике 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Внедрение инноваций развивающимися государствами, как правило, лишь увеличивает их отставание от развитых стран. Дело в том, что развивающиеся государства перенимают новые технологии в последнюю очередь (Barreiro-Pereira, 2004). Из-за низкого первоначального уровня развития и скудности ресурсов происходит лишь частичное внедрение инноваций. При этом активное копирование технологий, которое обходится значительно дешевле, чем их создание, ведет к уменьшению числа не скопированных развивающимися странами идей. В результате возрастают издержки их внедрения, что приводит к замедлению темпов экономического роста (Barro, 1995). Однако это не относится к импорту машин и оборудования, который неизменно оказывает положительное влияние на динамику развития (Lee, 1995).
Внедрение новых технологий, созданных и уже проверенных на практике в ведущих странах мира, казалось бы, должно способствовать развитию процесса конвергенции в развивающихся государствах и повышению их уровня ВВП на душу населения. Так, применение современных технологических разработок в аграрных странах с несколькими слабо развитыми отраслями промышленности теоретически могло бы вызвать бурное увеличение объема их промышленного выпуска. Однако на практике догоняющее развитие технологий привело к повышению уровня дохода лишь в некоторых азиатских государствах, но не сказалось на темпах роста стран Африки и Латинской Америки.
Причины успеха азиатской модернизации кроются в том, что помимо внедрения наиболее современных технологий, созданных развитыми государствами, проводилась активная работа по формированию собственной научно-исследовательской базы и самостоятельной разработке новых технологий. При этом над их созданием трудились ученые из государственных, частных и некоммерческих научных учреждений, а проводимые исследования щедро финансировались правительством. В качестве примеров можно привести экономику Тайваня, который всего за два десятилетия превратился в одного из ведущих производителей компьютерного оборудования в мире (Chan, 2002), и Южной Кореи. Бурный экономический рост этой страны во многом объясняется заменой устаревших технологий на современные, обеспечивающие доступ к более эффективным методам производства (Brander, 1992).
Первоначальный уровень
Темпы роста экономики страны в значительной мере зависят от проводимой правительством экономической политики, которая является неотъемлемой частью политического курса руководства государства. При этом в качестве основных «политических» детерминант экономического роста можно отметить стабильность политического режима, его демократичность, объем государственных расходов и характер проводимой экономической политики, масштабы коррупции в государственном аппарате, уровень военных расходов и зависимость от международной помощи.
Одним из основных политических факторов экономического роста является стабильность правящего в стране режима. При этом, чем она выше, тем значительнее темпы роста экономики (Barro, 1991; Barro, 1993). Политическая нестабильность, напротив, препятствует нормальному развитию экономики, что особенно четко можно проследить на примере большинства африканских государств в 1960-1990 гг. (Easterly, 1997а). Важно отметить, что способ смены правящей элиты также является одной из детерминант развития экономики. Смена правительства, проходящая в рамках конституции, способствует ускорению экономического роста, в то время как насильственная смена режима оказывает заметное дестимулирующее воздействие.
Одним из основных факторов, приводящих к укреплению политической стабильности, является демократия. Согласно данным (Leblang, 1997), она оказывает положительное влияние на экономический рост, которое, возможно, носит косвенный характер (Feng, 1997). Однако существует и противоположная точка зрения. Ряд исследований показывает, что при низком уровне политической свободы демократизация способствует экономическому росту, но при достижении среднего уровня политических свобод она начинает препятствовать развитию экономики. В итоге воздействие исследуемой переменной на рост является слабым отрицательным (Barro, 1994).
Наряду с характеристиками политического режима на темпы развития экономики влияет также тип экономической системы. В современном мире преобладает рыночная система экономики. Альтернативная - командная — экономическая система существует лишь на Кубе и в КНДР. Особенности политических режимов этих государств, их закрытость и отсутствие достоверных статистических данных не позволяют рассматривать их в эмпирических исследованиях. По тем же причинам до начала 1990-х гг. не включались в исследования СССР и другие страны социалистического блока. Сопоставить динамику экономического роста в рыночной и командной системах невозможно, так как они по сути представляют собой две взаимоисключающие модели функционирования экономики.
