Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
11. устранение излишних
барьеров, вытекающих из международных
договоров (головной
12. усиление информационной поддержки развития экспорта в Китай российских товаров и услуг (головной исполнитель - Минкультуры)
13. унификация и взаимная
аккредитация промышленных
14. взаимное признание
санитарно-карантинных
15. программа мер по
стимулированию движения
16. выявление и устранение
неоправданных ограничений на
трансграничное перемещение
17. создание механизмов
встречных государственных
18. расширение с 10 до 50 млн. долл. США лимита сделок, не требующих дополнительного согласования (головной исполнитель - МЭРТ)
19. создание совместной
системы мониторинга
20. снятие основных ограничений на деятельность российских банков в Китае (головной исполнитель - Минфин)
21. расширение перечня российских банков, гарантии которых не потребуют дополнительного подтверждения (головной исполнитель - Минфин)
22. создание системы
оперативного межбанковского
23. стимулирование подготовки и предложения на рынке труда квалифицированных специалистов со знанием китайского языка путем: а) выделения на конкурсной основе федерального софинансирования под проекты развития платных образовательных программ по обучению китайскому языку, изучению законодательства, системы государственного управления, экономики Китая, представляемые российскими ВУЗами и иными российскими учебными организациями, б) софинансирование расходов российских предприятий и организаций по повышению квалификации их сотрудников для организации или обеспечения экспорта их товаров и услуг в Китай (головной исполнитель - Минобрнаука)
При этом наибольшее количество мер должно быть разработано МЭРТ (11 мероприятий), Минфином (3 мероприятия), МИДом (2 мероприятия) и Минобрнауки (2 мероприятия).
Специфические отраслевые меры
1. Энергетика
1.1. нефтяной сектор: реализовать континентальные и сахалинские проекты добычи российской нефти и экспорта ее в Китай (головной исполнитель - Минпромэнерго)
1.2. газовый сектор: а) достижение соглашения с китайской стороной по ценам и тарифам и б) расширение участия российских компаний в газовом секторе Китая (головной исполнитель - МЭРТ)
1.3. угольный сектор: а) решение вопроса о допуске российских компаний к угольным проектам Китая и б) развитие транспортной инфраструктуры экспорта российского угля в Китай и решение связанных инвестиционных проблем (головной исполнитель - МЭРТ)
1.4. электроэнергетика: а) расширение участия российских компаний в тендерах по строительству объектов в Китае и б) совершенствование кредитно-финансовых механизмов реализации проектов для Китая (головной исполнитель - Минпромэнерго)
2. Транспорт:
а) разработать
программу модернизации
3. Телекоммуникации:
а) завершить модернизацию оптоволоконной линии между Россией и Китаем с целью увеличения пропускной способности, б) проработать вопрос об использовании новых космических спутников связи для организации глобального пакета услуг в странах третьего мира, в) решить вопрос выхода российских операторов мобильной связи на рынок услуг связи Китая (головной исполнитель - Мининформатизация)
4. Машиностроение:
а) разработать систему
государственной поддержки
5. Инновационное сотрудничество: а) создать постоянно действующие выставки образцов российской продукции, ориентированной на внутренний китайский рынок, б) разработать взаимные рекомендации по охране интеллектуальной и других видов собственности при заключении инновационных соглашений, в) разработать пакеты типовых документов по организации совместных предприятий с учетом вклада российской стороны в виде интеллектуальной собственности, г) организовать мониторинг и обеспечить содействие в реализации действующих инновационных проектов, д) разработать программу мер по стимулированию развития рынка инновационного сотрудничества (налоги, кредиты и т.п.) (головной исполнитель - Минобразования)
6. Банковская и страховая деятельность: а) сформировать универсальный список требований к совместно реализуемым проектам и б) установить взаимные лимиты на кредитно-гарантийные операции (головные исполнители - МЭРТ и МВД)
7. Сельское хозяйство: разработать комплекс мер по стимулированию экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай и импорта китайской в Россию (головные исполнители - Минсельхоз и МЭРТ)
8. Рыбное хозяйство: а) разработать комплекс мер по упорядочиванию использования рыбных ресурсов в пограничных областях, б) провести переговоры по совместному использованию ресурсов Мирового океана и по организации совместных рыбообрабатывающих предприятий с третьими странами, в) провести переговоры по организации совместных с Китаем рыбообрабатывающих предприятий с третьими странами с целью поставок готовой продукции в Россию, Китай и третьи страны (головной исполнитель - МЭРТ)
9. Химическая
и нефтехимическая
а) разработать меры по увеличению экспорта российских удобрений в Китай и по оптимизации структуры этого экспорта, б) обеспечить достижение договоренностей и осуществление практических мер по снижению действующих тарифов на товары химической группы и невведение новых ограничительных мер, в) подготовить и реализовать совместную российско-китайскую программу развития двусторонней торговли продукцией химической промышленности (расширение номенклатуры экспортируемой продукции, оптимизация цен) (головной исполнитель - Минпромэнерго)
10. Лесная промышленность:
а) разработать
комплекс мер по
11.
