Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

11. устранение излишних  барьеров, вытекающих из международных  договоров (головной исполнитель  - МЭРТ)

12. усиление информационной  поддержки развития экспорта в Китай российских товаров и услуг (головной исполнитель - Минкультуры)

13. унификация и взаимная  аккредитация промышленных технических  стандартов (головной исполнитель  - Минпромэнерго)

14. взаимное признание  санитарно-карантинных сертификатов (головной исполнитель - Минздравсоцразвития)

15. программа мер по  стимулированию движения капитала  и взаимного инвестирования (головной  исполнитель - МЭРТ)

16. выявление и устранение  неоправданных ограничений на  трансграничное перемещение рабочей  силы (головной исполнитель - МИД)

17. создание механизмов  встречных государственных гарантий  страховой защиты экспорта (головной  исполнитель - МЭРТ)

18. расширение с 10 до 50 млн. долл. США лимита сделок, не требующих дополнительного  согласования (головной исполнитель  - МЭРТ)

19. создание совместной  системы мониторинга страхования  экспортно-импортных и инвестиционных  операций (головной исполнитель  - МЭРТ)

20. снятие основных  ограничений на деятельность  российских банков в Китае  (головной исполнитель - Минфин)

21. расширение перечня российских банков, гарантии которых не потребуют дополнительного подтверждения (головной исполнитель - Минфин)

22. создание системы  оперативного межбанковского обмена  информацией (головной исполнитель  - Минфин)

23. стимулирование подготовки  и предложения на рынке труда квалифицированных специалистов со знанием китайского языка путем: а) выделения на конкурсной основе федерального софинансирования под проекты развития платных образовательных программ по обучению китайскому языку, изучению законодательства, системы государственного управления, экономики Китая, представляемые российскими ВУЗами и иными российскими учебными организациями, б) софинансирование расходов российских предприятий и организаций по повышению квалификации их сотрудников для организации или обеспечения экспорта их товаров и услуг в Китай (головной исполнитель - Минобрнаука)

 

При этом наибольшее количество мер должно быть разработано МЭРТ (11 мероприятий), Минфином (3 мероприятия), МИДом (2 мероприятия) и Минобрнауки (2 мероприятия).

 

 

 Специфические отраслевые меры

1. Энергетика

1.1. нефтяной сектор: реализовать континентальные и сахалинские проекты добычи российской нефти и экспорта ее в Китай (головной исполнитель - Минпромэнерго)

1.2. газовый сектор: а) достижение соглашения с китайской стороной по ценам и тарифам и б) расширение участия российских компаний в газовом секторе Китая (головной исполнитель - МЭРТ)

1.3. угольный сектор: а) решение вопроса о допуске российских компаний к угольным проектам Китая и б) развитие транспортной инфраструктуры экспорта российского угля в Китай и решение связанных инвестиционных проблем (головной исполнитель - МЭРТ)

1.4. электроэнергетика: а) расширение участия российских компаний в тендерах по строительству объектов в Китае и б) совершенствование кредитно-финансовых механизмов реализации проектов для Китая (головной исполнитель -  Минпромэнерго)

 

2. Транспорт:

 а) разработать  программу модернизации инфраструктурно-транспортного  комплекса (вкл. объекты проекта  Туманган), обеспечивающего российско-китайскую и транзитную торговлю (российских портов, железных и автомобильных дорог), б) осуществить строительство прямого автомобильного выхода из России в Северо-Западный Китай, в) осуществить строительство автодорожного моста через Амур в районе Покровки (Читинская область) – Логухэ, г) осуществить строительство мостового перехода через Амур у Благовещенска (головной исполнитель - Минтранс)

 

3. Телекоммуникации:

а) завершить модернизацию оптоволоконной линии между Россией  и Китаем с целью увеличения пропускной способности, б) проработать вопрос об использовании новых космических спутников связи для организации глобального пакета услуг в странах третьего мира, в) решить вопрос выхода российских операторов мобильной связи на рынок услуг связи Китая (головной исполнитель - Мининформатизация)

 

4. Машиностроение:

а) разработать систему  государственной поддержки несырьевого  экспорта из России (льготное кредитование, государственные гарантии, возмещение затрат на страхование экспортных операций и проч.), б) создать систему рекламно-информационного обеспечения экспортеров машинно-технической продукции, в) разработать меры стимулирования внутренних и внешних инвестиций во внедрение российских технологий на промышленных предприятиях в России и в Китае, г) стимулировать создание отраслевых союзов, ассоциаций, консорциумов, экспортеров и инвесторов для создания эффективной системы продвижения машинно-технической продукции на перспективный китайский рынок, д) упростить и сделать стимулирующим для экспортеров таможенное регулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, е) скорректировать валютное регулирование с учетом современных схем финансирования экспортных операций, ж) подготовить соглашения по крупным сырьевым и высокотехнологичным проектам, включив обязательные поставки машинно-технической продукции для обеспечения этих проектов (головной исполнитель - МЭРТ)