Государства с переходной экономикой, лишь недавно вступившие на рыночный путь развития, имеют целый ряд особенностей, оказывающих влияние на их динамику. Это позволяет говорить о переходном состоянии экономики как факторе роста ВВП на душу населения. Процесс трансформации является болезненным для экономики. Он приводит к перестройке ее структуры, сокращению объемов производства, уменьшению инвестиций, росту коррупции, дестабилизации финансовой системы и, как следствие, - к снижению реального ВВП (Campos, 2002; Shleifer, 2003).
В дальнейшем политика структурных реформ, направленных на приватизацию государственной собственности, а также на стабилизацию и либерализацию экономики, на фоне устойчивой политической обстановки приводит к постепенному восстановлению финансовой системы и новому экономическому росту (Fisher, 1996а; Fisher, 1996b; Havrylyshyn, 1999). При этом скорость восстановления нормального функционирования экономики зависит от наличия в стране стабильной институциональной системы (Blanchard, 2000; Cosse, 2003). Таким образом, переходное состояние экономики в краткосрочном периоде оказывает сильное негативное воздействие на рост душевого ВВП, которое сменяется слабым положительным влиянием в долгосрочном периоде.
Роль государства в рыночной экономике и допустимая степень его вмешательства в экономические процессы остаются предметом бурной научной дискуссии на протяжении десятков лет. Существует широкий спектр мнений относительно необходимости участия государства в экономических процессах наравне с другими субъектами рынка, допустимого объема государственной собственности и оптимального уровня государственных расходов, позволяющего проводить сбалансированную экономическую политику.
В последнее время большое
Исследуя влияние
Большое влияние на динамику экономического роста оказывает экономическая политика, проводимая правительством. Неэффективная фискальная и монетарная политика правительства, проявляющаяся в увеличении бюджетного дефицита и резких колебаниях обменного курса национальной валюты, тормозит развитие экономики (Roubini, 1991; Fisher, 1993). Пассивность правительства, не предпринимающего усилий, направленных на борьбу с инфляцией, также негативно сказывается на темпах экономического роста (Bruno, 1995; Easterly, 1997; Bruno, 1998). Фискальная политика влияет на скорость развития в меньшей степени — при исследовании влияния изменения налогового бремени на темпы роста ВВП на душу населения не было выявлено какой-либо устойчивой зависимости между динамикой этих индикаторов (Rebelo, 1995).
В то же время хорошее состояние государственных финансов и развитие финансовой системы является еще одним фактором, стимулирующим экономический рост (Roubini, 1991; Fisher, 1993). Качественная работа финансовых институтов оказывает устойчивое положительное влияние на рост ВВП на душу населения несколькими способами (King, 1993b; Loyaza, 1995; Levine, 1997). Во-первых, она снижает стоимость заемного финансирования для частного сектора, стимулируя модернизацию и расширение производственных мощностей (Rajan, 1998). При этом ускорению темпов роста способствует как повышение ликвидности на рынке ценных бумаг, так и развитие банковского сектора (чем выше объем сбережений, хранящихся в банках, тем быстрее развивается экономика государства (King, 1993а; King, 1993b; King, 1994, Giuliano, 2005)). Наибольший эффект достигается при одновременном развитии обоих этих факторов, так как финансовые рынки и банки удовлетворяют потребности разных групп клиентов. Такие характеристики рынка ценных бумаг, как суммарная капитализация, волатильность и степень интеграции в мировую финансовую систему не оказывают значимого воздействия на темпы экономического роста (Levine, 1998). Во-вторых, развитие рынка акций облегчает процесс смены собственника предприятия без остановки производственного цикла и дает инвесторам возможность диверсифицировать портфель вложений (Levine, 1991; Levine, 1996).
