Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
В России принято много писать о неразвитости инфраструктуры как барьера для развития внешнеэкономических связей. Однако на уровне государства мало что при этом делается, причем с учетом высокой динамики торговых связей с Китаем ситуация только ухудшается. Уже на сегодняшний день существующие пограничные переходы, таможенные терминалы, склады и другие объекты инфраструктуры в приграничных районах не справляются с огромным потоком товаров. При этом, по оценкам Председателя правления Российско-Китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, темпы развития такой инфраструктуры отстают от запланированных до 2010 г. темпов роста товарооборота между Россией и Китаем. Следовательно, необходимо «незамедлительно принимать меры, иначе все это захлебнется, когда озвученные цифры станут реальностью».
Если с инженерной инфраструктурой картина рисуется однозначной, то что касается финансовой инфраструктуры, мнения представителей делового мира разделились. Например, Игорь Темиров, указывает на то, что в России не ведет полноценных операций ни один китайский банк. «Конечно, китайские компании готовы работать и с российскими финансовыми институтами, но банкам-соотечественникам они доверяют больше и это стимулировало бы их деятельность в России». С другой стороны, есть мнение, что «на рынке все друг друга знают, а если и появится кто-то из новичков для китайского / российского рынка, то это лишь технический вопрос дать информацию об этой фирме, если она себя зарекомендовала на национальном рынке». Как образно сказал Сергей Санакоев «телега не должна ехать впереди лошади», т.е. финансовая инфраструктура вторична, а существующие небольшие проблемы решаются российско-китайским бизнес-сообществом самостоятельно вполне успешно.
Как выразился Сергей Санакоев, «в
последнее время информированно
Тем не менее многие российские предприниматели
недооценивают специфики
Кроме того, китайцы очень настороженно относятся к включению в свой бизнес за рубежом сторонних менеджеров, даже если это профессионалы. Как следствие, они остаются на уровне фирм среднего размера (хотя рост безусловно наблюдается). Образно характеризуя данную ситуацию Игорь Темиров отметил, что «у китайцев это паранойя: они боятся, что у них украдут, а в результате они сами не готовы реализовывать инновационные проекты, идти на определенные риски (в том числе из-за небольшого размера компаний)».
Для того, чтобы вышеназванные предположения стали реальностью, необходимо преодолеть имеющиеся в настоящее время в области российско-китайского торгово-экономического сотрудничества барьеры. Авторы выделили четыре основные группы барьеров:
1. системные барьеры федерального уровня;
2. барьеры в восточных регионах России;
3. барьеры общего характера;
4. специальные барьеры.
Одновременно была проведена серия интервью с высококвалифицированными российскими экспертами, работающими с Китаем, что позволило определить еще две группы барьеров:
5. общие барьеры, названные
высококвалифицированными
6. специальные торговые
барьеры, названные
1. Системные барьеры федерального уровня:
1.1. слабая поддержка
машиностроения и
1.2. не работающая инновационная система России
1.3. не развитая инфраструктура, особенно в восточных регионах России (транспорт, логистика, связь, социальная сфера, таможня и т.д.)
1.4. отсутствие финансовой
поддержки несырьевого
2. Барьеры в восточных регионах России:
2.1. отсутствие возможности финансирования из бюджетов неразвитых восточных территорий России необходимых инфраструктурных и инновационных проектов, способствующих развитию российско-китайского торгово-экономического взаимодействия
2.2. длительность и волюнтаризм бюрократических процедур при оформлении сделок между восточными российскими и северо-восточными китайскими регионами
3. Барьеры общего характера:
3.1. информационные: отсутствие
систематизированной
3.2. кадровые: катастрофический
дефицит в России специалистов
в области продвижения
3.3. торгово-экономические: неподготовленность российских государственных систем таможенного регулирования и регулирования систем финансирования и страхования экспортных операций к стимулированию экспорта российской несырьевой продукции
3.4. стереотипы: негативное отношение российских производителей к китайскому рынку
4. Специальные барьеры:
4.1. отсутствие нормативно-
4.2. малочисленность двусторонних
практических комментариев
4.3. отсутствие согласованных
типовых форм двусторонних
4.4. отсутствие общепринятой
системы стандартизации и
4.5. недостаточное развитие таможенной инфраструктуры (см. пункты 1.3. и 2.1.)
