Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг 3.1Состояние современного рынка труда и образовательных услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в России.
Объект исследования - рынок труда и рынок образовательных услуг, и их взаимосвязь. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) Понять, что собой представляет рынок труда и рынок образовательных услуг
2)Рассмотреть их взаимодействие
3)Выявить проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Росси

Содержание работы

Введение
1. Рынок труда
1.1 Понятие, структура и функции рынка труда
1.2 Рынок труда и заработная плата
1.3 Спрос и предложение на рынке труда, их равновесие
2. Образовательные услуги
2.1 Понятие образовательных услуг
2.2 Формирование рынка образовательных услуг. Общая структура системы образования РФ
2.3 Образовательная услуга как один из элементов рынка труда
3. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг 3.1Состояние современного рынка труда и образовательных услуг в России
3.2 Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
3.3 Государственное регулирование проблем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

новая курсовая))).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Можно сделать следующие  выводы: если меняется заработная плата, то спрос на рабочую силу движется вдоль кривой вверх или вниз, а если действуют другие факторы, такие, как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитала, то тогда сдвигается сама кривая спроса на рабочую силу.

Предложение рабочей силы — это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе — источника средств существования. Предложение рабочей силы обусловливается следующими факторами:

  • численностью населения, прежде всего трудоспособного;
  • средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
  • количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.

Рассмотрим механизм предложения на рынке труда на примере отдельной должности. При росте заработной платы по какой-либо должности (при этом заработная плата по другим должностям остается неизменной) следует ожидать, что появится больше людей, желающих работать на такой должности, и, наоборот, при низкой заработной плате никто не захочет этого. Таким образом, предложение рабочей силы на каком-то определенном рынке должностей прямым образом связано со ставками заработной платы, доминирующими на этом рынке. Зависимость предложения рабочей силы от ее цены представлена(Приложение Б Рис. Кривая предложения рабочей

 силы)

Кривая предложения  показывает, сколько работников может  выйти на рынок труда соответственно каждому уровню ставки заработной платы. Как и кривая спроса на рабочую  силу, кривая предложения здесь построена без учета прочих факторов. Допустим, что заработная плата по другой должности увеличится при неизменности прочих факторов. Тогда, скорее всего, часть работников изменят свое намерение работать на предыдущей должности, а выберут для себя ту должность, по которой повысилась заработная плата. Это приведет к смещению кривой предложения влево, что показано (См. Приложение Б)

Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке  труда графически представлен в (Приложение В Рис. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.)

Точка пересечения кривых (согласно классической теории, «крест Маршалла») отражает совпадение спроса и предложения, а заработная плата, которая соответствует этому  пересечению, называется заработной платой рыночного равновесия (We). Все стороны удовлетворены, рынок находится в равновесии.

Если же рыночная заработная плата устанавливается в точке W1 (заработная плата ниже рыночного равновесия), то спрос будет высоким (точка D1), а предложение – низким (точка S1) и спрос будет превышать предложение. В таких условиях работодатели будут конкурировать та работников, что может привести к определенному увеличению заработной платы на рынке. При этом возможны два варианта:

1)  большее число  работников решает выйти на  рынок и приступить к поиску работы (т.е. движение будет вдоль кривой предложения);

2) возросшая заработная  плата заставляет работодателей  ограничить прием числа работников (т.е. движение будет вдоль кривой спроса).

Если заработная плата  повысится до точки W2 (заработная плата выше рыночного равновесия), то предложение превысит спрос (точка D2), образуется избыток работников и у работодателей появится возможность нанять квалифицированных людей за более низкую заработную плату, причем в большем количестве. Некоторые из получивших работу (например, безработные) будут рады, другие же станут искать работу в новых местах. Таким образом, когда заработная плата пойдет вниз с уровня точки W2, спрос и предложение будут приближаться к равновесию. Заработная плата рыночного равновесия (Wе) обычно превалирует на рынке труда и становится общепринятой заработной платой, что должны учитывать как работодатели, так и работники.

 

2. Образовательные услуги

2.1 Понятие образовательных  услуг

В современной рыночной терминологии существует несколько определений образовательной услуги.

