Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
Государственный долг
Содержание:
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
В последнее время интерес
финансистов к проблемам
Целью этой работы является
выявление места
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношениий.
Именно эти проблемы я и собираюсь в дальнейшем рассмотреть в своей работе.
Работа состоит из четырех глав, введения, заключения и списка использованной литереатуры.Глава 1.Сущность Государственного долга
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц .
· Первое основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
· Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
· Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
· Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
· Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции - 96%, в Италии - 90%, в Японии - 87 % [3]. По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:
· задолженности владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);[ ]
· задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);
· задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей [15]);
· внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);[]
· вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).[]
На 01.01.2002 внешний долг составлял 130,9 млрд. долл.( по данным МинФина РФ) и 150,9 млрд. долл. по данным Банка России , а его структура выглядела следующим образом:
Наименование |
01.01.01 |
01.07.01 |
01.10.01 |
01.01.02 |
|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) |
143,4 |
137,8 |
138,9 |
130,9 |
|
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
47,5 |
42,9 |
43,9 |
42,3 |
|
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
19,5 |
19,6 |
19,8 |
14,8 |
|
Коммерческая задолженность |
6,7 |
6,5 |
6,5 |
6,1 |
|
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,1 |
15,4 |
15,1 |
15,2 |
|
МВФ |
8,8 |
8,1 |
7,9 |
7,7 |
|
Мировой банк |
7,1 |
7,1 |
7 |
7,2 |
|
ЕБРР |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Еврооблигационные займы |
36,4 |
36,2 |
36,4 |
35,3 |
|
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
|
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
|
[26]
Предоставляя для Российской
Федерации право приобретения обязательств
в режиме внутреннего и внешнего
долга, Бюджетный кодекс устанавливает
при этом порядок определения
количественных пределов таких обязательств
и порядок их выполнения. Для федерального
уровня долговых обязательств государства
Бюджетный кодекс устанавливает
верхний предел государственного внутреннего
долга, верхний предел государственного
внешнего долга и отдельно предел
государственных внешних
Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета, % ВВП
Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2000 2001 Доходы 17,7 14,7 12,7 14,3 12,7 12,4 11,3 14,9 15,4 Расходы 47,2 24,5 24,5 19,2 20,1 18,4 14,1 16,5 15,4 Дефицит -29,5 -9,8 -11,8 -4,9 -7,4 -6,0 -2,8 -1,6 0 |
|
Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках. [23]
1.1. Внутренний
и Внешний государственный
Внешний государственный долг В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона «О Центральном банке» ЦБ обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной «накачки», а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центробанка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ). Использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга, который включает в себя задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С ростом внутреннего госдолга увеличивались расходы на его обслуживание, которые к 1998 г. превратились в одну из наиболее крупных и прогрессировавших статей расходов федерального бюджета. Государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения. Дефицит государственных финансов сократить не удалось, а возможность внешних заимствований оставалась весьма ограниченной. В этой ситуации появилась необходимость допустить нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. Если в 1994 г. нерезидентам было разрешено приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг, то с 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для нерезидентов (были отменены ограничения на срок репатриации прибыли и гарантированный уровень доходности). В результате доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ неуклонно росла и к апрелю 1998 г. составила 28-30%. Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой - примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов. От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные прорехи, а бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала по 1 млрд долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его.
Что касается части внутреннего
долга, которая приходится на обязательства
правительства иностранным
Внутренний госдолг и расходы на его обслуживание на 1 января, % ВВП
Показатели 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Внутренний госдолг 21,7 14,0 11,9 16,6 19,4 28,0 В том числе: задолженность по ценным бумагам 0,2 3,0 5,4 11,3 17,4 17,9 задолженность Центробанку 18,0 9,3 3,8 2,7 0,0 0,0 Обслуживание долга 0,6 2,6 2,4 4,8 3,7 4,0 |
|
Минфину разрешено выпустить
на рынок долговые обязательства
в размерах, не превышающих законодательно
установленные пределы
Структура внешнего госдолга России на 1 января, млрд долларов
Внешний госдолг 2000 г. 2001 г. 2002 г. Внешний госдолг (включая долг СССР), всего 152,0 150,1 149,8 По кредитам правительств иностранных государств 66,5 66,0 65,3 В том числе: задолженность официальным кредиторам Парижского клуба 48,6 48,4 48,3 задолженность бывшим странам СЭВ 14,6 14,5 14,1 По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм 39,4 39,1 39,1 В том числе: задолженность кредиторам Лондонского клуба 30,1 29,8 29,8 По кредитам международных финансовых организаций 19,4 18,3 19,7 Государственные ценные бумаги России (в иностранной валюте) 26,7 26,7 25,7 В том числе: еврооблигационные займы 15,6 15,6 14,6 ОВВЗ 11,1 11,1 11,1 |
|