 

5. Инновационное  сотрудничество: а) создать постоянно действующие выставки образцов российской продукции, ориентированной на внутренний китайский рынок, б) разработать взаимные рекомендации по охране интеллектуальной и других видов собственности при заключении инновационных соглашений, в) разработать пакеты типовых документов по организации совместных предприятий с учетом вклада российской стороны в виде интеллектуальной собственности, г) организовать мониторинг и обеспечить содействие в реализации действующих инновационных проектов, д) разработать программу мер по стимулированию развития рынка инновационного сотрудничества (налоги, кредиты и т.п.) (головной исполнитель - Минобразования)

 

6. Банковская  и страховая деятельность: а) сформировать универсальный список требований к совместно реализуемым проектам и б) установить взаимные лимиты на кредитно-гарантийные операции (головные исполнители - МЭРТ и МВД)

 

7. Сельское  хозяйство: разработать комплекс мер по стимулированию экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай и импорта китайской в Россию (головные исполнители - Минсельхоз и МЭРТ)

 

8. Рыбное  хозяйство: а) разработать комплекс мер по упорядочиванию использования рыбных ресурсов в пограничных областях, б) провести переговоры по совместному использованию ресурсов Мирового океана и по организации совместных рыбообрабатывающих предприятий с третьими странами, в) провести переговоры по организации совместных с Китаем рыбообрабатывающих предприятий с третьими странами с целью поставок готовой продукции в Россию, Китай и третьи страны (головной исполнитель - МЭРТ)

 

9. Химическая  и нефтехимическая промышленность:

а) разработать меры по увеличению экспорта российских удобрений в Китай и по оптимизации структуры этого экспорта, б) обеспечить достижение договоренностей и осуществление практических мер по снижению действующих тарифов на товары химической группы и невведение новых ограничительных мер, в) подготовить и реализовать совместную российско-китайскую программу развития двусторонней торговли продукцией химической промышленности (расширение номенклатуры экспортируемой продукции, оптимизация цен) (головной исполнитель - Минпромэнерго)

 

10. Лесная промышленность:

 а) разработать  комплекс мер по стимулированию  китайских инвестиций в лесную  отрасль России и созданию  перерабатывающих производств на  российской территории, б) разработать  и принять совместные меры  по борьбе с незаконной вырубкой и экспортом российского леса в Китай (головной исполнитель - Минприродныхресурсов)

 

11. Подрядное строительство и трудовые  услуги:

а) разработать комплекс мер по упорядочиванию использования  китайской рабочей силы необходимой  квалификации в трудодефицитных отраслях и регионах России, б) подготовить предложения по расширению участия российских специалистов в оказании строительных услуг на территории Китая (головной исполнитель - Минрегион)

 

12. Приграничная торговля:

а) законодательно определить статус районов и субъектов приграничной торговли, б) принять программу мер по стимулированию региональной инвестиционной деятельности и совершенствованию взаиморасчетов, в) принять программу мер по улучшению транспортных связей восточных регионов России с Европейской частью страны, созданию современной логистической базы, г) разработать систему экономической информации о партнерах и создать сеть деловых центров, д) завершить создание пограничных торгово-экономических комплексов (головной исполнитель - МИД)

 

 

13. Социальные услуги:

13.1. образование: а) разработать и осуществить комплекс мер по развитию законодательной, организационной, методической, информационно-рекламной базы по обеспечению экспорта образовательных услуг, б) подготовить согласованные предложения по поддержке существующих и созданию новых информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских ВУЗов в Китае и китайских ВУЗов в России, в) разработать и довести до общественности программу мер по обеспечению безопасности китайских студентов, г) разработать программу софинансирования на конкурсной основе проектов ВУЗов по строительству общежитий и аудиторного фонда для иностранных студентов и учащихся, д) разработать меры по предоставлению разрешения на работу в России по упрощенной процедуре для китайских граждан, успешно завершивших обучение в ВУЗах России, е) согласовать с правительством Китая программу взаимных научных обменов и стажировок между ВУЗами и научными организациями России и Китая, ж) разработать программу софинансирования на конкурсной основе проектов создания региональных центров по обучению иностранных учащихся русскому языку перед их поступлением в российские ВУЗы (головной исполнитель - МЭРТ)

13.2. здравоохранение: а) подготовить программы экспорта российских медицинских технологий, оборудования, приборов, медикаментов, фармацевтической продукции и медицинских услуг с учетом потребностей китайского рынка и б) подготовить предложения для китайской стороны по участию российских компаний в организации в Китае медицинских центров, центров общественной санитарной гигиены и профилактики заболеваний, комплексных лабораторий по контролю качества продукции, сырья, технологических процессов, мониторинга загрязнения окружающей среды (головной исполнитель - Минздравсоцразвития)