Подрядное строительство и
а) разработать комплекс мер по упорядочиванию использования китайской рабочей силы необходимой квалификации в трудодефицитных отраслях и регионах России, б) подготовить предложения по расширению участия российских специалистов в оказании строительных услуг на территории Китая (головной исполнитель - Минрегион)
12. Приграничная торговля:
а) законодательно определить статус районов и субъектов приграничной торговли, б) принять программу мер по стимулированию региональной инвестиционной деятельности и совершенствованию взаиморасчетов, в) принять программу мер по улучшению транспортных связей восточных регионов России с Европейской частью страны, созданию современной логистической базы, г) разработать систему экономической информации о партнерах и создать сеть деловых центров, д) завершить создание пограничных торгово-экономических комплексов (головной исполнитель - МИД)
13. Социальные услуги:
13.1. образование: а) разработать и осуществить комплекс мер по развитию законодательной, организационной, методической, информационно-рекламной базы по обеспечению экспорта образовательных услуг, б) подготовить согласованные предложения по поддержке существующих и созданию новых информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских ВУЗов в Китае и китайских ВУЗов в России, в) разработать и довести до общественности программу мер по обеспечению безопасности китайских студентов, г) разработать программу софинансирования на конкурсной основе проектов ВУЗов по строительству общежитий и аудиторного фонда для иностранных студентов и учащихся, д) разработать меры по предоставлению разрешения на работу в России по упрощенной процедуре для китайских граждан, успешно завершивших обучение в ВУЗах России, е) согласовать с правительством Китая программу взаимных научных обменов и стажировок между ВУЗами и научными организациями России и Китая, ж) разработать программу софинансирования на конкурсной основе проектов создания региональных центров по обучению иностранных учащихся русскому языку перед их поступлением в российские ВУЗы (головной исполнитель - МЭРТ)
13.2. здравоохранение: а) подготовить программы экспорта российских медицинских технологий, оборудования, приборов, медикаментов, фармацевтической продукции и медицинских услуг с учетом потребностей китайского рынка и б) подготовить предложения для китайской стороны по участию российских компаний в организации в Китае медицинских центров, центров общественной санитарной гигиены и профилактики заболеваний, комплексных лабораторий по контролю качества продукции, сырья, технологических процессов, мониторинга загрязнения окружающей среды (головной исполнитель - Минздравсоцразвития)
13.3. туризм: а) разработать программу кооперированных усилий российского государства и бизнеса по развитию на период до 2010 года инженерной и транспортной инфраструктуры в местах массового туризма и сети предприятий индустрии гостеприимства (гостиницы, оздоровительные, спортивные и развлекательные комплексы, предприятия общественного питания и др.), имеющую федеральную и региональные составляющие, и приступить к ее планомерной реализации, начиная с 2006 года, б) разработать программу привлечения китайских инвестиций к проектам туристической направленности в России, в) предложить совместный план взаимного направления туристов, г) принять меры по исключению случаев незаконного содержания в России китайских туристов российскими правоохранительными органами и усилению борьбы с инцидентами на национальной почве, д) принять меры по недопущению использования туристского канала для незаконной трудовой деятельности, е) открыть российское представительство по туризму в Китае (головные исполнители - ФА по туризму и Минфин)
При этом наибольшее количество мер должно быть разработано МЭРТ (8 мероприятий), Минпромэнерго (3 мероприятия), Минздравсоцразвития (2 мероприятия).
Дополнительные значимые меры
Во многом, на основании
проведенной ГУ-ВШЭ научно-
Список этих мер включает (см. «Программа развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (2006-2010 гг.)», глава 6, с.74-75):