Оценка конкурентоспособности предприятия сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать конкурентоспособность предприятия предложить мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности и повышению эффективности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие конкурентоспособности и методы оценки конкурентоспособности.
2. Изучить организационно-хозяйственную деятельность предприятия.
3.Провести анализ хозяйственной деятельности предприятия, дать оценку основным показателям хозяйственной деятельности предприятия.
4.Сформулировать направления улучшения конкурентоспособности предприятия

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности…………………………………………………………..4
Глава 2. Организационно-хозяйственная деятельность автомойки – кафе «PIT-STOP» ……………………………………………………………………………..29
2.1. Организационная структура предприятия………………………………..29
2.2 Сфера деятельности предприятия…………………………………………...32
2.3 Материально-техническая база предприятия………………………………36
Глава 3. Оценка конкурентоспособности Автомойки-кафе «PIT-STOP»…….43
Заключение…………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………….50

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 221.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)»

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Коммерция и логистика»

 

Допущена к защите

«____»_________________20___г.

Зав. кафедрой _________________

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

 

на тему: Оценка конкурентоспособности предприятия сферы услуг

студентки: Стародубцевой  Ирины Александровны

4 курса заочной ускоренной формы обучения

 

по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»

 

 

Руководитель выпускной квалификационной (дипломной) работы: Бургат Виталий Викторович к.э.н, доцент

«____»________________20___г.

 

 

Рецензент выпускной квалификационной (дипломной) работы: _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое  звание, место работы, должность)

«____»________________20___г.

 

 

Консультант выпускной квалификационной (дипломной) работы: ___________________________________

____________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое  звание)

«____»________________20___г.

 

 

Количество страниц ВКР 50, количество листов приложений 4

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие конкурентоспособности. Методы  оценки конкурентоспособности…………………………………………………………..4

Глава 2. Организационно-хозяйственная деятельность автомойки – кафе «PIT-STOP» ……………………………………………………………………………..29

2.1. Организационная  структура предприятия………………………………..29

2.2 Сфера деятельности  предприятия…………………………………………...32

2.3 Материально-техническая база предприятия………………………………36

Глава 3. Оценка конкурентоспособности  Автомойки-кафе «PIT-STOP»…….43

Заключение…………………………………………………………………………49

Список используемой литературы……………………………………………….50

 

 

Введение 

Переход России от планово-директивной  экономики к рыночной привел к  появлению конкуренции практически  во всех сферах деятельности хозяйствующих  субъектов.

Актуальность исследования заключается  в том, конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности услуг и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

       Объект  исследования – предприятие сферы услуг ИП Хозяинов С.В.

Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия сферы услуг.  Базой исследования в дипломной работе является предприятие сферы услуг ИП Хозяинов С.В. Автомойка-кафе «PIT-STOP»

      Цель работы  – проанализировать конкурентоспособность предприятия  предложить мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности и повышению эффективности предприятия.

       Для  достижения поставленной цели  необходимо решить следующие  задачи:

1. Определить понятие конкурентоспособности и методы  оценки конкурентоспособности.

2. Изучить  организационно-хозяйственную деятельность предприятия.

3.Провести анализ хозяйственной  деятельности предприятия, дать  оценку основным показателям  хозяйственной деятельности предприятия.

4.Сформулировать направления   улучшения конкурентоспособности предприятия

      Методы, использованные  в дипломной работе.

  - подбор и изучение  научной и учебно-методической  литературы.

  - сбор и обработка  практического материала деятельности  организации- объекта исследования.

      Структура  дипломной работы представлена  введением, тремя главами и  заключением.

      Во введении  обосновывается актуальность темы  дипломной работы, определяется  объект и предмет исследования, выделяется цель, формируются задачи  и методы, используемые в работе, определяется структура.

      В первой  главе дипломной работы анализируются  понятие конкурентоспособности, методы  оценки конкурентоспособности.

Во второй главе анализируется  организационно-хозяйственная деятельность автомойки – кафе «PIT-STOP».

      В третьей  главе оценивается конкурентоспособность автомойки – кафе «PIT-STOP».

 

Глава 1. Понятие конкурентоспособности. Методы  оценки конкурентоспособности.

Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности  услуг и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и  почему она при всех стараниях  любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Переход России от планово-директивной  экономики к рыночной привел к  появлению конкуренции практически  во всех сферах деятельности хозяйствующих  субъектов. Исследование проблемы конкуренции  и конкурентоспособности до 90-х  годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин “конкуренция”  не применялась в советской экономике. Так, что же такое конкуренция и конкурентоспособность? Существует большое количество определений данных терминов. Слово конкуренция возникло от латинского “concurrere”, что в переводе означает сталкиваться. 

Конкуренция -  наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. Макконнел К.Р.,Брю С.Л. [13]

Конкуренция  - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Наличие конкуренции на рынке  товаров или услуг, на котором  действует предприятие, требует  от него обеспечения определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением  его с данных рынков. В чем же все-таки сущность конкурентоспособности?

 Ожегов С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [22]. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И. [8] характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку. Фатхутдинов Р.А. [32,33,36] дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке. Забелин П.В., Моисеева Н.К. [4] дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию [10]. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность. Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у Андреевой О.Д. [3] и Кредисова А.И. [15]. Так, Кредисов А.И. пишет: “конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение”. Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора главное условие конкурентоспособности. Андреева О.Д. дает оценку конкурентоспособности следующим образом: “конкурентоспособность – это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение”. Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

Перечисленные недостатки устранены  в определении Швеца В.Е., которое  дается в кратком словаре менеджера [10]: “конкурентоспособность продукции  есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном  объеме и без убытков для изготовителя”. Автор показал, что товар или  услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в  свою очередь является одним из показателей  эффективности работы любого субъекта рыночной экономики. Привязка товара или  услуги к конкретному рынку обязательна.

Ряд авторов в своих  работах предлагают объединить в  одно понятие конкурентоспособности  товара и конкурентоспособности  организации. Это просматривается  в работе Игольникова Г.Н. и Патрушева Е.А. [6]. Данное утверждение будет не совсем верным, так как покупатель не всегда знает товар какого производителя он покупает, а даже если и знает название фирмы производителя, то это название не всегда о чем-то говорит. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играют решающую роль.

Все ранее перечисленные  недостатки в определении понятия  конкурентоспособности на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А. [31] и само понятие звучит следующим образом: “конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка”. Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

Фатхутдинов Р.А. [35] пишет, что  принципиально системы обеспечения  конкурентоспособности товаров  и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что  эти отличия все же есть, и эти  отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности  товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно  считать специфичным “товаром”. В данной работе Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень  он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты  на эксплуатацию за его жизненный  цикл; 4) качество сервиса, а также  динамизм факторов. В свою очередь  влияние этих четырех факторов зависит  от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, перечень которых приведен в таблицах 2 и 3 соответственно.

Таблица 2. Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность. 35

Внешние факторы конкурентного  преимущества товара, определяемые внешней  средой системы

Направленность влияния  фактора на конкурентоспособность  товара

1. Уровень конкурентоспособности  страны

С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные  показатели конкурентоспособности  товара

2. Уровень конкурентоспособности  отрасли

То же

3. Уровень конкурентоспособности  региона

То же

4. Уровень конкурентоспособности  организации выпускающей товар

То же

5. Сила конкуренции на  выходе системы

Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность  товара

6. Сила конкуренции на  входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других компонентов

То же

7. Сила конкуренции среди  товаров-заменителей

То же

8. Появление новых потребностей

Снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара

9. Уровень организации  производства, труда и управления  у посредников и потребителей  товаров, выпускаемых системой

Повышение уровня организации  повышает конкурентоспособность

10. Активность контактных  аудиторий (общественных организаций,  общества потребителей, средств  массовой информации и т.д.)

С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается


Таблица 3. Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность [35]

Внутренние факторы конкурентного  преимущества товара, определяемые системой

Направленность влияния  фактора на конкурентоспособность  товара

1. Патентоспособность (новизна)  конструкции (структуры, состава)  товара

С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность

2. Рациональность организационной  и производственной структур  системы

Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности  товара

3. Конкурентоспособность  персонала системы

Повышение конкурентоспособности  персонала повышает конкурентоспособность  товара

4. Прогрессивность информационных  технологий

С увеличением удельного  веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара

5. Прогрессивность технологических  процессов и оборудования

С увеличением удельного  веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара

6. Научный уровень системы  управления (менеджмента)

С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов  и современных методов управления повышается конкурентоспособность  товара

7. Обоснованность миссии  системы

Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности  системы и ее товаров

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия сферы услуг