13.3. туризм: а) разработать программу кооперированных усилий российского государства и бизнеса по развитию на период до 2010 года инженерной и транспортной инфраструктуры в местах массового туризма и сети предприятий индустрии гостеприимства (гостиницы, оздоровительные, спортивные и развлекательные комплексы, предприятия общественного питания и др.), имеющую федеральную и региональные составляющие, и приступить к ее планомерной реализации, начиная с 2006 года, б) разработать программу привлечения китайских инвестиций к проектам туристической направленности в России, в) предложить совместный план взаимного направления туристов, г) принять меры по исключению случаев незаконного содержания в России китайских туристов российскими правоохранительными органами и усилению борьбы с инцидентами на национальной почве, д) принять меры по недопущению использования туристского канала для незаконной трудовой деятельности, е) открыть российское представительство по туризму в Китае (головные исполнители - ФА по туризму и Минфин)

 

При этом наибольшее количество мер должно быть разработано МЭРТ (8 мероприятий), Минпромэнерго (3 мероприятия), Минздравсоцразвития (2 мероприятия).

 

 

 Дополнительные значимые меры

 

Во многом, на основании  проведенной ГУ-ВШЭ научно-исследовательских  работы Центром стратегических разработок совместно с Минкоммерции КНР были разработаны необходимые значимые меры по развитию российско-китайского торгово-экономического взаимодействия, целью которых было доведение товарооборота между двумя странами до 60-80 млрд. долларов США к 2010 году.

 

Список этих мер включает (см. «Программа развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (2006-2010 гг.)», глава 6, с.74-75):

  1. завершение подготовки нового соглашения о стимулировании двусторонних инвестиций («Соглашение о поощрении и защите капиталовложений»);
  2. завершение подготовки среднесрочного плана (2006-2009 гг.) по совместному инвестированию в объекты транспортной инфраструктуры (включая логистику, портовую инфраструктуру, экспедиторские услуги и т.д.), способствующие развитию товарооборота между Российской Федерацией и КНР;
  3. завершение подготовки среднесрочного плана (2006-2009 гг.) по совместному инвестированию в проекты по развитию торговли услугами, особенно услугами, стимулирующими двусторонний товарооборот;
  4. завершение подготовки ряда совместных отраслевых планов действий по развитию товарооборота, двустороннему инвестированию в конкретные проекты, облагораживанию структуры товарооборота (с привлечением бизнес-ассоциаций и крупнейших производителей обеих стран) в перспективных секторах российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (лесное хозяйство и деревообработка, авиационная промышленность, сельское хозяйство и рыболовство, туризм, образование, судостроение, инновационная продукция и научно-техническое сотрудничество, иные сектора двусторонней заинтересованности);
  5. завершение подготовки совместной программы по подготовке кадров в сфере внешней торговли и взаимного инвестирования, а также подготовки представителей бизнеса (программа стажировок и обучения специалистов обеих стран по согласованным программам);
  6. завершение подготовки совместного плана действий по созданию, инвестированию и развитию международных инновационных консорциумов по внедрению высоких технологий в ряде перспективных секторов рынка, таких как: интерактивная телемедицина, ресурсосбережение, экология и др.;
  7. завершение подготовки совместного плана действий по созданию информационной среды двусторонних торговых отношений (включая создание совместного торгового интернет-портала, содержащего комментарии к законодательству обеих стран в сфере торговой и инвестиционной деятельности, примеры типовых договоров, иную информацию, облегчающую ведение торгово-инвестиционной деятельности на территории страны-партнера, изучение «лучшей практики» (bench marking) работы совместных рабочих групп и использование этого опыта при создании новых механизмов развития товарооборота между Российской Федерацией и КНР, подготовку стратегии создания таких механизмов);
  8. завершение подготовки совместного плана действий по устранению узких мест в системе торговых операций (банковских расчетов, страхования экспортных кредитов, валютного регулирования и валютного контроля и т.д.);
  9. завершение подготовки совместного плана действий, направленного на увеличение объема взаимных частных инвестиций, в том числе в производство продукции с высокой добавленной стоимостью;
  10. завершение подготовки совместной программы развития бизнес-диалога на уровне отраслевых ассоциаций производителей, торгово-промышленных палат и иных организаций бизнеса;
  11. завершение подготовки совместного плана действий по использованию режима особых (свободных) экономических зон Китая и России для наращивания торгово-экономического сотрудничества, по созданию и модернизации инфраструктуры торговли в приграничных регионах;
  12. завершение разработки совместной стратегии по улучшению имиджа страны-партнера в глазах национальных потребителей;
  13. завершение подготовки соглашения о взаимодействии и сотрудничестве российских и китайских предприятий на рынках третьих стран.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года