4.6. несовершенство системы
управления и правового
4.7. недостаток высококвалифицирова
4.8. ксенофобия россиян по отношению к китайцам (см. также пункт 3.4)
4.9. ограничения на движения капитала и взаимное инвестирование (см. также пункт 3.3)
4.10. неразвитость российских
организаций, могущих
4.11. закрытость китайского рынка госзакупок
4.12. наличие ограничений
в определенных сегментах
5. Общие барьеры, названные высококвалифицированными российскими экспертами в ходе опроса 2005 года (барьеры в широком смысле):
5.1. низкая конкурентоспособность
российской экономики:
5.2. неэффективность структуры
торгового обмена между
5.3. отсутствие геополитической и геоэкономической стратегии развития Востока России (Сибири и Дальнего Востока)
5.4. социокультурные проблемы:
проблема языкового и
5.5. несовершенство российского рынка инновационной продукции (см. пункт 1.2.): во-первых, практическое отсутствие в России разработок, пригодных для промышленного внедрения, во-вторых, отсутствие продаж (непродажеспособность) в Китае имеющихся российских (постсоветских) фундаментальных научных заделов, в-третьих, отставание России от Китая по уровню научного развития, в-четвертых, продажа Китаю в основном научно-технической продукции военного назначения, в-пятых, отсутствие в России инновационных технопарков и пр., в-шестых, деградация высшего образования, как базы научных разработок
5.6. устаревшие государственные
ограничения на экспорт
5.7. коррумпированность российской таможни и российской пограничной службы (см. также подпункты 2.2. и 4.6.)
5.8. несовершенное регулирование
объема и качества китайской
миграции: низкое "качество" китайских
мигрантов и незаселенность
5.9. нерешенность проблемы безопасности китайцев в России (см. подпункты 3.4. и 4.8.)
6. Специальные торговые барьеры, названные высококвалифицированными российскими экспертами в ходе опроса 2005 года (барьеры в узком смысле)
6.1. запрет на ускоренное растаможивание грузов из Китая
6.2. недостаточная
6.3. проблема секретности
научных и инновационных
6.4. проблема "реэкспорта" из Гонконга
6.5. проблема валютного
регулирования, в том числе
в части осуществления предопла
6.6. специализация российских таможенных пунктов
Можно составить определенную матрицу рынков и актеров и с ее помощью проанализировать происходящее в российско-китайских торгово-экономических отношениях. Во-первых, мы видим определенное улучшение на концентрированных рынках с преобладанием крупных предприятий (прежде всего в нефтяной, газовой, угольной отраслях, в электроэнергетике и крупном энергомашиностроении). На этих рынках федеральным органам государственной власти (и даже региональным администрациям) достаточно легко осуществить учет и контроль происходящего, а также осуществить адресную поддержку крупных и очень крупных бизнес-проектов. Одновременно топ-менеджмент крупнейших российских предприятий практически свободен от бытовой ксенофобии и готов реализовывать проекты в любой части земного шара, в том числе и в Китае. Что же касается малоконцентрированных рынков, то здесь, к сожалению, практически не наблюдается сдвигов (это подтвердили и интервью с экспертами, см. ниже). На этих рынках сохранилось большинство из проблем, выявленных еще в 2005 году, а меры системного характера и общего действия для данных рынков, затрагивающие все малые и средние предприятия с определенными характеристиками, в настоящий момент только разрабатываются на федеральном уровне. В силу этого отдельные попытки региональных администраций и отдельных предприятий наладить нормальные деловые взаимоотношения с китайскими партнерами могут быть только половинчатыми и в силу этого лишь частично успешными. Тем более эти же проблемы характерны и для особых рынков, требующих одновременно и индивидуального внимания на различных уровнях и реальной реализации мер системного характера и общего действия. На этих рынках фактически никаких реальных изменений в барьерах за прошедшее время не произошло.
Таблица 1: Изменения в барьерах согласно матрице рынков и актеров
Федеральная власть |
Региональные администрации |
Предприятия | |
Концентрированные |
+ |
+/- |
+/- |
Малоконцентрированные |
- |
+/- |
+/- |
Особые |
- |
- |
- |
Источник: авторская разработка
Для решения проблем, вытекающих из наличия вышеназванных барьеров, экспертами были разработаны меры общего действия, оказывающие эффект на все или несколько крупных секторов экономики (всего 23 мероприятия), и специфические отраслевые меры, оказывающие воздействие на 1-2 сектора экономики (всего 18 мероприятий).
Меры общего действия
Меры общего действия включают:
1. совершенствование законодательной базы приграничного сотрудничества (головной исполнитель - Минрегион)
2. разработка и принятие двустороннего соглашения по приграничной торговле (головной исполнитель - МЭРТ)
3. создание благоприятных условий для ведения бизнеса и приграничной торговли в регионах, граничащих с Китаем, путем выделения на конкурсной основе со-финансирования под проекты, реализуемые региональными администрациями (головной исполнитель - МЭРТ)
4. выделение прямых
государственных грантов
5. юридическая аутентификация терминологии российского и китайского законодательств в ключевых областях сотрудничества (головной исполнитель - МЭРТ)
6. программа мер по
защите авторских и смежных
прав на интеллектуальную
7. разработка типовых условий двусторонней торговли, отличных от Incoterm (головной исполнитель - МЭРТ)
8. программа мер по
устранению излишних
9. модернизация паспортно-
10. программа мер по
повышению безопасности