Эффективность проводимой политики во многом зависит от степени развития и качества работы бюрократического аппарата. Его положительное влияние может быть полностью сведено на нет такими обстоятельствами, как высокая степень бюрократизации в процессе принятия решений и коррупция. По данным опроса жителей 19 развивающихся стран именно коррупция стоит на четвертом месте в списке 15 основных национальных угроз, уступая лишь преступности, инфляции и рецессиям (Easterly, 2001с). Нечистоплотность чиновников оказывает сильное негативное воздействие на экономический рост через снижение объемов инвестиций (Mauro, 1995; Mauro, 1996). Следует отметить, что коррупция не только приводит к уменьшению притока иностранных инвестиций (Shiells, 2003), но и понижает эффективность их использования (Tanzi, 1998), затрудняет развитие малого бизнеса (Blanchard, 2000; Doing..., 2005), укрепляет теневой сектор экономики (Mauro, 1996), замедляет процессы финансовой интеграции государств (Edison, 2002). Возможно, именно коррупция явилась основной причиной затяжного экономического кризиса начала 1990-х гг., который обусловил отставание стран СНГ в экономическом развитии от других государств с переходной экономикой (Wolf, 2000; Shiells, 2003).
Снижение уровня коррупции способствует активизации экономического роста (Barro, 2002а). Поэтому борьба со взяточничеством является одним из основных направлений деятельности международных организаций, стремящихся повысить уровень жизни в развивающихся странах и обеспечить их переход к устойчивому развитию.
Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк ежегодно выделяют значительные объемы средств на проведение структурных реформ в наименее развитых странах. Сложность оценки влияния помощи иностранных государств на развитие экономики заключается в том, что эта помощь направлена на улучшение экономической ситуации в стране, причем приоритетные направления расходования средств определяются донорскими организациями, которые в итоге и оценивают эффективность использования выделенных средств. Парадокс заключается в том, что во многих случаях реализуемые программы поддержки не приводят к существенным положительным изменениям в экономике государства, а лишь способствуют увеличению его внешнего долга (Bauer, 1972), деятельность международных организаций, как правило, не приносит ожидаемого эффекта, а их финансовая помощь практически не оказывает влияния на экономический рост (Burnside, 2000; Easterly, 2000b; Rajan, 2005).
Более того, в долгосрочном периоде поддержка МВФ приводит к замедлению темпов экономического роста (Dacy, 1975; Przeworski, 2000, Barro, 2002b). Условия, на которых выдаются займы международных организаций, далеко не всегда соблюдаются, а правительство, получающее зарубежное финансирование, стремится сократить текущий дефицит, приостанавливая финансирование инфраструктурных проектов (Mallet, 1998) и уменьшая текущее потребление (Alesina, 1995). В периоды получения займов во многих странах возрастают объемы добычи нефти, что ведет к сокращению природных богатств, доступных будущим поколениям (Easterly, 1999). Тем не менее, в некоторых работах приводятся данные о существенном положительном влиянии помощи на рост, правда наблюдалось оно лишь для азиатских государств в период 1950-1970 гг. (Papanek, 1973), что ставит под сомнение применимость данной концепции в общем случае.
Сомнительным представляется объяснение причин низкой эффективности программ помощи развивающимся странам, согласно которому эти программы опираются на доказавшую свою несостоятельность модель Харрода-Домара, предполагающую повышение темпов экономического роста за счет пропорционального повышения нормы сбережений и общего объема получаемых инвестиций (Chenery, 1966; Bhagwati, 1966), и теорию стадий экономического роста У. Ростоу (Rostow, 1995). Наиболее яркой работой, поддерживающей эту теорию, стало исследование У. Истрели (Easterly, 2000а). Используя данные за 1965-1995 гг. по выборке из 88 стран, он проверил наличие положительной статистической зависимости между международной помощью и инвестициями, а также гипотезу о том, что увеличение помощи на 1% должно приводить к неменьшему росту капиталовложений.