Образовательная услуга — это:

1) учебно-педагогическая деятельность;

2) предоставление образовательным  учреждением возможности получения  образования, повышающего стоимость  рабочей силы потребителя и  улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;

3) система знаний, информации, умений  и навыков, которые используются  в целях удовлетворения разнообразных  образовательных потребностей личности, общества, государства;

4) в частном случае  подготовка специалиста определенной  квалификации для организации-потребителя.

 

 

2.2 Формирование рынка  образовательных услуг

Рынок образовательных  услуг формируется в настоящий  момент на всех ступенях образования: дошкольном, общем, профессиональном, дополнительном и высшем. Рассмотрим их основные характеристики:

-Дошкольное: 

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного  направления учебно-воспитательного  процесса, использовании образовательных программ. Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

-Среднее (школьное) образование: 

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования  в Российской Федерации которое  включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).         

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения. Ожидаемое значительное снижение количества учащихся (до 2010 г.) позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования

Среднее профессиональное образование:         

Среднее профессиональное образование  направленно на подготовку специалистов-практиков  по более чем 280 специальностям и  реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

В современной экономике  и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним  профессиональным образованием, что  составляет более 34 % от общей численности  занятых.         

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента         

Реализация среднего профессионального  образования осуществляется в различных  формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Высшее образование  проводится как в очной так  и в заочной форме обучения. С недавнего времени введён бакалавриат, что значительно уменьшит спрос на данного выпускника в будущем, что же касается диплома специалиста по окончанию высшего учебного заведения, в какой-то мере увеличивает шанс получить «достойное» рабочее место и в последующем карьерный рост, но ни диплом бакалавра, ни диплом специалиста не дает гарантии, что данный специалист в той или иной сфере будет востребован, так как в большинстве случаев при устройстве на работу и занятии какой-либо должности, работодатель требует или даже отдает предпочтение выпускникам с опытом работы, что очень проблематично для выше упомянутых. Как правило высшее образование получается в срок от 5 до 6 лет, без аспирантуры (зависит от учебного заведения, квалификации выпускаемого специалиста). При заочной форме обучения срок обучения увеличивается на 1 год соответственно.

Если всё же вернуться  и рассмотреть проблему стажа  и опыта работы, то я бы хотела рассмотреть эту актуальную проблему. Работодатель как правило принимает  на рабочее место студента «специалиста»  на свой страх и риск. Так как требовать с него в полной мере он не может, хотя и это остается спорным вопросом. Устроиться на работу можно как минимум на 4-5 курсах, по крайне мере данным курсам отдается предпочтение, но не каждый может совмещать, поэтому большинство работают не по специальности или же вообще не принимают участия в работе. После окончания большинство выпускников (мужское население) отправляются отдавать долг родине, то есть теряется ещё один год, который мог пойти в трудовую книжку. По этому я не могу отдать предпочтение какому либо уровню образования, хотя, живя в наше время, в нашу эпоху, без высшего образования большинству населения приходится тяжело. От образования зависит культура нашего народа, менталитет и многие факторы, влияющие на нашу страну, в том числе и рабочая сила, помогающая развитию нашей державе.

 

2.3 Образовательная услуга как один из элементов рынка труда

Одним из элементов рынка  труда является рынок образовательных  услуг.

В условиях рыночной экономики  деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.

Потребительная стоимость  образовательных услуг заключается  в том, что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более  квалифицированной и более производительной рабочей силе. В связи с этим спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожиданий, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции.

Последнее представление  выработалось в эпоху огосударствленной  экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения  выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с плановой разнарядкой  и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретал и для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение.

В рыночной экономике  дело обстоит по-иному. Образовательная  услуга и есть основной продукт, приобретаемый  потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором ,а не заказчиком выступает государство).

Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может  быть организация, нуждающаяся в  специалистах, а в частном случае и государство. Это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга — подготовка специалиста.

Маркетинг образовательных  услуг представляет собой социально  ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности  учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках - образовательных услуг и труда.

Информация о работе Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг 3.1Состояние современного рынка труда и образовательных услуг в России